Успехи Airbus Helicopters
12.02.2017
Секрет успеха Airbus… Может, сильно сказано, но факт есть факт. У всех падают продажи, производители теряют рынки и клиентов, а у Airbus Helicopters продолжается рост. Успехов, крупных и менее значимых, достаточно, но речь не о них. Как им это удается?
Возможно, они думают и работают по-другому. Технологическая стратегия Airbus хорошо продумана. Основанная на инновациях экспансия по всем направлениям. Революция, провозглашенная еще Лутцем Бертлигном, продолжена. По словам Гийома Фори, новые вызовы только подстегнули стремление компании к поиску наиболее качественных и безопасных решений на основе преимуществ современной линейки продуктов и услуг.
Расчет на стабильность
Поддержание уровня продаж любой ценой — основное условия выживания компании в условиях кризиса. В прошлом году Airbus Helicopters достигла целевых показателей. Несмотря на сложную рыночную ситуацию, компания поставила 418 вертолетов (рост 5%). Удалось удержать 47% рынка гражданских турбинных вертолетов массой свыше 1,3 т и сохранить долю в военном сегменте. Всего чистых заказов на этот год у компании 353, что на 20 больше, чем в 2015-м. На семейство Super Puma было получено 23 против двух в 2015 году. По мнению Фори, это хороший знак.
На недавней встрече со СМИ он заявил, что будет счастлив, если в 2017-м удастся поставить в районе 400 вертолетов. По его мнению, выполнить более 350-400 заказов будет трудно, но именно такие цифры могут демонстрировать стабильность. Соотношение заказов к поставкам в районе единицы определено целью компании. Фори ожидает, что военные продажи в денежном эквиваленте в общем объеме займут прежнюю долю (57%). В количественном исчислении превалировать будут гражданские поставки.
Взгляд в будущее
Участие в новых проектах позволяет создавать новые технологии, диверсифицировать производство и определять перспективные направления. Airbus Helicopters, будучи частью авиастроительного гиганта, использует все возможности для монополизации рынка и развития новых проектов.
В середине года начнется строительство линии окончательной сборки в Китае, а первый H135 местной сборки планируется поставить уже в 2019 году. Вероятно, год выдастся напряженным для компании. Airbus рассчитывает поднять в воздух высокоскоростной демонстратор Clean Sky 2. Разработанная в рамках европейской инициативы машина станет дальнейшим развитием Х3. О ней Фори пообещал дать более подробную информацию на авиасалоне в Париже в июне.
Также в 2019 году планируется осуществить пилотируемый полет полностью электрического воздушного такси CityAirbus. Разработка ведется на немецких объектах в Донауворте и Оттобрунне. Первый беспилотный полет должен состояться в уже следующем году, но сроков ввода в строй пока не определено. Как отметил Фори, прототип нужно протестировать, уладить вопросы с властями и проработать бизнес-модель. По мнению экспертов, участие в проекте станет очередной площадкой для поиска новых клиентов, что позволит компенсировать падение спроса в нефтегазовой отрасли.
В прошлом году компания успешно провела аэродинамические испытания макета планера нового демонстратора высокоскоростного вертолета LifeRCraft, что дает возможность перейти к этапу проектирования. Масштабы и перспективы впечатляют…
Доверие клиентов
Этот вопрос поставлен во главу угла стратегии развития. В Мариньяне не отказываются от цели возвратить в строй H225. Практически все военные «Супер Пумы» уже летают. После отмены в октябре запрета на полеты EASA половина коммерческих машин (за исключением оффшорных) приступили к полетам. Возврат к операциям в оффшорной отрасли происходит гораздо медленнее, но примерно 10% машин, задействованных в Азии, тоже летает.
Конечно, восстановление доверия требует времени. Согласно Фори, неудовлетворительный уровень безопасности в Северном море не является исключительно следствием технических проблем. Airbus проводит исследования с целью совершенствования системы HUMS, которая, возможно, претерпит сильное изменение конфигурации.
Несмотря на рост цен на нефть, Фори пока не рассчитывает на значительный подъем в секторе в течение нескольких лет. По его словам, программа X6, ориентированная на успех «Супер Пума», продвигается независимо от краткосрочных взлетов и падений оффшорной нефтегазовой отрасли.
Маркетинг
В плане маркетинга Airbus довольно успешно использует просчеты конкурентов. Здесь на первом месте агрессивное продвижение на рынках, попытка пробиться в занятые ниши. В этом плане Airbus нет равных.
Интересен североамериканский опыт компании. На начало февраля Airbus располагает 64 заказами на гражданские турбинные вертолеты от клиентов из США и Канады. Самым популярным стали H125 AStar, H145, H135 и H130. Причем, интерес проявляется со стороны VIP/корпоративного сектора. Из 64 заказов 20 были сделаны новыми клиентами, пятеро их которых стали владельцами вертолета впервые. При этом, три четверти заказчиков составили VIP клиенты.
Так вот, годом ранее здесь было продано сто машин при первоначальном прогнозе 200 единиц. Люди проявляли интерес, а потом отказывались от идеи покупки. Airbus пришлось применить максимально гибкий подход в отношении богатых клиентов. Специально для них обучение проводилось по выходным, что обычно не практикуется. На богачей буквально охотились, предлагая условия на грани возможного. Порой приходилось перемещать тренировочные центры поближе к клиентам, поскольку те хотели заниматься ежедневно. И это дало свой результат.
Кроме того, качество обучения имеет не последнее значение, а Airbus этому уделяет много внимания. Ни один из американских клиентов не может сказать, что опыт, приобретенный в компании, недостаточен или плох. Немаловажны были другие инициативы, повышающие доступность запасных частей и качество техобслуживания.
Не успел Трамп обосноваться в Овальном кабинете, как Airbus уже сориентировалась на получение заказов от таможенной службы и пограничной охраны, а также притока военных. Компания не упускает ни единого шанса для продвижения своих продуктов и расширения опций. Интересы клиентов того требуют, и компания следует запросам рынка. Взять хотя бы систему BLR Aerospace FastFin, предлагаемую к установке как на новые H125, так и на AStar.
Сертификация и тестирование
Компания щепетильно подходит к тестированию своих продуктов. Например, новый средний многоцелевой H160 проходил испытания в условиях низких температур в Йеллоунайфе на севере Канады.
По словам руководителя программы Бернара Фуджарски, 5,5-тонная двухдвигательная машина с 1200-сильными Safran Arrano, полностью композитным планером, лопастями ротора Blue Edge, электрическим шасси и скошенным фенестроном нещадно подвергалась сорокаградусным морозам. Несколько раз запуск и работоспособность систем оценивались после полного выхолаживания. А до отправки в Канаду вертолет проверили в специальной климатической камере в Вене. Такой привередливый подход позволил подкорректировать настройку двигателей, что и вылилось в прекрасный результат.
Более того, Airbus пригласила представителей EASA, транспорта Канады и FAA посетить Йеллоунайф в середине февраля. В тестах принимали участие два инженера и пять механиков из подразделения технической поддержки. Это говорит о стремлении выводить на рынок зрелый продукт во всех отношениях.
Компания параллельно ведет разработку процессов производства и обслуживания, включая оценку ремонтопригодности, оснащения и операционных процедур. При серийном производстве используется модульный метод контроля качества, когда каждый узел оценивается параллельно. Все компоненты еще до монтажа проходят тщательную проверку, выявление и устранение дефектов выполняется на ранних стадиях. Широко используется опыт Airbus Group. В частности, реализуется концепция «цифровой фабрики». Создается «зрелый вертолет с первого дня». Уровень готовности к вводу в строй, например, Н175 составил 90%, а Н160 — уже 95%. При этом, сроки разработки кратчайшие в отрасли.
Показы и демонстрации
Концерн проводит массу демонстраций в самых разных регионах и климатических зонах мира. Это делают и некоторые другие, но именно в Airbus такая практика стала стандартной.
Испытания H145 на пригодность для оффшорных миссий выполнялось с привлечением операторов. Потенциальные эксплуатанты на собственном опыте оценили достоинства, и заказы поползли вверх. H160 уже успели оценить 15 потенциальных клиентов, полетавших на вертолете в сентябре и декабре прошлого года. Обратная связь с клиентами на этапе сертификации помогает устранить многие недоработки. Например, снизить вибрацию и шумы или увеличить обзорность.
Да, у Airbus есть современные разработки, продуманное постпродажное обслуживание, которым позавидует любой производитель. Это есть, скажем, и у Bell, причем, сопровождение даже круче. Но таких объемов продаж нет, хотя линейка продуктов не менее современна.
У Airbus она более разнообразна. Это вопрос денег и инвестиций, которых сегодня нет ни у кого в мире. Бывший Eurocopter с самого начала был частью большой европейской авиастроительной корпорации. Это более глобальный проект, чем у конкурентов. Даже возможности Textron некорректно сравнивать с масштабами Airbus Group.
В силу тех же причин отстает и Leonardo. Хотя компания представляет похожую линейку вертолетов, ей на долгие годы уготовано второе место с большим отрывом. Причем, Airbus нацелена на лидерство на всех рынках, гражданских и военных, вне зависимости от региона. В этом ее основное отличие от Sikorsky, упокоившейся на лаврах лучшего в мире производителя военных вертолетов.
Такое впечатление, что Airbus всего мало. Компании, замахнувшейся на 400 вертолетов в год, всегда будет тесно на рынке. Похоже, там действительно знают о рынках то, что не знают другие.
Конкуренты подчас не берут даже то, что лежит под ногами. В плане рыночных самоограничений по пути компании Sikorsky идут и «Вертолеты России». У отечественной компании огромный потенциал для освоения внутреннего рынка. Ежегодная потребность в новых вертолетах разных классов выражается в трехзначных цифрах. Но национальный вертолетный холдинг берет только самое вкусненькое — экспорт, военно-техническое сотрудничество. То, что не требует предельной самоотдачи, но дает больше денег. Мы надеемся, что российская компания в ближайшем будущем пересмотрит свою рыночную стратегию и выйдет на новые рубежи именно благодаря гражданским заказчикам, представленным в значительной мере операторами России и стран СНГ.
Airbus и всех остальных деньги интересуют не меньше. Так что, копаться нужно не в причинах ее успеха, а искать отличия в стратегиях и подходах к путям их реализации. В конце могу отметить, что стиль работы самых успешных конкурентов Airbus, например той же Leonardo или Bell, становиться как две капли воды похожим на Эйрбасовский…
Теги записи: Airbus