Вертолетное обозрение (апрель 2014)

В апреле вертолетный рынок продолжал активно развиваться как в глобальном, так и региональном масштабе. Прошлый месяц оказался достаточно продуктивным для производителей и операторов вертолетной техники.

Авиасалоны и выставки

В период с 14 по 17 в Куала-Лумпуре (Малайзия) состоялась международная выставка оборонных технологий «Defence Services Asia 2014», в которой приняли участие около 1000 компаний из 60 стран мира. В работе выставки приняли участие ведущие производители вертолетов. Среди них – и российский холдинг «Вертолеты России», который представил широкий модельный ряд коммерческих (Ка-32A11BC, Ми-171А2, Ка-62) и военных (Ми-17В-5, Ми-171Ш, Ми-35М) вертолетов.

Перспективные разработки

Концерн Boeing со своим прототипом Phantom Swift решил принять участие в программе создания скоростного летательного аппарата с вертикальным взлетом и посадкой X-Plane, которая осуществляется под руководством Управления перспективных исследований (DARPA) Министерства обороны США. Участие в проекте может привести к созданию новой концептуальной модели, которая будет не только зависать по-вертолетному, но и летать по-самолетному на скорости до 740 км/ч. Через 22 месяца DARPA планирует выбрать единственную модель демонстратора X-Plane из числа представленных конкурентами (Aurora Flight Sciences, Boeing, Karem Aircraft и Sikorsky Aircraft), которая будет допущена к первичному производству и демонстрационным испытаниям.  

Военные контракты и поставки

В апреле стало известно, что «Рособоронэкспорт» передал  Афганистану 12 военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5 в рамках контракта с США на поставку 30 вертолетов этого типа. В настоящее время на Казанском вертолетном заводе, который является главным исполнителем контракта, изготавливается очередная партия винтокрылых машин этого типа, три из которых планируется поставить в конце мая. Все из 18 оставшихся вертолетов будут изготовлены и поставлены заказчику до конца текущего года.

В прошлом месяце азиатские заказчики продолжали проявлять повышенный интерес к российской вертолетной технике. В частности, Министерство обороны Бангладеш заключило с компанией «Рособоронэкспорт» контракт на поставку пяти транспортно-боевых вертолетов Ми-171Ш. Поставка вертолетов будет осуществляться в счет экспортного кредита в размере $1 млрд., выданного Россией. Кроме того, Министерство обороны Венгрии закупило три вертолета Ми-8Т, а Пакистан рассматривает возможность закупки десяти тяжелых транспортных вертолетов Ми-26. В то же время «Рособоронэкспорт» планирует в начале июня поставить Ираку вторую партию вертолетов Ми-35М (4 ед.) и три вертолета Ми-28НЭ «Ночной охотник» в рамках контракта, подписанного в 2012 году[1].

По информации ИТАР-ТАСС, в апреле Министерство обороны России подписало контракт на поставку 32 палубных вертолетов Ка-52К, которые войдут в состав авиагрупп двух строящихся во Франции вертолетоносных десантных кораблей-доков типа «Мистраль».

Ситуация вокруг деятельности иностранных заказчиков и производителей характеризовалась такими основными событиями:

  • администрация США приняла решение о предоставлении Египту 10 ударных вертолетов AH-64 Apache в рамках оказания поддержки египетским военным в проведении антитеррористической операцию на Синае. В то же время Белый Дом принял положительное решение по вопросу продажи Минобороны Мексики 18 многоцелевых вертолетов UH-60M Black Hawk. Оценочная стоимость контракта составляет $680 млн.;
  • Минобороны Чехии заявило о своих планах приобрести 16 новых многоцелевых вертолетов, предназначенных для замены устаревших Ми-24 и Ми-35;
  • представители ВМС Нигерии рассматривают возможность приобретения в США старых вертолетов HH-46 Sea Knight и Kaman H-2 Seasprite. При положительном решении Нигерия получит эти машины в качестве безвозмездной помощи, и должна будет оплатить лишь их транспортировку и оснащение до состояния летной годности;
  • Министерство обороны Индонезии подтвердило планы покупки вертолетов UH-60M Black Hawk (предположительно – 20 шт.). Соответствующее решение должно быть одобрено парламентом страны;
  • Министерство обороны Катара подписало с европейским консорциумом NHIndustries соглашение о намерении, на основании которого планируется заключить контракт на поставку 22 вертолетов NH90. Сумма сделки оценивается в 2 млрд. евро;
  • 22 апреля турецкая компания TAI передала сухопутным войскам Турции первую партию ударных вертолетов T129A. В общей сложности турецкое министерство обороны намерено приобрести 50 таких вертолетов;
  • компания EADS North America подписала дополнение к существующему контракту с Армией США (в рамках программы иностранных военных продаж) на поставку Таиланду шести вертолетов UH-72A Lakota;
  • компания AgustaWestland поставит второй AW139 Вооруженным Силам Мальты. Правительство островного государства воспользовалось опционом в рамках подписанного в июле прошлого года контракта. AW139 будет использоваться для патрулирования государственных морских границ, а также проведения поисково-спасательных операций.

Гражданские поставки

Британский оператор Bond Offshore Helicopters принял поставку шестого из 16 заказанных вертолетов S-92. Машина была доставлена из США в Прествик (Великобритания) рейсом Ан-124, а затем транспортирована в Абердин (Шотландия), где осуществляется ее дооснащение и подготовка вертолета к оффшорным операциям в Северном море.

Холдинг «Вертолеты России» поставил Управлению общественной безопасности Шанхая (Китайская Народная Республика) гражданский многоцелевой вертолет Ка-32А11ВС производства Кумертауского авиационного производственного предприятия. Контракт на поставку этого вертолета Китаю был заключен в 2012 году.

Швейцарская компания Marenco Swisshelicopter, представившая первый прототип своего легкого однодвигательного вертолета SKYe SH09 с газотурбинным двигателем на выставке «HeliExpo 2014», сообщила об увеличении числа заказов на 11 единиц. Именно на столько машин были подписаны соглашения о намерениях, предполагающие покупку нового вертолета. Таким образом, общее число заказов на модель составило 59. Поставки будут выполнены в период 2015-2017 годов.  

Производственные вопросы

Европейский концерн Airbus Helicopters и китайская компания Aviacopter (подразделение AVIC) подписали соглашение о совместном производстве 1000 вертолетов EC-175/AC-352. Церемония подписания состоялась в Елисейском дворце в присутствии президента Франции Франсуа Олланда и председателя КНР Си Цзиньпина.

30 апреля Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) выдало сертификат типа газотурбинному вертолету Robinson R66. В настоящее время уже более пятидесяти стран, в том числе Австралия, Бразилия, Канада, Япония, Россия, Южная Африка и США[2], сертифицировали R66.

Кроме того, EASA выдало сертификат типа на новейший вертолет EC145 T2, что позволит компании Airbus Helicopters начать поставки этой модели уже в третьем квартале текущего года. Выданный сертификат предусматривает весь спектр возможностей нового вертолёта, включая разрешение на пилотирование одним пилотом, полеты по приборам и с одним работающим двигателем, а также с использованием очков ночного видения.

Важным аспектом запланированного расширения AgustaWestland на китайском рынке стало открытие новой региональной штаб-квартиры в Шанхае совместно с китайской компанией Sino-US Intercontinental. Новый центр будет заниматься продвижением новой продукции, перспективных и экономически обоснованных решений AW, удовлетворяющих требованиям рынка гражданских вертолетов Китая. На церемонии открытия, состоявшейся 9 апреля, генеральный директор AgustaWestland Даниэль Ромити отметил, что новый бизнес-центр знаменует собой очередной этап партнерских отношений с Sino-US Intercontinental.

Компания Kaman Aerosystems сообщила о передаче корпорации Sikorsky Aircraft 1000-ой кабины для вертолетов серии UH-60. Кабина была доставлена на предприятие в Бриджпорте (штат Коннектикут), где осуществлялась сборка UH-60M для Армии США.

Компания Sikorsky Aircraft (подразделение корпорации United Technologies) приступила к следующему этапу наземных испытаний тяжелого транспортного вертолета CH-53K для Корпуса морской пехоты США. На аппарат установлены 7 лопастей несущего винта четвертого поколения с V-образными законцовками и 4 лопасти хвостового ротора. Ранее Sikorsky Aircraft успешно провела первоначальную серию структурных тестов планера тяжелого транспортного вертолета CH-53K. Использование статического планера позволило воссоздать большинство основных напряжений, деформаций и аэродинамических сил, воздействующих на CH-53K в реальном полете. В структуру планера были включены основные конструктивные узлы и элементы вертолета, включая кабину, топливные спонсоны, хвостовой пилон и компоненты, имитирующие присутствие двигателей, шасси и многих других подсистем.

Подготовка экипажей

Компания Airbus Helicopters Japan открыла первый в Японии комплексный тренажер имитирующий пилотирование вертолета ЕС135 Р2+. Бюро гражданской авиации Японии сертифицировало тренажер  и присвоило ему уровень «С». Тренажер представляет собой точную копию кабины вертолета и позволяет экипажу  тренироваться к полетам в самых разнообразных условиях.  Пакет полетных данных разработанный компанией Airbus Helicopters позволяет в полной мере  имитировать работу всех систем вертолета. Программное обеспечение способно симулировать 195 видов отказов, что существенно повышает навыки пилотирования экипажа в экстремальных  ситуациях.

В акватории Авачинской губы на Камчатке судно измерительного комплекса (СИК) «Маршал Крылов» отработало взаимодействие с экипажами корабельных вертолетов Ка-27. Летчики выполнили проверку средств радиотехнического оборудования СИК, отработали мероприятия по использованию судового авиационного комплекса при выполнении пусков ракет различного класса и проведении поисково-спасательных мероприятий. Кроме того, пилоты совершенствовали навыки взлета и посадки на палубу судна.

Командование Королевских ВМС Великобритании приступило к тестированию новейших вертолетов морской авиации. В частности, вертолет Wildcat выполнил посадку на палубу эскадренного миноносца ВМС Великобритании «Дракон» (тип 45), а новейший противолодочный Merlin Mk 2 приземлился на борт фрегата «Ланкастер» (тип 23). Оба типа вертолетов продолжат тестирование в походных условиях в рамках ускоренной программы ввода в строй. Wildcat будет использоваться на борту «Дракона» в ходе военных учений, которые начались в конце марта у берегов Шотландии, а тестирование этих вертолетов на фрегатах типа 23 начнется осенью текущего года.

Компания Rotorsim (совместное предприятие CAE и AgustaWestland) сообщила о сертификации полнопилотажного симулятора категории «D» вертолета AW189. Тренажер установлен в тренировочной академии AgustaWestland в Сесто-Календе (Италия). Второй тренажер, заказанный в феврале, будет установлен в тренировочном центре Rotorsim в Абердине (Шотландия) и начнет работу в 2015 году. В состав оборудования симулятора включены авионика AgustaWestland, программное обеспечение САЕ и уникальная подвижная платформа CAE True с шестью степенями свободы. Кроме того, на нем установлена система визуализации CAE Medallion-6000 и новая проекционная система (210 на 80 градусов).

Таким образом, в апреле 2014 года прослеживалась тенденция к достаточно высокой активности на рынке военных вертолетов, в то время как на рынке гражданских вертолетов наблюдался традиционный для этого времени года спад коммерческой деятельности. В то же время май обещает быть жарким месяцем для производителей и операторов вертолетной техники, которые готовятся к одному из главных событий года – международной вертолетной выставке «HeliRussia 2014»!



[1] Всего предусматривает поставку 20 вертолетов Ми-28НЭ и Ми-35. На сегодня поставлено четыре Ми-35М.

[2] Соответствующий сертификат FAA был выдан в 2010 году.

ПАРТНЕРЫ АВИ