Итоги конгрессной программы «Гидроавиасалона-2016»

С 22 по 25 сентября в городе Геленджик Краснодарского края прошла  11-я Международная выставка и научная конференция по гидроавиации «Гидроавиасалон-2016». В выставке приняли участие 140 отечественных и 25 зарубежных компаний, которые представили свои передовые разработки и проекты, выставке сопутствовала зрелищная и рекордная по своей продолжительности летная программа.

«Гидроавиасалон-2016» посетили Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, президент «Объединенной авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь, а также чиновники, главы отраслевых компаний и иностранные делегации.

Одним из важнейших итогов «Гидроавиасалона» традиционно становится работа в рамках конгрессной программы, которую организует компания «Русские Выставочные Системы». В этом году конгрессная программа состояла из 42 мероприятий, которые охватывали широчайший спектр тем по насущным отраслевым и межотраслевым вопросам. В этом обзоре предлагается наиболее широкий обзор событий конгрессной программы 11-й Международной выставки и научной конференции по гидроавиации «Гидроавиасалон-2016».

Мероприятия конгрессной программы «Гидроавиасалона-2016» собрали руководителей министерств и ведомств, представителей властей федерального и регионального уровней, руководителей российских и зарубежных компаний, отраслевых специалистов и экспертов.

Конгрессная программа «Гидроавиасалона-2016» открылась «Вторым закрытым заседанием отдельной международной Российско-Китайской рабочей подгруппы по стандартизации» проводимым Институтом имени Н.Е. Жуковского при поддержке Минпромторга России и Федерального агентства по техническому регулированию и метеорологии. Со стороны России в состав рабочей подгруппы также вошли представители Союза авиапроизводителей России, «Объединенной авиастроительной корпорации» и холдинга «Вертолеты России».

Обсуждение на заседании сфокусировалось на вопросах составления, обмена и совместного признания каталога национальных авиационных стандартов России и КНР, а также возможности расширения взаимовыгодного сотрудничества в этой области. Сотрудничество двух стран в области аэрокосмических технологий носит стратегический характер, поэтому гармонизация стандартов в сфере авиационных технологий крайне важна.

На круглом столе «Перспективные технологии в проектировании и строительстве скоростного пассажирского флота», организованным «Крыловским государственным научным центром» подняли целый ряд важных тем, среди которых – перспективные технологии, которые впоследствии будут применяться для строительства гражданского флота нового поколения, государственная поддержка судостроения и инфраструктурная обеспеченность прибрежных территорий.

Круглому столу сопутствовало активное обсуждение вопросов строительства пассажирского флота.  Участники особенно отметили, что развитие пассажирского флота обязательно будет способствовать развитию человеческого потенциала России.

Южный Федеральный Университет организовал круглый стол «Подготовка инженерных кадров в интересах авиационной отрасли», в котором приняли участие представители российских предприятий авиационной отрасли и научно-образовательных организации. В ходе круглого стола участников познакомили с проектом Минобрнауки РФ «Новые кадры ОПК» – эта программа расширяет возможности целевого обучения студентов по направлениям ОПК на паритетных условиях финансирования со стороны государства и предприятий ОПК, а также включает финансовую поддержку инфраструктурных проектов вузов в интересах подготовки кадров для ОПК.

В ходе круглого стола отмечена особая важность взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями аэрокосмической отрасли в целях наиболее эффективной подготовки специалистов по востребованным и перспективным специальностям. Во многом это необходимо потому, что каждое авиационно-производственное предприятие обладает собственной уникальной компетенцией и эксклюзивными подходами в работе, освоение которых учащимися возможно лишь только при двустороннем взаимодействии вуза и предприятия.

Наиболее масштабным и значительным событием первого дня «Гидроавиасалона-2016» стал форум «Беспилотные транспортные системы», организованный компанией «Русские Выставочные Системы» совместно с Рабочими группами AeroNet и MariNet Национальной технологической инициативы (НТИ). Индустрия беспилотных систем является сравнительно-новой сферой деятельности и во многих аспектах она требует выработки единых подходов ко всем типам беспилотного транспорта, будь то нормативно-правовое регулирование, стандартизация технологий или практика применения. Форум позволил представителям двух перспективных направлений беспилотных технологий – воздушного и морского – обсудить общие вопросы беспилотной индустрии.

Развитие индустрии беспилотных транспортных систем (БТС) в России имеет серьезную поддержку на государственном уровне. На форуме выступили: Заместитель министра промышленности и торговли, Со-руководитель Рабочей Группы направления AeroNet НТИ Андрей Богинский, Заместитель Руководителя Росстандарта по вопросам стандартизации Антон Шалаев, Заместитель директора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Николай Шабликов, Заведующий отделом частно-государственного партнерства в инновационной сфере Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Константин Вишневский и Руководитель проекта Департамента поддержки НТИ Агентства стратегических инициатив Денис Унжаков.

В своем приветственном слове Андрей Богинский рассказал о работе группы AeroNet и отметил пользу «дорожной карты» развития этой отрасли, которая приносит реальную пользу всем ее участникам. По словам Андрея Богинского, индустрия БТС является одним из самых перспективных рынков и гражданский сегмент БТС будет только расти. Минпромторг России выступает в роли агрегатора компетенций по развитию беспилотных систем и экспертной площадки. Немаловажно, что на поддержку Минпромторга могут претендовать в том числе и небольшие проекты из области беспилотных систем.

Николай Шабликов познакомил участников круглого стола с задачами Рабочей Группы MariNet и той поддержкой, которую оказывает этой индустрии Минпромторг. По его словам, Национальная технологическая инициатива MariNet выделяет такие приоритетные сегменты, как новые технологии освоения ресурсов океана, инновационное судостроение, а также цифровую навигация и е-Навигацию.

Цифровая навигация и е-Навигация является одной из ключевых инициатив Международной морской организации, направленной на повышение безопасности судоходства и защиту окружающей среды. В России в этой области признанным лидером инноваций является компания «Транзас». Опираясь на достижения этой компании, MariNet планирует в дальнейшем развивать навигационные технологии, причем в сфере цифровой навигации Россия должна опередить в практическом применении стандартов цифровой навигации другие страны, выступив лидером и законодателем мод в их развитии и внедрении.

В целом, Россия имеет возможность претендовать на мировое лидерство в области инновационных морских технологий. Так, но прогнозам Рабочей Группы, объем экспорта продукции компаний рынка MariNet к 2020 году должен вырасти в 6 раз и составить около 60 млрд. рублей. Все проекты НТИ MariNet рассматриваются совместно с экспертным сообществом, также существенную роль в экспертизе проектов отводится ФГУП «Крыловский государственный научный центр».

Антон Шалаев рассказал участникам круглого стола о важности стандартизации в области перспективных технологий. По его словам, государство оказывает значительную поддержку этой работе и Росстандарт планирует ввести в 2017 году новые принципы стандартизации робототехники, которые будут включать БТС – наземные, морские, воздушные и космические. Значительное внимание отводится участию частных компаний в этом процессе, их работа будет стимулироваться соответствующими субсидиями – финансовые средства для этих целей уже заложены в бюджет ведомства на 2017 год.

Также Антон Шалаев рассказал о подходах к стандартизации в области беспилотных авиационных систем. Такие стандарты будут включать общие положения – в их числе, терминологию, классификацию, типологию и т.д., а также основные требования к системам и агрегатам и общие требования к эксплуатации. Добровольное следование этим стандартам должно позволить увеличить эффективность и качество разработок.

В своем выступлении Константин Вишневский познакомил участников круглого стола с российской практикой в области форсайта как инструмента в области отраслевых прогнозов научно-технологического развития. По словам Константина Вишневского, Россия в настоящее время находится в процессе перехода к новой технологической волне, что выступает одним из важнейших вызовов современности. Беспилотные системы являются весомым аспектом новой технологической волны и к 2030 году такие системы должны получить широчайшее распространение. В связи с этим в России должна внедряться система стратегического планирования, которая позволит распределять приоритеты и ресурсы корректным образом.

Работа над форсайт-проектами дает возможность создавать «дорожные карты» научно-технологического развития и искать наиболее удачные решения в области беспилотных транспортных систем, будь то беспилотные автомобили, суда или летательные аппараты.

Денис Унжаков рассказал о глобальной миссии Национальной технологической инициативы, которая должна объединить усилия власти и общества в области создания новых технологий в контексте новых глобальных вызовов. По словам Дениса Унжакова, на современном этапе особенно важна государственная поддержка молодежных кружков в области научно-технического творчества, которые могут стимулировать интерес молодежи к научно-техническому творчеству и впоследствии обеспечить современную индустрию молодыми профессионалами.

В рамках форума «Беспилотные транспортные системы» собственные сессии провели рабочие группы Национальной технологической инициативы – AeroNet и MariNet. В ходе сессий участники рабочих групп обсудили «дорожные карты» и насущные вопросы для компаний, вовлеченных в работу в сфере беспилотных технологий, а также поделились своими достижениями.

К примеру, в ходе сессии AeroNet участники обсуждали использование беспилотных систем для поддержки сельского хозяйства на прибрежных территориях и для разведки полезных ископаемых. На сессии MariNet рассматривали системы трехмерного обнаружения и картирования объектов морского дна и морские роботизированные системы для освоения Мирового океана.

Конгрессную программу выставки продолжила конференция на тему на тему «Перспективы применения экранопланов в России». Экраноплан – скоростное судно на динамической воздушной подушке, которое движется в пределах действия аэродинамического экрана на относительно небольшой высоте от поверхности воды, земли, снега или льда. Такой транспорт отличается высокой универсальностью и практичностью применения, к теме развития экранопланного транспорта проявляют интерес многие страны мира. На конференции, организованной Ассоциацией «Экраноплан», изучались технические, нормативно-правовые и экологические аспекты создания и использования экранопланов.

В качестве примеров были рассмотрены три модели экранопланов: «Орион-20» разработки Ассоциации «Экраноплан», «Буревестник-24М» разработки компании «НЕБО+МОРЕ», а также демонстратор экранопланных технологий «Тунгус» от «СК «Аэроход». Было отмечено, что среди потенциальных заказчиков и операторов экранопланов могут выступать крупные нефтегазовые компании, МЧС России, транспортные компании, государственные и специальные ведомства. Обоснованием для создания, развития и использования экранопланов в нашей стране могут стать принятые государственные программы, среди которых «Стратегия развития морской деятельности РФ до 2030 г.», «Стратегия развития геологической отрасли РФ до 2030 г.», «Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.», программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 г.», «Морская доктрина РФ до 2020 г.» и ряд других документов.

На форуме по развитию рыбопромышленного комплекса акватории Черного и Азовского морей, организованным администрацией Красноярского края, подняли темы государственного регулирования рыбохозяйственного комплекса Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна и предложения Росрыболовства по совершенствованию нормативно-правовой базы в целях ускоренного развития аквакультуры. Там же обсудили перспективы и проблемы развития морской аквакультуры в рыбохозяйственном комплексе Республики Крым, изучили основы устойчивого рыболовства.

В частности, участники форума остановились на позитивных изменениях в законодательстве в части, касающейся рыболовства, которые вступят в силу с 1 октября этого года.

Кроме того, на форуме значительное внимание было уделено темам сырьевой базы промысла Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна, основным направлениям развития и резервам, а также состояниям популяций азовских осетровых рыб и перспективам восстановления промысловых запасов.

Презентация «Авиакомпании стран Африки – состояние дел и потребности в авиатехнике», которую провела партнер компании Strikitsa Consulting и участник группы AeroNet НТИ Валентина Каледина, сфокусировалась на перспективах африканского рынка для российских компаний авиационной отрасли. По словам Валентины Калединой, африканский рынок сегодня составляет 3% общемирового пассажирского авиатрафика, а в 2014 году объем пассажирских авиаперевозок внутри Африканского континента составил 80 млрд. долл. США и благодаря росту экономик ряда африканских стран эта цифра имеет тенденцию к росту.

Кроме того, авиасообщение в Африке является единственным надежным средством транспорта, так как страны континента недостаточно связаны друг с другом наземной транспортной инфраструктурой (например, железнодорожным транспортом), которая кроме того была повреждена во время войн и локальных конфликтов, а процесс ее восстановления идет медленно или не идет вовсе.

Валентина Каледина отметила, что такие российские компании, как холдинг «Вертолеты России» имеют опыт успешного присутствия на рынке стран Африки, но и другие российские аэрокосмические предприятия могут иметь хорошие перспективы. Среди потенциально-успешных проектов она выделила межправительственное соглашение о техническом партнерстве с Зимбабве от 2015 г, которое касается закупки новых отечественных вертолетов Ми-38 и «Ансат», поставку на африканский рынок учебно-боевых самолетов Як-130, планы холдинга «Технодинамика» открыть центр технического обслуживания и ремонта авиаоборудования в 2018 году, а также проходящие в настоящее время переговоры с EgyptAir о поставках самолетов SSJ-100, которые могут оказаться эффективным решением африканских транспортных проблем. Кроме того, были отмечены растущие перспективы для российских компаний на рынках таких стран, как Гана, Кот-д’Ивуар, Свазиленд, Мозамбик и Зимбмбве.

2-я Международная конференция «Коррозия, старение и биостойкость материалов в морском климате», организованная Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов, была приуроченную к 115-летию со дня рождения Георгия Акимова, д.т.н., профессора, члена-корреспондента АН СССР, лауреата премии АН СССР им. Д.И. Менделеева, дважды лауреата Государственной премии СССР, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. В рамках конференции обсуждалась теория и практика исследований старения, коррозии, биологической стойкости материалов в природных средах, мониторинг и оценка коррозии, а также системы защиты материалов и техники от старения, коррозии, биологического воздействия и другие вопросы.

Презентация «Программное обеспечение авиационного бизнеса», проведенная компанией «Русские Выставочные Системы», познакомила участников с процессом создания отечественных решений в области программного обеспечения, ориентированного на поддержку работы авиационных компаний. Результатом обсуждения стал подтвержденный интерес со стороны отечественных предприятий к подобному ПО, которое хоть и требует дальнейших доработок, но уже соответствует основным требованиям, предъявляемым к таким системам.

В ходе круглого стола «Водные круизные маршруты России. Перспективы развития», который организован информационным морским порталом «Корабел.ру» и компанией «Русские Выставочные Системы» докладчики и участники остановились на важной теме возвращения былой популярности круизному туризму. Речные перевозки по воде могут дать экономике огромный мультипликативный эффект, но для этого нужна воля государства – эта отрасль потребует значительных инвестиций на начальном этапе. Сегодня круизный туризм находится в зоне особого внимания со стороны государства и для его поддержки планируется осуществить целый ряд мер, как то: стимулирование строительства судов для работы на внутренних водных путях, улучшение состояния водных путей и прибрежной инфраструктуры, повышение привлекательности и удобства въездного круизного туризма.

Строительство пассажирского флота нового поколения стало сквозной темой для многих конгрессных мероприятий «Гидроавиасалона-2016». В частности, на круглом столе «Водные круизные маршруты России» уделили внимание возможностям строительства новых круизных судов смешанного и внутреннего плавания, скоростным судам для линейных пассажирских и круизных перевозок, судам на солнечных батареях, а также рассказали о строительстве пассажирских судов на предприятиях «Объединенной судостроительной компании».

Круглый стол «Создание условий безопасного и эффективного развития транспортной инфраструктуры Керченского пролива» на «Гидроавиасалоне-2016» был организован Морским научным комитетом ВМФ и Военно-морским институтом ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Проведение круглого стола было обусловлено важностью темы строительства моста через Керченский пролив к 2018-2019 году для обеспечения транспортной, экономической, продовольственной и энергетической безопасности Республики Крым.

В ходе круглого стола было отмечено, что строительство Керченского моста сопровождается беспрецедентными мерами безопасности: вокруг транспортного перехода установлено ограждение протяженностью более 7 километров, работает более 130 постов охраны, установлены камеры видеонаблюдения, обеспечивающие наблюдение контрольно-пропускных пунктов и мониторинг процесса работ. Безопасность строительства с моря обеспечивает совместная группа ВМФ России и ФСБ, осуществляется патрулирование на катерах. Впоследствии эти меры по охране, применяемые при строительстве моста, станут частью комплексной системы безопасности после ввода моста в эксплуатацию.

Круглый стол позволил выработать и проанализировать направления и перспективы развития условий безопасности гражданской и военной инфраструктур акватории Керченского пролива. Мероприятие позволило рассмотреть не только организацию защиты процесса строительства от антропогенных факторов, но и различные аспекты интеграции Республики Крым в континентальное пространство России.

Одним из наиболее актуальных и важных мероприятий стал круглый стол «Контрафакт: закон и практика», организованный Ассоциацией Вертолетной Индустрии (АВИ) и компанией «РУССКИЙ ДОМ АВИАЦИИ» (РДА). В мероприятии приняли участие генеральный директор компании «Авиасистемы» Дмитрий Хорунжик, генеральный директор РДА Дмитрий Ермилов, заместитель Председателя правления АВИ Александр Калачев, директор по развитию РДА и руководитель рабочей группы «Поставки АТИ» технического комитета АВИ Илья Жуков, а также начальник отдела разработки и сопровождения аппаратно-программного комплекса ИАС МЛГ ВС ИАЦ ГосНИИ ГА Геннадий Глухов. Авиационный контрафакт имеет непосредственное влияние на безопасность полетов, поэтому профессиональное сообщество относится к теме борьбы с авиаконтрафактом с максимальной серьезностью.

В своем выступлении Геннадий Глухов познакомил участников мероприятия с работой, которую ведет ГосНИИ ГА для усиления контроля аутентичности авиационных компонентов. Так, ГосНИИ ГА продуктивно сотрудничает с рядом авиаремонтных заводов и производителями авиационного оборудования. Геннадий Глухов отметил, что ещё несколько лет назад, когда работа по контролю за аутентичностью авиакомпонентов только начиналась, контрафакт составлял в среднем 25% всего оборудования, используемого на вертолетах гражданской авиации. К настоящему времени это количество удалось радикальным образом снизить, хотя аналогичная проблема с вертолетами иностранного производства остается. Сегодня ГосНИИ ГА создает единый реестр авиакомпонентов, который позволит оперативно и достоверно выявлять контрафактную продукцию.

Значительное внимание в ходе круглого стола было обращено к проекту Федерального закона (ПФЗ) «О внесении изменений в Воздушный̆ кодекс Российской̆ Федерации и Кодекс Российской̆ Федерации об административных правонарушениях (в части обязательного контроля аутентичности компонентов воздушных судов)». К этому моменту распространению контрафактной продукции способствовало отсутствие серьезной административной или уголовной ответственности за изготовление и намеренную поставку авиаконтрафакта в России, тогда как в западных странах эти преступления преследуются серьезными штрафами и длительными сроками тюремного заключения. В ходе круглого стола участники смогли обсудить и смоделировать практики применения ПФЗ, а также оценить его влияние на вертолетную индустрию в целом.

Работа участников конгрессной программы «Гидроавиасалона» непосредственным образом двигает вперед развитие российского научно-технического потенциала, способствует развитию инфраструктуры, аэрокосмической и морской индустрий, выработке наиболее эффективных нормативно-правовых актов и решению острых социально-экономических проблем. Уникальный формат выставки позволяет объединить усилия для решения многих глобальных задач.

Как и любая международная отраслевая выставка, «Гидроавиасалон-2016» стал местом подписания документов между компаниями. Так, компания ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина (входит в структуру «РТ-Химкомпозит»), подписала соглашение о сотрудничестве в области создания тепловых сотопанелей и композиционных конструкций для космических аппаратов между с НПО им. С.А. Лавочкина и ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина.

Компания «Русские Вертолетные Системы» и холдинг «Вертолеты России» заключили соглашение о передаче в лизинг легкого многоцелевого вертолета «Ансат» с медицинским модулем. Новый вертолет планируется применять для выполнения медико-эвакуационных миссий в Москве и Московской области, а компания «Русские Вертолетные Системы» станет первым гражданским оператором вертолета этого типа.

В ходе выставки были достигнуты соглашения о лицензионной сборке самолетов-амфибий Бе-103 в КНР, обсуждались вопросы зарубежным партнерам самолетов-амфибий Бе-200ЧС и самолетов SSJ 100 производства ОАК.

Среди торжественных мероприятий следует отметить празднование 100-летнего юбилея авиастроения в Таганроге и 10-летнего юбилея профессионального отраслевого журнала «Вертолетная Индустрия», который издает АВИ.

«Гидроавиасалон-2016» организован Минпромторгом России согласно распоряжению Правительства России, его местом проведения была выбрана территория Геленджикской испытательно-экспериментальной базы ТАНТК им. Г.М. Бериева и аэропорта города Геленджик. Конгрессная программа «Гидроавиасалона-2016» организована компания «Русские Выставочные Системы».

Следующая выставка из серии «Гидроавиасалон» пройдет в 2018 году. 

Теги записи: , ,

ПАРТНЕРЫ АВИ