Учебно-тренировочный вертолет «Ансат-У»

Историческая справка. Учебно-тренировочный вертолет «Ансат-У»

В конце ХХ века руководство КВЗ вышло с предложением разработать вертолет первоначальной подготовки для летных училищ на базе сертифицированного вертолета «Ансат». 14 сентября 2001 г. начальник Генерального штаба ВС РФ утвердил решение комиссии МО РФ по результатам рассмотрения предложений промышленности по учебно-тренировочному вертолету для первоначальной подготовки летного состава. А в 2002 г. учебно-тренировочный «Ансат» выиграл конкурс в МО РФ.
С 15 мая 2002 г. началось создание вертолета «Ансат-У». Правильно выбранная стратегия с максимальным использованием конструкторских наработок по гражданской версии вертолета позволила выиграть время, сократить расходы и снизить риски. Внешне военная машина отличается от гражданской только наличием колесного шасси (гражданский «Ансат» — на лыжном), но внутри — совершенно разный состав оборудования.
Для своевременного выполнения задания заказчика были изготовлены две машины «Ансат-У» (ПТ-04 и ПТ-06). На вертолете «Ансат-У» ПТ-04 был проведен комплекс наземных работ в обеспечение летных испытаний: наземные госиспытания трансмиссии и контрольные стендовые испытания двигателя PW-207. На вертолете «Ансат-У» ПТ-06 был проведен весь объем летных испытаний, предусмотренных программой. В ходе наземных и летных работ выполнено 19 наземных гонок (2 доводочные и 17 оценочных) и 155 полетов (14 доводочных и 141 оценочный).
С октября 2006 по ноябрь 2008 гг. Государственный летный испытательный центр МО РФ провел совместные госиспытания учебно-тренировочного вертолета первоначальной подготовки «Ансат-У».

Особенности конструкции учебно-тренировочного варианта «Ансата»

В отличие от базовой модели, в кабине пилотов установлен двойной комплект командных органов управления. За спиной ученика размещено кресло второго инструктора и места еще для шести учеников, которые могут сменять друг друга в кресле пилота прямо в полете. Колесное шасси требуется военным для облегчения обучения курсантов рулежке по аэродрому. Проработан и вооруженный вариант «Ансата-У» для обучения применению бортового вооружения на транспортно-боевых и ударных винтокрылых машинах.
Наличие на «Ансате» цифровой комплексной электросистемы дистанционного управления КСУ-А разработки и производства МНПК «Авионика» открыло широкие возможности по использованию машины в качестве учебно-тренировочной. Систему можно «настраивать» под требования конкретного учебного полета с учетом ограничений летных условий на критических режимах эксплуатации. Множество функций автоматического управления и стабилизации на КСУ помогает быстрее обучать управлению вертолетом курсанта, «отключая функции» по мере обретения им навыков управления.
Система также позволяет различные летные ситуации, регулировать «терпимость» вертолета к ошибкам управления, а также использовать единую унифицированную машину как для первоначального обучения, так и для повышенной подготовки или переучивания летчиков на другие вертолеты. Наличие КСУ превращает «Ансат» в летающий тренажер, имитирующий по ощущениям, реакции на действия летчика и перегрузкам практически любые вертолеты одновинтовой и двухвинтовой соосной схем.
Электронная система управления двигателями на «Ансате» позволяет при обучении безопасно имитировать отказ одного из двигателей и экономить ресурс силовой установки. Параметры всех вертолетных систем автоматически заводят в накопитель бортовой информационной системы контроля с возможностью их вывода и всестороннего анализа по завершении учебного полета.
Повышению эффективности и безопасности обучения способствуют и многие характерные особенности конструкции базового «Ансата», которая впервые в российском вертолетостроении разработана с учетом современных требований к выживаемости летчиков и пассажиров при аварийной посадке.

Силовая установка

В отличие от западных аналогов, легкий вертолет «Ансат» имеет два двигателя, что значительно повышает ее надежность и безопасность (качества, чрезвычайно необходимые учебной машине). В отсутствие малогабаритного вертолетного двигателя отечественной разработки с приемлемыми характеристиками, «Ансат-У» проходил госиспытания с заграничными PW207K. На перспективу фирма обязалась организовать сборочное производство двигателей на территории России.
Эта разновидность турбовального малоразмерного двигателя семейства PW200 разработки Pratt&Whitney Canada для применения на легких вертолетах была спроектирована специально для «Ансата». На двигатель от Авиарегистра МАК получен сертификат типа. Двигатель полностью соответствует требованиям по мощности, экономичности, весу и оснащен электронно-гидромеханической системой управления. Она обеспечивает резервное гидромеханическое управление при отказе электронной части. Программное обеспечение электронного регулятора, разработанное с учетом инерционно-динамических характеристик несущей системы «Ансата», прошло этап доводки в ходе опытных летных испытаний вертолета и сертифицировано вместе с двигателем. Суммарная наработка двигателей в составе вертолета «Ансат» еще в 2004 г. превысила 2500 ч.

Средства обучения для «Ансат-У»

В полном соответствии с современной концепцией о передаче в войска материальной части одновременно со средствами обучения, в рамках ОКР, наряду с постройкой вертолетов, создан и наземный комплекс технических средств обучения. Сегодня он полностью готов к оценке специалистами ГЛИЦ МО РФ и Сызранского ВВАУЛ. В состав комплекса входят: плакаты и учебно-методические пособия; учебный компьютерный класс теоретической подготовки на базе интерактивных систем обучения; процедурный и комплексный пилотажно-навигационный тренажеры вертолета; интегральная система объективного контроля готовности обучаемого.

ПАРТНЕРЫ АВИ