Вертолетчиков требуют на посадку.

Вертолетчиков требуют на посадку. В августе авиакомпания «Вертикаль-Т» через суд добилась признания недействительным приказа Росавиации об аннулировании сертификата эксплуатанта. Это беспрецедентный случай в авиационной отрасли.

ОАО «Авиалинии Дагестана» пытались судиться с Росавиацией, но к моменту возврата сертификата уже обанкротились. Примечательно, что к «Авиалиниям Дагестана» предъявлялись точно такие же претензии, как и к «Вертикаль-Т», — переработка пилотов. За всю историю только три авиакомпании лишались сертификата за то, что их пилоты мало отдыхали. Помимо «Вертикаль-Т», это уже упомянутое ОАО «Авиалинии Дагестана» и авиакомпания Red Wings. Официальные представители последнего авиаперевозчика отказались отвечать на вопросы о претензиях со стороны Росавиации. Но источник, близкий к авиакомпании, связал ее проблемы с основным владельцем, главой НРК Александром Лебедевым, который слишком резко высказывался в адрес властей.

Первые в Кабуле

Авиакомпания «Вертикаль-Т» была основана в 1992 г., когда произошел практически полный развал Вооруженных сил, и военным пилотам пришлось искать применение своим опыту и знаниям. «Все офицеры тогда торговали на рынках, охраняли первые появившиеся коммерческие компании. Мы решили пойти по иному пути, поставив на коммерческую основу вертолетные авиаперевозки», — вспоминает гендиректор «Вертикаль-Т» Владимир Скурихин. Тогда действующим офицерам если не разрешалось заниматься коммерческой деятельностью, то, по крайней мере, командование смотрело на это сквозь пальцы. Поначалу приходилось заниматься подработкой: на военных вертолетах выполнять коммерческие заказы, чтобы принести деньги в военную часть, которую государство в те времена финансировало по минимуму. Потом офицерам запретили заниматься коммерцией, и нужно было принимать решение: либо выйти из числа учредителей авиакомпании, либо оставить военную службу. «В 1977 г. я закончил летное училище, в 1995 г. уволился из Вооруженных сил. Сначала работал как летчик, затем возглавил компанию», — рассказывает Владимир Скурихин. Первоначально всю технику «Вертикаль-Т» брала в аренду, затем выкупила четыре армейских вертолета. Со временем появились свободные средства, которые направлялись на формирование собственного авиапарка, сейчас насчитывающего 30 вертолетов различных марок и модификаций. Первые заказы поступали от нефтяных компаний, занимавшихся строительством транспортной инфраструктуры на месторождениях. Но самое памятное — это начало, когда на заре 1990-х основатели «Вертикаль-Т», будучи еще действующими офицерами, на военных вертолетах катали туристов над озером Селигер.

В России рынок достаточно четко поделен между региональными игроками, и пробиться для выполнения контрактов той же самой «Транснефти» или к перевозкам нефтяников на Ямале не представлялось возможным. «Нас никуда не пускали. Как защищать страну в армии — мы нужны, а как поделиться гражданскими перевозками — нет, поэтому пришлось пойти за рубеж», — сетует Владимир Скурихин. Ключевым моментом в развитии авиакомпании стала аккредитация в Организации Объединенных Наций (ООН), после чего «Вертикаль-Т» вышла на зарубежные контракты. «Мы участвовали во многих крупных миротворческих кампаниях, работали в горячих точках: в Афганистане, Африке, Юго-Восточной Азии. Мы были одной из первых авиакомпаний, которая выполняла заказы в рамках миротворческих сил в Кабуле», — отмечает Владимир Скурихин. В группу компаний «Вертикаль-Т», помимо тверского офиса, входит еще дочернее предприятие в Мурманске, недавно на заемные деньги выкупили находящееся в весьма плачевном состоянии авиапредприятие на Камчатке.

Сверить часы

13 июня Росавиация первый раз аннулировала летный сертификат авиакомпании на основании того, что она, по данным федерального агентства, нарушала правила обеспечения полетов, а именно нормы налета, рабочего времени и отдыха экипажей. «Суть претензий заключается в том, что мы превышали максимальное время работы экипажа примерно на два-три часа в неделю», — рассказывает Владимир Скурихин. По его словам, это было преподнесено буквально как системная эксплуатация пилотов, которые не отдыхают положенное время, что непосредственно влияет на безопасность полетов, а значит, сертификат нужно аннулировать, а авиакомпанию закрыть.

К тому моменту «Вертикаль-Т» проверяли уже три комиссии и никаких нарушений не нашли. «Ко» удалось поговорить с бывшим пилотом вертолетной авиации, и он на условиях анонимности заметил, что существующие требования Росавиации не соответствуют современным стандартам, а зачастую просто абсурдны. Например, Росавиация считает время налета по нажатию кнопки запуска, то есть включению двигателя, но после этого экипаж может на земле ждать разрешения на вылет еще 30-40 минут, а время полета уже считается. Росавиация по нормативам не допускает налета более 90 часов в месяц. «Для примера: за рубежом норматив составляет 120-140 часов в месяц», — говорит бывший пилот. «Фактически на сегодняшний день каждая из существующих авиакомпаний по этому нормативу «сидит на крючке» у Росавиации. Ее могут в любой момент закрыть по формальным признакам», — констатирует Владимир Скурихин. «У Росавиации есть возможность проводить внеплановые проверки авиакомпании, найти что-нибудь еще и, исходя из этого, настаивать на закрытии перевозчика, — поясняет начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — К сожалению или к счастью, но у Росавиации есть достаточное количество рычагов для того, чтобы большую часть авиакомпаний при необходимости остановить».

Авиакомпании удалось вернуть сертификат в августе, но 21 сентября «Вертикаль-Т» получила копию апелляционной жалобы, которую Росавиация направила по почте в суд (копия имеется у «Ко»). В ней, в частности, говорится, что суд первой инстанции не в полной мере изучил обстоятельства, имеющие отношение к делу, а также есть нестыковки дат в документах, рассматриваемых судом. Более того, 20 сентября ведомство издало новый приказ об аннулировании сертификата эксплуатанта (копия есть в распоряжении «Ко»). Росавиация указывает, что выявленные в ходе предыдущей проверки недостатки (время налета пилотов) не устранены в установленные сроки. Советник руководителя Росавиации Сергей Извольский подтвердил «Ко» информацию об аннулировании сертификата, но подробности сообщить не смог. «На данный момент ситуация такая, посмотрим, как будут развиваться события в дальнейшем», — был так же немногословен помощник генерального директора ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» Андрей Прянишников. Информация о повторном аннулировании сертификата по состоянию на 1 октября на официальном сайте Росавиации так и не появилась.

Все дело в «ПАНХ»? Если нарушение все же имело место, возникает логичный вопрос: что тут оспаривать? «Все было сделано с такой поспешностью, что складывается ощущение: за этой проверкой и за всем этим делом стоят какие-то люди, которые заинтересованы в том, чтобы закрыть компанию», — утверждает Владимир Скурихин. «Насколько можно было понять из сообщений, у авиакомпании зафиксировано много нарушений, и устранять их придется. Не зря в заявлении Росавиации говорится, что те нарушения, которые представляются господину Скурихину незначительной переработкой, в соответствии с федеральными авиационными правилами являются основанием для аннулирования сертификата эксплуатанта», — подчеркивает аналитик «Финам» Дмитрий Баранов. «С формальной точки зрения Росавиация стремится формировать свои решения, основываясь на существующих регламентах, но применение этих регламентов к «Вертикаль-Т» с дотошностью до миллиметра вызывает некоторые вопросы», — рассуждает независимый эксперт авиарынка Виталий Коренюгин (в прошлом топ-менеджер лишенной лицензии авиакомпании Sky Express). Он говорит, что речь не идет о всех авиакомпаниях, в которых проводятся проверки, но ситуация вокруг «Вертикаль-Т» очень неоднозначная. Проверки — это удобный способ и для давления на авиапредприятие, и для его закрытия. По словам Владимира Скурихина, глава Росавиации Александр Нерадько «настоятельно предлагал» ему отозвать из Арбитражного суда Москвы иск к федеральному агентству. Эта «рекомендация» была озвучена в ходе личной встречи, состоявшейся еще 2 августа текущего года. В дальнейшем «Вертикаль-Т» было предложено пройти повторную сертификацию. Это как минимум на два с половиной года отложило бы возвращение компании на рынок вертолетных перевозок. Владимир Скурихин не смог назвать «заказчиков» проверок предприятия, однако источник «Ко» в авиационной отрасли рассказал, что речь может идти о бывших топ-менеджерах, уволенных из «Вертикаль-Т» и перешедших к прямому конкуренту — авиакомпании «ПАНХ». «У них очень большие связи», — поясняет источник «Ко». Научно-производственная компания «ПАНХ» (PANH Helicopters) базируется в Краснодаре и выполняет аналогичные с «Вертикаль-Т» заказы. Причем у этих двух коммерческих структур сходный парк авиатехники и практически одни и те же партнеры как в России, так и за рубежом.

Додавить или дожать?

«Избыток регулирующих функций у контролирующих органов в авиации — это не новость для рынка. Авиакомпании привыкли к многочисленным проверкам со стороны транснадзора, прокуратуры, Росавиации. Для них большое количество проверок — это повседневная практика», — говорит Виталий Коренюгин. Что касается возможности продолжения работы, то «Вертикаль-Т» — это достаточно специфическая, нишевая компания, которая, в отличие от классических авиакомпаний, может восстановить свою работу даже после приостановки деятельности. Совсем другое дело — пассажирские авиаперевозки. Если авиакомпания приостанавливает свою деятельность и вынуждена вернуть деньги пассажирам, то ее репутации наносится непоправимый ущерб. Дальше продолжать работать авиакомпания вряд ли сможет. Олег Пантелеев не исключает, что, если все вопросы к авиакомпании со стороны Росавиации будут сняты, она вполне может продолжить работу на рынке. «Когда Росавиация кого-то наказывает, то результат может быть двояким: либо люди найдут поддержку сверху и все отзывается обратно, либо, если Нерадько обидеть, а он достаточно обидчивый человек, то он может пойти на принцип и додавить», — резюмирует источник «Ко», близкий к Минтрансу.

Журнал «Компания»

Выпуск №38 (723)

ПАРТНЕРЫ АВИ