У камчатского рубежа
10.12.2010
Камчатка не только баснословный край Земли, но и усиленно охраняемый рубеж и одна из самых милитаризованных территорий России если не по плотности, то по значимости и мощи. Здесь рассредоточены незримые на Google Maps базы атомных подлодок, РВСН, ВМФ и, конечно же, авиации ФСБ, ее цвет. При всей заповедности и обилии кладезей исторического и природного наследия, словно законсервированных здесь для потомков, Камчатка – край, населенный нашими современниками, соотечественниками и единоверцами. Обо всем об этом россиянам еще раз напомнил глава Русской православной церкви патриарх Кирилл во время первосвятительского визита на Камчатку, в ходе которого состоялось освящение Троицкого кафедрального собора в Петропавловске-Камчатском, самого большого православного храма на Дальнем Востоке.
Собственно, здесь, в восьми часовых поясах от европейской части России, церковь приняла на себя часть ответственности по восстановлению единого культурного пространства страны, налаживанию связей между центром и самыми удаленными ее уголками. Усиление восточного вектора РПЦ с начала 2000-х годов было продиктовано необходимостью восстановления миссионерской деятельности в дальневосточных епархиях в связи с открытием новых приходов.
Патриарх Кирилл прибыл на Камчатку в ночь на пятницу 17 сентября. В аэропорту Елизово его встречали замглавы администрации Президента РФ Александр Беглов, губернатор Камчатского края Алексей Кузьмицкий и другие официальные лица, а также духовенство епархии, рота почетного караула 16-й эскадры атомных подводных крейсеров Тихоокеанского флота, казаки и артисты ансамбля «Мэнго».
«Дальний Восток России – это не оконечность, не периферия страны, это ее начало, – заявил владыка. – И если мы все проникнемся пониманием того, что именно здесь восходит солнце над Россией, то иначе будет жить Дальний Восток».
Надо отметить, что важной технической составляющей успешного проведения патриаршего визита стало авиационное обеспечение миссии силами вертолетов и самолетов авиации ФСБ.
Именно на этой составляющей мы и остановимся в этой статье, соединив описание авиационной работы с хронологией главных событий камчатской миссии главы РПЦ.
По плану визита патриарха помимо участия в главных мероприятиях в Троицком кафедральном соборе Петропавловска-Камчатского в первый день миссии, 17 сентября, предполагалось посетить удаленные поселки Оссора и Палана с освящением места под строительство Паланского Никольского храма, а во второй день – город Усть-Камчатск и главный населенный пункт Командорских островов – село Никольское, также с освящением места под строительство храма. Однако неблагоприятная погода внесла коррективы в порядок посещения и число населенных пунктов, в которые удалось приехать главе РПЦ.
Ежедневные вылеты предстоятеля в сопровождении губернатора края Алексея Кузьмицкого и правящего архиерея Камчатской епархии архиепископа Игнатия осуществлялись из аэропорта Елизово на двух самолетах Ан-72П 5-го Объединенного авиаотряда авиации ФСБ. С аэродрома РВСН «Ключи» трансфер для членов делегации к местам запланированных встреч обеспечивали 3 вертолета Ми-8 авиации ФСБ.
Утром 17 сентября стало понятно, что по метеоусловиям лететь в Палану невозможно. Было принято решение отправляться на остров Беринга Командорского архипелага, в село Никольское. В «Ключи» вертолеты должны были прибыть из Оссоры, но они также по причине плохой погоды долго не могли вылететь, из-за чего сдвинулся и вылет самолетов из аэропорта Елизово.
Как только звено вертолетов Ми-8 поднялось из Оссоры, друг за другом к «Ключам» ушли два Ан-72П – сначала борт с прессой и хором Сретенского монастыря, на котором присутствовал начальник 5-го Объединенного авиаотряда авиации ФСБ Андрей Геннадиевич Царев, вторым бортом – патриарх с официальной делегацией.
В «Ключах», пока вертолеты заправлялись, патриарх Кирилл провел встречу с населением, духовенством, представителями командования базы РВСН и местных властей. Аэродром находится у подножия высочайшего вулкана Евразии Ключевская Сопка (высота над уровнем моря – 4700 м). В этот день облачность закрывала вид на вулкан с земли, но уже с самолета на высоте 2000 м эта изрядно дымящаяся вершина была очень хорошо видна.
Вскоре вся делегация разместилась на трех вертолетах, борт с шестью VIP-пассажирами, включая патриарха и губернатора, пилотировал лично Герой России Николай Федорович Гаврилов.
Полет на Командоры проходил при сложных метеоусловиях, из-за низкой облачности вертолетному звену пришлось подниматься на «эшелон». Место посадки на острове Беринга осветилось солнцем, но садиться было непросто – скорость ветра составила 15–20 м/с с порывами до 25.
На вертолетной площадке села Никольского патриарха встречали глава Алеутского муниципального района и представители районной администрации. Предстоятель русской церкви совершил чин освящения места под строительство храма. За богослужением пел хор московского Сретенского монастыря, сопровождающий владыку во время поездки на Дальний Восток.
Затем предстоятель посетил местную школу на 200 учащихся, которая была построена при попечении Председателя Правительства РФ В.В. Путина и открыта в 2007 году.
Командорские острова – архипелаг из четырех островов (о. Беринга, о. Медный, о. Топорков, о. Арий Камень) и мелких скал, расположенных в юго-западной части Берингова моря Тихого океана. Острова названы в честь открывшего их в 1741 году мореплавателя командора Витуса Беринга. Никольское – единственное в России место компактного проживания алеутов. В селе сосредоточены последние носители редких диалектов их языка. Хозяйственная деятельность населения в основном базируется на морском промысле, на нормированном забое котиков и разведении голубого песца.
Уже начало темнеть, когда вертолеты с делегацией РПЦ взяли курс на базу РВСН, благо и машины, и пилоты авиации ФСБ могут летать в любую погоду днем и ночью. Из-за того, что над аэропортом Елизово видимость начала резко ухудшаться, вертолетчикам надо было поторопиться. В «Ключах» вертолеты садились под проливным дождем. Два самолета Ан-72П смогли вылететь с разницей в 40 минут.
Как только «журналистский» борт, где находился и наш фоторепортер Алексей Нагаев, пробил облака, пишущая и снимающая братия кинулась к иллюминаторам: из центрального кратера Ключевского вулкана по юго-восточному склону лилась раскаленная лава.
В Елизово садились, едва вписавшись в минимумы. Журналисты аплодировали.
На следующий день утром теми же бортами участники патриаршего визита перелетели на аэродром РВСН, но Ключевскую Сопку уже видно не было – облачность поднялась на 7000 м, нижний край – около 300 м.
На этот раз подготовленные «вертушки» уже ждали делегацию на площадке. «Восьмерки» были слегка посыпаны пеплом вчерашнего извержения. Если бы выбросы пепла продолжились, лететь было бы небезопасно.
В воздух поднялись все три машины, но с интервалом 20–30 минут. Борт с журналистами шел на высоте 2400 м при встречном ветре, так что путевая скорость была не выше 170 км/ч. В Палане успешно сели по-самолетному на местном аэродроме.
В Палане — административном центре Корякского округа Камчатского края — Его Святейшество встречал глава городского округа «поселок Палана». Прямо на посадочной полосе для делегации состоялся концерт фольклорных ансамблей. Предстоятель русской церкви освятил в поселке место возведения храма Николая Чудотворца и заложил в основание храма капсулу с памятной грамотой. Затем патриарх посетил временный храм прихода, после чего в кинотеатре «Палана» встретился с жителями Корякского округа.
Возвращение миссии из Паланы происходило знакомым маршрутом, единственная деталь: один из вертолетов Ми-8, взлетевший на полчаса позже остальных, шел на 200 м от земли и обогнал два других борта, встретивших ветер на эшелоне.
В воскресенье, 19 сентября 2010 года, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения Троицкого кафедрального собора города Петропавловска-Камчатского.
На богослужении присутствовали замглавы администрации Президента РФ А.Д. Беглов, губернатор края А.А. Кузьмицкий, заместитель полпреда Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе С.А. Левков, председатель Заксобрания Камчатского края Б.А. Невзоров, командующий войсками и силами на северо-востоке РФ контр-адмирал К.Г. Маклов, командующий 16-й эскадрой подводных лодок Тихоокеанского флота контр-адмирал Н.А. Евменов, благотворители, поддержавшие строительство кафедрального собора.
Журнал «Вертолетная индустрия» ровно три года назад публиковал репортаж об установке на строящемся Свято-Троицком соборе с помощью вертолетов авиации ФСБ купола (Ми-26) и креста (Ка-27). При проведении этих сложных монтажных работ вертолеты пилотировал участник сентябрьского визита патриарха генерал-лейтенант Н.Ф. Гаврилов.
Если попытаться дать оценку трем дням авиационной вахты с позиции нашего издания, пожалуй, главным итогом миссии патриарха на Камчатку следует считать достойные показатели работоспособности техники и профессиональный уровень вертолетчиков. Но неизбежно возникает вопрос: а насколько мог быть успешен подобный визит в какой-либо другой удаленный уголок страны без исправно функционирующей техники, действующих аэродромов, подготовленного технического и летного персонала? В местах, традиционно зависящих от воздушного транспорта, где инфраструктура оказалась разрушенной, нет больше ни авиации, ни полноценной жизни населения. Очевидно, наряду с возрождением епархий стране необходимо и настоящее благоустройство, например, в виде жизнеспособной авиационной инфраструктуры, ведь хорошо известно, что ее развитие подлинно способствует росту качества жизни и благосостоянию жителей страны.