В зоне радиоактивного поражения

Родоначальник вертолетостроения Игорь Сикорский считал, что наиглавнейшая миссия вертолета — поиск и спасание людей. Работа вертолетов в операциях по оказанию помощи Японии, пострадавшей в результате недавнего землетрясения и цунами, еще раз напомнила о исключительной роли винтокрылых машин в ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.

11 марта у северо-восточного побережья Японии произошло землетрясение магнитудой до девяти баллов. Считается, что это было одно из самых сильных землетрясений в истории страны. Погибли тысячи людей. Цунами, сопровождающие землетрясение вызвали массовые разрушения, в том числе серьезные повреждения объектов атомной энергетики.

Японским правительством в ответ на бедствие были мобилизованы силы самообороны. Первое, на что было обращено внимание – критическая ситуация, возникшая из-за природного катаклизма на объектах атомной энергетики в Фукусиме. Здесь срочно нужно было предпринимать меры по минимизации последствий разрушения атомных энергоблоков АЭС «Фукусима-1». Оптимальным стало применение вертолетов.

Была предпринята попытка охладить аварийные реакторы «Фукусимы-1», заливая их водой с вертолетов. Два вертолета сил самообороны Японии CH-47 Chinook сбрасывали воду из прикрепленных к ним резервуаров, объем которых составляет 7,5 тонн воды. Кроме этих летательных аппаратов в районе третьего реактора барражировал вертолет с оборудованием для постоянного измерения уровня радиации. Для защиты техники в нижней части вертолетов были установлены свинцовые плиты. Пилоты находились в спецодежде.

Однако существенных улучшений заливка водой реактора не принесла. Пилоты увели машины на базу, чтобы не подвергаться чрезмерному воздействию радиации. Летчикам приходилось работать в сложных условиях – у них не было возможности зависнуть над АЭС, чтобы сбросить воду прицельно, из-за слишком большого радиационного фона. В результате, реакторы пришлось заливать на ходу, отчего эффективность этих действий оказалась существенно ниже. Наблюдатели тут же напомнили, сколь невероятно сложнее была задача советских пилотов в Чернобыле, которые засыпали уже разрушенный реактор песком, цементом и свинцовыми шариками, совершая в день по 20-30 вылетов в день, вертолеты ложились на курс тройками, действуя практически в обстановке ядерной войны.

Правительство Японии обратилось ко всем странам, кто может оказать реальную помощь в устранении последствий землетрясения, цунами, и вызванных ими техногенной катастрофы.

Значительные ресурсы были выделены со стороны США. В их числе, кроме 144 спасателей с двенадцатью собаками, была значительная военная составляющая. Военнослужащие США приняли участие в операции под названием Tomodachi, что в переводе с японского означает «друзья». Еще раз довелось убедиться, что эти две страны подчас взаимодействуют интенсивнее, чем просто партнеры. США с конца 1950-х годов охотно делилась с Японией военными и технологическими секретами, оказывало любую необходимую помощь, словно речь шла об еще одном американском штате. 

К японскому берегу были направлены восемь военных кораблей 7-го флота США, приписанные к американской военно-морской базе в Йокосуке. Десантный корабль Tortuga вывез с базы в Южной Корее транспортные вертолеты MH-53, которые предназначались для ликвидации последствий землетрясения и цунами. Все корабли, имеющие на борту вертолеты или самолеты, в соответствии с нормативами, выступили для оказания помощи в течение 24 часов. Остальные корабли – в течение 48 часов.

В качестве плавучей платформы для дозаправки вертолетов сил самообороны, береговой охраны, пожарной службы и полиции, а также иных гражданских служб, участвующих в спасательных и восстановительных работах на берегу был определен американский авианосец Ronald Reagan. Кроме того, в спасательных операциях были задействованы авиационные подразделения самого авианосца – вертолеты HH-60H Sea Hawk из 4-й противолодочной эскадрильи Black Knights. Два вертолета с авианосца вместе с вертолетом сил самообороны Японии перевезли около 30 тысяч «боевых рационов» с авианосца на берег.

В операции Tomodachi приняли участие и «летающие радары» вертолеты SH-60B противолодочной эскадрильи Chargers. Основное назначение SН-60В – обнаружение и идентификация надводных и подводных целей в радиусе 185 км во взаимодействии с кораблем базирования, который должен обеспечить координирование действий. Вторая задача SН-60В – загоризонтное обнаружение целей. Дополнительные задачи предусматривают поисково-спасательные и разведывательные операции, патрулирование, а также эвакуацию раненых и доставку снаряжения на военные корабли.

В перечне вертолетных соединений, принявших участие в спасательных операциях в Японии значится средняя морская вертолетная эскадрилья 265 (Marine Medium Helicopter Squadron 265), базирующаяся на Окинаве. Она относится к корпусу морской пехоты и имеет на вооружении транспортные вертолеты CH-46E.

Это одно из самых боеготовых военно-транспортных вертолетных подразделений армии США. Созданная в октябре 1962 года, эскадрилья занимается обеспечением и перевозкой войск и вооружения во время экспедиционных операций. Эскадрилья имеет большой опыт ночных операций. В Фукусиме пригодилась выучка подразделения по быстрому развертыванию.

Стоит отметить также участие в операции моряков и морских пехотинцев с флагманского корабля управления седьмого флота США USS Blue Ridge, имеющий на борту вертолет. Экипаж связного вертолета обеспечивал бесперебойное пополнение запасов расходных материалов.

Таким образом, США сконцентрировали около Японии группировку кораблей, способных заниматься координаций действий значительных привлеченных сил, что было оправдано стоящими перед спасательными силами задачами. Такой подход позволил руководству операцией быстро оценивать обстановку и концентрироваться на любых ситуациях, которые возникали по ходу операции.

Российское участие в спасательной операции выразилось в доставке в Японию гуманитарных грузов на самолетах МЧС Ил-76, а также переброске большой группы спасателей в количестве 161 человек. В операции был также задействован вертолет Ми-26, который доставил непосредственно в Фукусиму 25 спасателей и аварийно-спасательную технику.

ПАРТНЕРЫ АВИ