Уникальная в своем роде

Сороковая эскадрилья бельгийских ВВС выполняет поисково-спасательные операции на море

В 1974 году ВВС Бельгии разместили заказ на пять вертолетов Sea King Mk.48 поисково-спасательного исполнения (SAR). Через два года первый из них был официально передан бельгийским Военно-воздушным силам. Спустя десятилетия, после ряда модификаций, они продолжают исполнять свои поисково-спасательные функции с авиабазы Koksijde.

Расположение базы много значит

Военно-воздушная база Koksijde находится в середине шестидесятикилометрового бельгийского побережья, что представляет идеальную позицию для обслуживания зоны ответственности 40 эскадрильи.

Бельгия – одна из малых стран континентальной Европы, поэтому в обязанности ее поисково-спасательных служб (SAR) входит работа как в своей воздушной зоне (FIR), так и в зоне своего меньшего соседа – Люксембурга. Основные центры розыска и информации (RCC), ответственные за воздушные зоны находятся в аэропортах Брюсселя и Люксембурга, кроме того, в качестве своеобразного RCC выступает центральный диспетчерский пункт на базе ВВС Koksijde. Координация морских спасательных работ осуществляется из быстрорастущих европейских портов Oostende, Nieuwpoort и Zeebrugge, обрабатывающих до 44 млн. тонн грузов в год. Пространство для поисково-спасательных операций состоит из трех зон – FIR, экономической зоны (как правило, до 200 миль от береговой линии) и всю южную часть Северного моря. В целом, спасательные работы в Северном море организуют королевские ВВС на северо-западе, ВМФ Франции на юго-западе и ВВС Голландии на  востоке.

 

В связке с наземным программным комплексом

На бельгийском побережье, территории с большим числом песчаных банок и быстрыми приливами, Sea King в составе 40 эскадрильи обеспечивают оперативное реагирование на команды компьютеризированной информационной системы поиска и информации (SARIS – Search and Rescue Information System). С ее помощью RСС получают данные об аварийных ситуациях на море, погодных условиях, состоянию моря, а также информацию о наиболее вероятном месте поиска. Программный комплекс учитывает многие факторы. К примеру, сколько человек в данный момент требуют спасения на море, какое влияние на суда оказывают ветер и морское течение и так далее. Используя все известные данные RCC, оператор на базе ВВС Koksijde взаимодействует с экипажем Sea King для принятия решения об использовании той или иной модели поиска. И как только в бортовой системе управления полетом вертолета формируется поисковая программа, экипаж сосредотачивается на поиске пострадавших.

Операционный пункт в режиме реального времени ведет мониторинг морских перевозок в Северном море. Система может определить тип судна, позывной, его длину, вместимость, скорость, курс и GPS-координаты, которые могут быть переданы оператору.

Единственные в голландских ВВС

Команда воздушного судна состоит из шести человек. Среди них командир, второй пилот, бортинженер, который также является оператором лебедки, спасатель-пловец и фельдшер, работающие вместе в случае необходимости спуска на подъемнике, системный оператор (SARSO), решающий несколько задач (штурмана и оператор РЛС, осуществляющий взаимодействие с операционным пунктом и RCC).

24-часовой режим работы экипажей делится на два периода: с 8:00 до 20:00 они располагаются в штабе эскадрильи; с 20:00 до 8:00 ночуют в помещении на территории аэродрома. В связи с этим время готовности составляет 15 минут днем и 45 минут в остальное время суток. Также в течение дня два полных экипажа находятся в резерве.

С 1974 года все экипажи бельгийских Sea King проходили теоретическую подготовку на авиабазе ВМФ в Culdrose на юго-западе Англии. Здесь же состоялись и первые летные тренировки перед их отправкой в ноябре 1976 года в Koksijde. Так происходит и теперь, когда все новые пилоты проходят начальную подготовку в Culdrose. Сюда же пилоты возвращаются на курсы повышения квалификации перед тем как стать командирами воздушного судна.

Основные операции в море

Средний налет пилотов составляет 150 часов в год, при этом 75% этого времени отводится на обучение. Бельгийские воздушные силы не имеют других соединений, эксплуатирующих Sea King, кроме 40 эскадрильи, хотя те не оснащены для армейских операций и обучения личного состава. Несмотря на это Sea King в случае необходимости могут применяться для выполнения военных операций. Поэтому экипажи вертолетов проходят обучение в соответствии со стандартами НАТО и знают, как действовать в международной операционной среде.

Вдоль береговой линии Бельгии нет гор и скал, поэтому горно-спасательная деятельность не входит в функционал экипажей. Вместе с тем наибольшее количество операций по эвакуации с судов происходит вне района якорной стоянки, которая находится в 39 километрах от Koksijde. Из 84 таких операций за год 10% приходится на темное время суток, и этот показатель остается неизменным на протяжении многих лет.

Одна из самых запоминающихся операций произошла в марте 1987 года, когда вертолеты 40 эскадрильи были подняты для спасения пассажиров с опрокинувшегося грузопассажирского парома «Herald of Free Enterprise». В километре от гавани Zeebrugge при температуре воздуха три градуса мороза корабль оказался в полупогруженном состоянии на мелководье. Три Sea King 40 эскадрильи в течение ночи спасли 30 пассажиров парома. А вместе с другими спасательными вертолетами голландских ВВС и ВМС тогда было спасено более 260 человек.

Sea King Mk.48

Вертолет Sea King производства компании Westland Helicopters поставлялся в ряд стран. Его модификация Mk.48 практически идентична варианту, поставляемому в ВВС Австралии. На нем установлены два турбовальных двигателя Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Gnome H.1400-1T, увеличена грузовая кабина, а хвостовой винт имеет шесть лопастей. Mk.48 имеет максимальный взлетный вес 9752 кг.

Изначально компании Westland Helicopters не предусматривала, что Sea King будет эксплуатироваться до сегодняшнего момента при сроке эксплуатации планера в 10000 часов. С момента поступления в ВВС Бельгии все пять вертолетов Sea King претерпели ряд доработок. Первая была предпринята в 1987 году, когда металлические лопасти несущего винта были заменены новыми композитными. А спустя два года после случаев вибрации хвостовой балки были проведены работы по ее укреплению.

В 1995 году Westland Helicopters, в сотрудничестве с SABCA одной из крупнейших аэрокосмических компаний Бельгии провела расширенную программу модификации вертолетов. Она предусматривала обновление систем авионики воздушного судна, включая установку погодного радара Bendix RDR 1500B, навигационной системы Racal RNS252, систем Marconi CMA 3012 GPS и FLIR 2000F. Направленная на повышение возможностей вертолета в варианте для поисково-спасательных работ программа также предусматривала установку аварийной системы смазки основного редуктора, которая подавала масло в случае выхода из строя основной системы смазки.

Все вертолеты имеют возможность выполнять полеты по пилотажно-навигационным приборам под контролем системы управления воздушным движением. Они оснащены тактической навигационной системой (TACAN), что в сочетании с возможностью работы на UHF и VHF радиодиапазонах применяется для взаимодействия с наземными службами. Дуплексная система управления полетом (AFCS) обеспечивает поддержание в нужных параметрах тангаж, крен и рыскание, что дает вертолету возможность выполнять полет по одной из пяти моделей поиска. Навигационный компьютер Racal RMS252 компании SABCA, расположенный сзади пилотов, обеспечивает выбор наилучшей модели поиска в зависимости от типа спасения. AFCS также может обеспечить вертолету автоматический полет на высоте до 43 метров, позволяет облетать мачты судов. В режиме висения оператор с помощью пульта на главной задней двери может регулировать положение лебедки вертолета над судном или местом проведения спасательной операции.

Отличительная цветовая схема бельгийских Sea King стала знаковой, признанной в Европе после трансляции 23 серий придуманной телевизионной драмы. Съемки драмы, а затем и фильма о жизни летчиков «Koksijde Rescue – Windkracht 10» проводились в 40 эскадрилье.

Время для замены еще не наступило

Sea King является отличным вертолетом для поиска и спасения. Он представляет собой надежную, стабильную платформу с просторным грузопассажирским отсеком, которая используется на протяжении последних 50 лет практически без серьезных проблем. Вместе с тем, в последнее время увеличение затрат на ее обслуживание достигло критической точки. В настоящее время они являются ключевым элементом в выборе дальнейшего использования Sea King или поиска замены.

Как и многие европейские ВВС, бельгийские Военно-воздушные силы обращают внимание на программу NH90. Они в числе 14 других клиентов разместили заказ на четыре модификации вертолета NH90 в поисково-спасательном варианте (TTH) и четыре в противолодочном и противокорабельном варианте (NFH) в 2007 году на Парижском авиасалоне. Контракт по модификации TTH на тот момент оценивался в $ 400 млн. Он предполагал замену 40 эскадрильи вертолетов Sea King. В настоящий момент контракт находится  в процессе исполнения (поставка восьми вертолетов NH90 было отложена на текущий 2012 год) и в бельгийских ВВС проходят оценка и испытания вертолетов нового типа. Вместе с тем Sea King по-прежнему продолжает выполнять поисково-спасательные операции и в ближайшем будущем, возможно еще «разменяет» очередное десятилетие своей эксплуатации.

ПАРТНЕРЫ АВИ