Вертолет-лайнер, способный на многое
13.03.2018
В августе 1967 года свой первый полет совершил легендарный летательный аппарат, которому пилоты дали весьма многообещающие название — лайнер. В течение жизни этому вертолету присваивались и другие имена, но все же главным, по которому его и сегодня узнают во многих странах мира, является Ми-14, вертолет-амфибия.
Всего с 1973 по 1986 года на Казанском вертолетном заводе было изготовлено 273 Ми-14. Задумывавшийся, как специализированный противолодочный, впоследствии он освоил и другие профессии, стал буксировщиком минных тралов, поисково-спасательным вертолетом, работал на «гражданке». И, все-таки, почему лайнер?
Основательный и красивый
Первое, что бросается в глаза — большая продолжительность полета Ми-14. В воздухе он мог находиться более пяти с половиной часов, совершая перелеты на расстояния более тысячи километров. Кроме того, вертолет был способен в течение двух часов вести гидроакустический поиск на удалении до 300 километров от берега. И здесь крайне важным является комфорт, которым был обеспечен экипаж воздушного судна для эффективной работы. Так вот, удобная компоновка кабины, минимальная вибрация, надежность, особенно при полетах над морем в сложных метеоусловиях ночью обеспечивали тот самый комфорт, который отсутствовал у других машин. Отсюда и лайнер.
Правда, Ми-14 присваивались и другие «народные» имена. Одно из них «винтоплюх», по всей видимости, связано с довольно близким расположением лопастей к воде, что приводило к их касанию, правда, в большей степени во время испытательных полетов. Были и другие ассоциации.
Главным конструктивным отличием машины была установка герметичного днища лодочного типа вместо силового пола обычного вертолета. Благодаря этому решению вертолет получил возможность совершать посадку на воду. По бокам фюзеляжа были установлены специальные стабилизирующие поплавки, которые не давали машине перевернуться на воде, а также исполняли роль ниш для опор основного убирающегося шасси.
А вообще, Ми-14 является своеобразным рекордсменом по количеству испытаний, которые шли более семи лет. Мало того, наработки, которые были накоплены во время испытаний Ми-14 в значительной степени помогли стать лучше его предшественнику — Ми-8. Зато в итоге он оказался не превзойденным до сих пор вертолетом-амфибией, который мог садиться и взлетать с водной поверхности, рулить по ней, что было его обычными