БПЛА и дроны

«Есть мнение, что народные театры вскоре вытеснят, наконец, театр профессиональный…»

(с) Евгений Александрович, Режиссер народного театра, х/ф «Берегись автомобиля»

Век авиационных романтиков, профессиональных пилотов в кожаных куртках, с темными очками на обветренных лицах, судя по всему, постепенно подходит к концу. Их сменяют молодые (и не очень) ребята со стаканом капучинно одной из сетевых кофеен в одной руке и айпадом в другой. При этом из авиационного образования у них, в лучшем случае – кружок авиамоделизма в соседнем доме пионеров. Они не называют себя пилотами. Они — операторы дронов.

В век свободного доступа к информации, широкополосного беспроводного интернета, умных часов, дополненной реальности и беспилотных автомобилей меняется подход не только к традиционным «удаленным» видам работы, таким как дизайн, системное администрирование, бухгалтерия и финансы и т.д., но и к таким, которые до недавнего времени требовали непосредственного присутствия человека на рабочем месте. И работа пилота стала одной из них.

Естественно, пока речь не идет о пассажирских перевозках (хотя представители, например, Volcopter’a или китайской Ehang Inc, скорее всего, с нами не согласятся), но ряд работ, которые до этого были исключительной прерогативой традиционной авиации, в силу ряда объективных причин перешли в разряд работ, выполняемых беспилотной авиацией. Сегодня дроны активно используются как правоохранительными органами, так и в сельском хозяйстве, девелопменте, разнообразными городскими службами. К работам, которые уже выполняют дроны, можно причислить не только аэрофотосъемку, но и доставку товаров, атмосферные исследования, исследования дикой природы, сбор экологических данных, работы по геологоразведке и т.д. 

EHANG 184 / Фото: EHANG

К 2050 году, согласно докладу Европейской комиссии, только в Европе количество операторов дронов достигнет 150.000 (25% от мирового рынка к тому времени). В США ожидается, что к 2025 году операторов будет порядка 100.000, в тоже время поступление средств в экономику от данного сектора составит порядка 82 млрд. долларов. Всего же, по оценкам экспертов, мировой рынок беспилотников к 2035 году составит более 300 млрд. долларов. Для сравнения – в 2014 году объем рынка оценивался всего в 7 млрд. долларов. Также стабильный рост демонстрирует динамика мировых продаж коммерческих дронов – если в 2013 году общие продажи достигли всего 250 млн. долларов, то уже в 2014 году этот показатель вырос в три раза (750 млн. долларов). При этом 35% продаж дронов пришлось на США, 30% — на Европу, 15% от общего количества дронов было продано в Китае и около 20% — в остальных странах. При этом конкуренция будет только возрастать. Даже на небольшом, по мировым меркам, российском рынке по состоянию на 2013 год было около 30 производителей БПЛА и сопутствующего оборудования.

В США и ЕС постепенно внедряются специальные курсы и комплексные программы управления и обслуживания БПЛА как в качестве одной из составляющей авиационной подготовки, так и в качестве отдельных курсов. При этом данные курсы и школы, которые их предлагают, в США проходят специальную сертификацию Федерального управления гражданской авиации.

Уже сегодня сертифицированный оператор дрона, прошедший специальное обучение в США, может зарабатывать от 80 до 150 тыс. долларов в год, работая на крупные технологические компании. В России профессиональный оператор дрона может зарабатывать около 30-50 тысяч рублей в день. По оценкам специалистов, операторы дронов и инженеры, получающие образование в данной сфере, будут обеспечены рабочими местами, как минимум, на ближайшие 40-50 лет. Сегодня в США и Европе стоимость БПЛА, способных выполнять профессиональные задачи, начинается от 1000 долларов и может достигать нескольких миллионов, в случае если мы говорим о военных БПЛА.

Фото: WikiMedia

В тоже время, всевозрастающая популярность дронов имеет и негативную сторону – сегодня в России оперирование дронами практически никак не регламентируется и представляет определенные риски как с точки зрения личной, так и авиационной безопасности.

В конце 2015 года Государственной думой был принят закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных судов», согласно которому в России вводится обязательная регистрация дронов. Несмотря на то, что необходимость в регламентации их использования и регистрации назрела давно, имеющаяся практика показывает, что непосредственно сама процедура непонятна ни для операторов, ни для регулирующих органов, что, в свою очередь, выводит частных операторов дронов из российского правового поля. Логичным также видится введение обязательного страхования ответственности при регистрации дронов. Это позволит минимизировать возможный ущерб при происшествиях с участием БПЛА.

Фото: WikiMedia

Однако вопрос правового регулирования не является уникальным для России – в США, например, ожидается принятие финальных регулирующих документов по эксплуатации малых (до 55 фунтов) БПЛА только к середине 2016 года. Ожидается, что предлагаемые правила сделают обязательным специальный сертификат для таких аппаратов и ограничат их высоту полетов 500 футами (около 150 метров), а также зону управления в рамках прямой видимости оператора.

Проблема осложняется еще и тем, что сегодня в мире нет единого авиационного законодательства и каждая страна самостоятельно внедряет те или иные правила и ограничения в отношении разработки и эксплуатации гражданских БПЛА. Специалистами особенно отмечается, что текущее авиационное законодательство фактически никак не учитывает возросшую интенсивность воздушного траффика из-за БПЛА.

Фото: MediaWiki

В рамках ежегодной Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2016, которая пройдет в мае, запланировано проведение международной конференции «Беспилотные авиационные системы», которая затронет различные аспекты индустрии дронов, в первую очередь – правовые.

Выставка HeliRussia является, пожалуй, ключевым событием для вертолетной индустрии в нашей стране. Получить такой статус выставке позволила не только экспозиция новейших разработок, но и деловая программа, дающая возможрность решать актуальные вопросы отрасли с максимальной эффкективностью. Дело в том, что в отличие от многих других мероприятий, HeliRussia собирает всех игроков индустрии, включая представителей авиационных властей, которые активно вовлекаются в процесс выработки решений вместе с производителями, разработчиками и операторами авиационных систем.

Конференция по беспилотным авиационным системам это именно тот случай, когда представителям отрасли дронов надо пользоваться опытом коллег из вертолетной индустрии.  Эта конференция может выступить катализатором развития для всех, чья работа связана с дронами, ведь уровень стоящих перед развивающейся индустрией вопросов не позволяет решать их поодиночке.

Автор: эксперт журнала «Вертолетная Индустрия» — Азад Каррыев 

Теги записи: , ,

ПАРТНЕРЫ АВИ