Вертолет в свете Арктики

Климатические и геополитические изменения в мире привели к тому, что Арктика стала привлекательной не только для научно-исследовательских работ, но и для освоения ее ресурсов, а также построения нового глобального транспортного маршрута, Северного морского пути. Для России этот регион имеет важнейшее значение и с точки зрения безопасности.

Согласно стратегии развития арктической зоны до 2035 года, подготовка которого завершена в декабре 2019 года, доля нефти, добываемой в Арктике, к 2030 году увеличится до 22 процентов от общего объема добычи нефти в России, а к 2035 году до 25. Доля арктического природного газа к 2035 году вырастет до 92 процентов с 82,7 в 2018 года, СПГ — на 63. И, конечно, объем перевозок по СМП — до 160 миллионов тонн в год.

«Партнеры» не дремлют

При этом никто не отменял, как минимум торговое соперничество, основанное на желании других стран добиться преимуществ в деле использования арктических природных ресурсов. И здесь в ход идет все, в том числе политическая демагогия. Так в январе 2020 года ряд мировых мейджоров отказались использовать арктические пути для доставки своих товаров. Но хуже обстоят дела с Норвегией, власти которой дерзко нарушают договор от 1920 года, определяющий международно-правовой статус архипелага. И без того кабальный для России договор, подписанный в непростые для страны годы, норвежские власти стараются попросту обнулить. К примеру, они ввели 200-мильную зону и штрафуют российских рыболовов, вводят ограничения на полеты вертолетов, создают новые заповедники в Российской экономической зоне, что делает невозможным там коммерческую деятельность и так далее. В конечном итоге если Норвегия закрепит контроль над Шпицбергеном, то трасса СМП между Шпицбергеном и материком станет территорией Норвегии. Это однозначно приведет к созданию серьезных ограничений для России и в вопросах эксплуатации СМП, и закроет проход российским военным кораблям через арктические моря.

Масла в огонь добавляют США, которые своей директивой NSPD 66/HSPD определяют себя в качестве арктического государства, которое ставит на повестку дня международную юрисдикцию управления этой областью. Тут же разговор заходит и о национальной безопасности, защите окружающей среды, и поддержке северных народов, и так далее. Кроме того, указ президента США «Повышение координации национальных усилий в Арктике» признает за Америкой главенство в Арктическом совете, созданном в 1996 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. А в качестве последнего аргумента в дело вступают военные — Пентагон считает, что будет готов к ведению военных действий в Арктике через 15–20 лет. Естественно противодействуя планам России. Аналитические центры уже озвучили ключевые положения, неприемлемые для нашей страны. Это и то, что Москве нужно дать понять, что у нее нет эксклюзивных прав на Арктику, и нацеленность США и НАТО на распространение своего влияния на Северный морской путь.

Из всего этого следует единственный вывод: если Россия не защитит Арктику, она утратит весомую часть своего суверенитета.

Оборонительная логика — лишь часть проблемы. Комплекс мер по развитию Арктики предполагает действенную систему предупреждения и ликвидации последствий ЧС, экстренного реагирования и эвакуации пострадавших и больных, что невозможно реализовать без мощного современного вертолетного флота.

Винтокрылый инструмент

В самом деле, по мере расширения арктической экономики риск возникновения конфликтов и чрезвычайных ситуаций в арктическом регионе увеличивается. В этой связи Россией развернуто обширное строительство арктических баз, восстановление аэродромной сети. Важнейшей задачей страны является построение арктической инфраструктуры, которая позволяла бы максимально эффективно использовать предоставляемые территорией возможности, обеспечивать российские интересы на ней.

Авиационным обеспечительным мерам в этом случае придается ключевое значение, что в очередной раз было продемонстрировано в ходе комплексных учений по реагированию на ЧС в Арктике, которые провел «Газпром». По сценарию учений, пострадавшего, которого вытащили из воды и оказали первую помощь на борту судна, необходимо было перевезти в медицинское учреждение на берег. Для оперативной транспортировки использовался вертолет Ми-8МВТ экстренной медицинской помощи, оборудованный системами жизнеобеспечения.

Силовое применение вертолетов — поиск и уничтожение диверсионных групп — одна из целей других учений, которые проводятся с 2015 года на севере Красноярского края под руководством командующего Северным флотом. В ходе мероприятий отрабатываются вопросы взаимодействия и совместного выполнения задач в условиях Крайнего Севера подразделениями арктической бригады ротными тактическими группами ВДВ и спецназа при поддержке авиации и артиллерии, высадкой воздушного десанта с вертолетов семейства Ми-8 штурмовым способом.

«Разбор полетов» показывает, в Арктике нужны особенные, специализированные, неприхотливые вертолеты, конструкция которых обеспечивает выполнение ими задач в чрезвычайно сложных условиях.

Что имеем

Если говорить в целом о состоянии дел в таком секторе, как арктическая вертолетная авиация, то у России, начиная с 1960-х годов, всегда имелись актуальные разработки. Важными новыми вехами в развитии вертолетов арктического базирования можно назвать выпуск Ми-8АМТШ-ВА в военном северном исполнении и новых моделей гражданских вертолетов семейства «Ми» в офшорном и арктическом вариантах, а также создание Ка-62 для арктических условий. Среди будущих новинок и перспективная модель — Ми-171А3, которую «Вертолеты России» и «Газпром» готовят для работ на арктическим шельфе.

Логичным в этой связи выглядит стремление «Вертолетов России» распространять программу создания арктических вертолетов не только на винтокрылые машины семейства Ми-8/17, но и на другие платформы, в частности, Ми-26.

Таким образом, среди работающих в Арктике, благодаря современному комплексу авионики, а также модернизированным узлам и агрегатам — Ми-8/17, который сохраняет уверенные рыночные позиции в классе среднетяжелых вертолетов. Признанным лидером своего класса для обеспечения работы судов в Арктике и Антарктике является транспортный вертолет Ка-32. Для доставки крупногабаритных грузов используется самый грузоподъемный вертолет в мире Ми-26.

Реальные потребности

Специфика применения и стоящие перед винтокрылой техникой задачи диктуют и параметры спроса на авиатехнику арктического исполнения. По словам генерального директора «Вертолетов России» Андрея Богинского, закупки гражданских вертолетов разного класса составят порядка 100 единиц в год. А согласно прогнозу гражданской авиации для Арктики, как транспортной, так и пассажирской техники в период до 2032 года, составит не более одного-двух процентов от общего числа планируемой к выпуску гражданской авиационной техники. Таким образом, объем поставок гражданской арктической техники составит не более четырех вертолетов в год.

Хватит ли этой техники для довольно рассредоточенной зоны экономической деятельности, но сконцентрированной в портах, на месторождениях и коммуникациях? Ответить на такой вопрос, не имея концепции развития единой транспортной системы Арктики, очень трудно. А ведь именно она может дать ответ на то, какой должна быть сбалансированная авиатранспортная система арктической зоны, сколько, в конце концов, специализированных вертолетов и какой принадлежности (военные и гражданские) должно обслуживать потребности региона.

Но даже имеющиеся проценты могут быть достаточны для того, чтобы обеспечивать потребность в специализированных арктических воздушных судах, для которых налет, как таковой и зарабатывание денег не являются мерилом эффективности. В данном случае гораздо важнее решение экстренных задач при чрезвычайных ситуациях, что подтверждают не только учения «Газпрома», но и опыт военных, действующих в высоких широтах.

Что же, все-таки, нужно

При имеющихся ограничениях проектных емкостей, как строящихся арктических военных городков, так и гражданской инфраструктуры, полноценно выполнять специфические задачи спасения в Арктике могут только арктические воздушные суда типа Ми-8АМТШ-ВА, получившие самые положительные отзывы в войсках.

Вертолет имеет ряд конструктивных особенностей, обеспечивающих возможность его эксплуатации в условиях низких температур: система оперативного запуска двигателей при температурах до — 60 градусов Цельсия при автономном и безангарном базировании машины, работающая от вспомогательной силовой установки ТА-14 российского производства. Грузовая кабина воздушного судна оснащена специальной теплоизоляцией, системой обогрева, средствами для разогрева горячих пайков и воды, теплоизоляционными шторами.

Правда, и здесь есть оговорка — даже самые, казалось, продвинутые новые вертолеты северного исполнения уже с самого начала своей работы требовали доработок, позволяющих, к примеру, размещать грузы и малогабаритный транспорт (десанта, медиков и т.д.) на пилонах. Однако этот простой вопрос, давно «висящий в воздухе», до сих пор не получил «технического ответа». То есть, во главу угла встает тема суперспециализации воздушных судов для Арктики. А это уже целая линейка вертолетов, выполняющих довольно специфические функции, потребность в которых постоянно растет.

ПАРТНЕРЫ АВИ