Уравнять условия

Александр Владимирович, как профессиональное вертолетное сообщество отреагировало на обнародование законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности авиации общего назначения»?

Как и следовало ожидать,  реакция была очень неоднозначной. С одной стороны — часть профессионального сообщества АОН, уже довольно длительное время надеется на положительные сдвиги в вопросе принятия изменений, расширяющих применение частных воздушных судов. Одним словом, для них эти изменения — как «глоток свежего воздуха».

С другой стороны выступает коммерческая авиация, понятное дело, обеспокоенная будущими неравными условиями и, в связи с этим, потерей части рынка, а также возможным снижением уровня безопасностью полетов.  

На прошедшем 15 января этого года совещании в Министерстве транспорта в очередной раз подтвердилось, что разных взглядов придерживаются не только среди АОН и коммерческих эксплуатантов, но и среди должностных лиц Минтранса, Департамента госполитики в области ГА и Росавиации. Первые выступают за изменения существующих законов и дальнейшее развитие, а чиновники Росавиации — против этого и считают, что, достаточно и того, что есть.

Что можно сказать о законопроекте по сути – как с точки зрения правильных идей и рациональных зерен, так и с точки зрения совершенно заслуженных претензий?

Тщательно изучив данный вопрос, могу сказать, что основной идеей является -развитие авиационных услуг, включение частных воздушных судов в экономику страны, посредством их привлечения в те направления деятельности, которые не может заполнить гражданская авиация, сертифицированная выполнять коммерческие или авиаработы. 

В нашей стране, как говорится, две проблемы, первая — не для обсуждения в данной статье, а вторая — дороги. Для примера, взять мой родной Кольский полуостров. Ну, нет там дорог в тундре и не на чем добраться до красивейших мест и порыбачить.  И нет там авиакомпаний, которые могли бы тебя с друзьями завезти на пару дней и потом же забрать! А вертолет АОН, который за энную сумму (с которой заплатит еще официальный налог государству), может это обеспечить. И кому от этого будет плохо?!

Главный вопрос, по моему мнению, заключается в безопасности таких полетов: 

достаточно ли подготовлен пилот к полетам на данном типе воздушных судов, в различных погодных условиях и местности? Достаточно ли он знает правила выполнения полетов? 

В таком случае, предлагаю, что, может быть необходимо в пилотских свидетельствах (свидетельствах частного пилота) ставить соответствующую отметку — «Допущен к работе», например. Однозначно считаю неразумным запрещать полеты частным пилотам, имеющим сотни и тысячи часов налета. Кто усомнится в их компетентности? 

Конечно, существует опасность, что в небо будут подниматься и выполнять работы неподготовленные к этому люди, только окончившие курсы и получившие свидетельства.

Ну, здесь только один выход —  повышенная ответственность и контроль.

Заслуженной претензией, как справедливо отметили  представители авиакомпаний, является тот факт, что предложение Минтранса о воздушных перевозках и авиационных работах на легких, сверхлегких и беспилотных ВС без выдачи лицензии не соответствует действующему законодательству. 

Все-таки, согласитесь, в законопроекте также прямо игнорируются пункты Федерального закона о защите конкуренции, который говорит о том, что сертифицированные участники рынка с высоким уровнем обязательств не могут быть поставлены на одну доску с теми, чья деятельность носит экспериментальный характер и ограничена по ряду параметров…

Соглашусь, в материалах законопроекта  не оценивается влияние данного документа на деятельность коммерческих эксплуатантов и операторов, выполняющих авиационные работы в соответствии с действующим авиационным законодательством. В связи с этим, необходимо внести ясность в данный вопрос и разрешить основные противоречия.

Мне понравилась позиция заместителя Министра транспорта А.А. Юрчика и заместителя директора Департамента Алякритского Б.Ю. по вопросу допуска АОН к работам на прошедшем совещании.Она заключается во взвешенном и продуманном изменении руководящих документов гражданской авиации. Чтобы одновременно поддержать авиацию общего назначения, которая может заполнить ту нишу авиационных перевозок или работ, в которой не заинтересованы крупные игроки авиационного рынка  и не навредить коммерческим эксплуатантам.

По поводу экспериментального характера? АОН существует уже десятки лет и эксперимент пора заканчивать, нужно переходить к рядовой работе.

Пожалуй, главная эмоция связана с тем фактом, что в ситуации ограниченного платежеспособного спроса на производство авиаработ и  предполагаемой возможности их выполнения АОН по демпинговым ценам  может привести к обвалу рынка авиационных работ и дискредитации этого вида деятельности ГА в целом. То есть эксплуатанты коммерческой ГА и эксплуатанты ВС АОН заведомо оказываются в неравных условиях.

Да, такой вариант активно обсуждается в авиационных кругах. Но разве сейчас во всех коммерческих авиакомпаниях одинаковые цены?! Разница в цене летного часа иногда достигает десятков тысяч рублей на одном и том же типе воздушного судна. И так же используется демпинг и так же намного завышенная стоимость летного часа, там где просто без вертолета не обойтись, поэтому заказчик готов платить вдвойне, чтобы была выполнена работа. 

Считаю, что вопрос захвата рынка крупных коммерческих операторов и (или) авиакомпаний, сертифицированных на авиаработы, сильно преувеличен.  Во — первых, все решает заказчик! И я глубоко сомневаюсь, что как только АОН получит право работать не на безвозмездной основе, как сейчас по ВК, то «Транснефть», «Роснефть», структуры Газпрома, Минздрав и др. переметнутся к «частникам».

Во-вторых, почему бы АОН не занять незаполненную никем нишу эпизодических полетов по обзорным, экскурсионным маршрутам, аэротакси. Тем более, что коммерческие компании такие работы не выполняют. 

Конечно, как и любой законопроект, он подлежит обсуждению и внесению необходимых поправок. В нем имеются как внутренние противоречия, так и необходимость внесения изменений в другие нормативно-правовые документы. Считаю необходимым продолжить разработку законопроекта по регламентации полетов АОН за плату с широким обсуждением заинтересованной авиационной общественности. В том числе, более или менее уравнять условия. Но главное — не затягивать и не отвергать!

У России огромная территория и неба над ней всем хватит. Только нужно двигаться и развиваться! Авиация не должна сидеть на земле! 

Вперед и вверх, в небо!

ПАРТНЕРЫ АВИ