У-УАЗ: жизненно важный «жизненный цикл»

Улан-Удэнский авиационный завод провел на вертолетах государственных заказчиков все виды регламентных работ по сервисным контрактам на вертолетах Ми-8АМТШ и Ми-8АМТШ-В, поставленных Министерству обороны РФ, а также на вертолетах Ми-8АМТ для МЧС и войск национальной гвардии. Особенностью проведения работ стало широкое использование материально-технической базы лабораторий завода для диагностики состояния различных блоков вертолета.

Совместная работа позволила оценить эффективность технического обслуживания, понять трудозатраты эксплуатанта, что впоследствии, при накоплении статистических данных, будет способствовать совершенствованию системы технического обслуживания, сообщили в пресс-службе предприятия.

«Регламентные работы в рамках контракта жизненного цикла включают в себя проверку состояния и работоспособности всех систем, необходимые периодические процедуры, замену расходных материалов. Их выполнение позволило специалистам завода и технико-эксплуатационных частей обменяться опытом, что в перспективе, несомненно, будет способствовать развитию и совершенствованию программ сервисного обслуживания авиационной техники», – рассказал управляющий директор У-УАЗ Леонид Белых.

Сервисный контракт, подписанный в декабре 2016 года между холдингом «Вертолеты России» и Министерством обороны РФ, предусматривает сопровождение высокотехнологичной продукции, включая выполнение работ по сервису и ремонту в процессе эксплуатации техники Министерством обороны РФ в 2016-2020 годах. Предприятия оборонно-промышленного комплекса и государственный заказчик тесно взаимодействуют в области обеспечения работоспособности техники и являются постоянными долгосрочными партнерами в контрактах сквозного жизненного цикла.

Для поддержания жизненного цикла вертолетов Ми-8АМТШ на У-УАЗ создана группа сервиса, состоящая из специалистов, имеющих большой опыт работы с вертолетами этого типа. При обслуживании вертолетов используется специальное оборудование, имеющееся на предприятии, включая лаборатории и контрольно-проверочную аппаратуру.

«Новая схема обслуживания вертолетов призвана минимизировать риски некачественного и несвоевременного выполнения запланированных заданий гособоронзаказа, повысить техническую готовность вертолетного парка к выполнению задач по предназначению. Предприятия холдинга при этом могут планировать загрузку производственных мощностей на период эксплуатации выпущенной и поставленной военному заказчику продукции», — отметил заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России» по продажам Владислав Савельев.

Помимо проведения регламентных работ У-УАЗ обеспечивает для всех вертолетов Ми-8АМТШ, эксплуатируемых в минобороны, выполнение других услуг. Среди них: организация всех видов ремонта вертолетов и комплектующих изделий, обеспечение запасными частями и обменным фондом, продление ресурсов, модернизация, технический мониторинг, обновление баз данных и программного обеспечения электронного оборудования, установленного на вертолетах, обучение летного и инженерно-технического состава.

Отметим, что контракты «жизненного цикла» касаются не только гособоронзаказа, но и экспортных соглашений. В марте нынешнего года генеральный «Вертолетов России» Андрей Богинский, принимая участие в Российско-Индийской военно-промышленной конференции, рассказал об основных направлениях и перспективах развития системы послепроджаного сервиса в интересах индийских эксплуатантов российской вертолетной техники.

Индия является одним из ключевых эксплуатантов вертолетов российского производства. В стране эксплуатируется более 400 вертолетов, что составляет почти 10 проц от общего мирового парка вертолетов, произведенных предприятиями холдинга «Вертолеты России» и эксплуатируемыми за пределами РФ. Наличие такого значительного парка вертолетов и перспективы его дальнейшего увеличения делают особенно актуальным вопрос организации эффективного послепродажного обслуживания.

В рамках предоставления заказчикам послепродажного обслуживания техники «Вертолеты России» активно развивают в Индии формат сотрудничества по концепции «единого окна», направленной на выстраивание стратегических отношений с эксплуантантом. Она подразумевает заключение долгосрочных соглашений, а также переход на формат работы по контракту «жизненного цикла».

«Мы предлагаем переходить к работе по долгосрочным рамочным контрактам с фиксацией закупочных цен, размера ежегодной эскалации и максимальных сроков поставки/оказания услуг на период до 3-5 лет. Это позволит сократить сроки доставки запасных частей и оказания услуг и, как следствие, достичь высоких показателей исправности парка вертолетов Индии», — заявил Андрей Богинский.

Сейчас реализуется российско-индийский проект по организации производства легких вертолетов Ка-226Т в Индии. Совместное предприятие, созданное при участии «Вертолетов России», «Рособоронэкспорта» и индийской корпорации HAL, изготовит 200 вертолетов различного назначения. «Вертолеты России» заинтересованы в активном привлечении индийских предприятий для изготовления комплектующих, а также организации технического обслуживания и ремонта вертолетов. Напомним, что «Вертолеты России» создают дублирующее производство вертолета Ка-226Т на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ) для скорейшего выполнения межправительственного соглашения по производству и поставке Индии этого новейшего легкого вертолета.

Кумертауское авиационное предприятие (КумАПП) будет работать в кооперации с У-УАЗ по проекту Ка-226Т для Индии, а также сохранит полный цикл сборки этого вертолета для госструктур РФ, гражданских эксплуатантов и других иностранных заказчиков. В зоне ответственности КумАПП остается производство и поставка ряда агрегатов для опытных и серийных вертолетов. В том числе, изготовление колонок и лопастей несущего винта.

У-УАЗ берет на себя производство и поставку технологических комплектов для производства Ка-226Т на совместном предприятии в Индии, организацию гарантийного обслуживания вертолетов, обучение индийского летно-технического персонала в учебном авиационном центре в Улан-Удэ, а также содействие в подготовке производства комплектующих для Ка-226Т в Индии.

У-УАЗ уже приступил к освоению производства Ка-226Т. Всего на площадке завода планируется изготовить 60 вертолетов.

«Мы очень позитивно оцениваем перенос производства Ка-226Т для Индии на мощности У-УАЗ, так как это загрузит завод дополнительными экспортными заказами, — говорит управляющий директор Улан-Удэнского авиационного завода Леонид Белых. — Наше предприятие обладает всеми необходимыми компетенциями для скорейшего освоения опытного и серийного производства вертолетов Ка-226Т. Напомню, что в советское время мы изготавливали вертолеты соосной схемы – Ка-15, Ка-18 и Ка-25».

Соглашение между Россией и Индией о сотрудничестве в области вертолетостроения подписано в 2015 году. Оно также предусматривает обслуживание, эксплуатацию, ремонт вертолетов и обеспечение их технического сопровождения.

Развитие послепродажного сервиса «Вертолеты России» ставили в числе первоочередных задач холдинга в условиях сокращения экспорта. «Соответственно, это и наша задача, – говорит Леонид Белых. — В первую очередь, работаем с министерством обороны, которое ставит условием договорных отношений обслуживание закупленных машин вплоть до момента их списания. Иными словами, закупается не вертолет, а его жизненный цикл, вплоть до утилизации. Аналогичная ситуация и на внешних рынках – для обеспечения необходимого уровня постпродажного обслуживания по всему миру открываются сервисные центры холдинга «Вертолеты России».

Иными словами, авиастроители Бурятии одними из первых и вполне успешно осваивают это направление работы, гарантируя будущую загрузку предприятия, сохранение его высокой репутации, как на отчественном, так и на зарубежных рынках.

Байкал Финанс

ПАРТНЕРЫ АВИ