Вертолеты над торосами
11.06.2019
В Печорском море есть рукотворный остров – Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная», одноименная с залегающим под ней на российском арктическом шельфе углеводородным месторождением. Платформа была построена не так давно и является совершенно уникальным современным сооружением со своей инфраструктурой, в том числе, и транспортно-логистической.
Всё в одном
В чем же уникальность этой платформы? Начнем с того, что Приразломное – единственное месторождение в Арктике, разрабатываемое в условиях замерзающего моря. Ледяной покров здесь сохраняется в течение 7 месяцев, а высота торосов достигает 2 м. И МЛСП «Приразломная» полностью приспособлена к работе в таких условиях и рассчитана на максимальные прогнозные ледовые нагрузки, которым может подвергнуться. Ее длина и ширина её составляют 126 м, высота – 141 м. Платформа надежно удерживается на дне моря за счет веса, превышающего полмиллиона тонн. Добычу нефти на Приразломном ведет «Газпром нефть шельф» – дочерняя компания «Газпром нефти».
Для полноты картины, следует добавить, что уникальность «Приразломной» состоит еще и в том, что, в отличие от большинства других шельфовых проектов, здесь сосредоточены все основные процессы: бурение скважин, добыча нефти, ее подготовка до товарной кондиции, хранение и отгрузка на танкер.
Только вертолетом…
Наверное, никому не нужно доказывать, что организация морской добычи – процесс крайне сложный и ресурсоемкий. И дело не только в необходимости создания сложнейшего технологического комплекса – платформы, с которой ведется бурение, где живут и работают люди, занимающиеся разработкой месторождения. Не менее трудная задача – обеспечение бесперебойной работы логистической схемы, гарантирующей стабильное функционирование объекта. Особенно, если это приходится делать в сложнейших климатических условиях.
Весь «приразломный флот» способен справляться с такими задачами. Если говорить о водной его составляющей, то это два танкера-челнока («Кирилл Лавров» и «Михаил Ульянов»), построенных специально под проект и имеющих усиленный ледовый класс Arc 6. И суда обеспечения ледокольного класса Icebreaker 6 «Юрий Топчев» и «Владислав Стрижов».
Безусловно, они выполняют огромный объем работы. Но все же следует помнить, что хотя морской транспорт относительно дешев, позволяет перевозить большие объемы, однако у него есть один существенный недостаток – он медленный. Поэтому для решения транспортных задач на шельфовых проектах, которые требуют оперативности, существует лишь один вариант – авиация.
На «Приразломной» логистика доставки вахтового персонала и грузов предусматривает использование самолетов Ан-24 для полетов из Архангельска и Оренбурга в аэропорт «Варандей» – последний пункт перед перелетом на базу – и модернизированных вертолетов Ми-8 АМТ для полетов на саму платформу (удаленность 55 км). И, пожалуй, вертолеты являются самой существенной частью транспортной инфраструктуры проекта, его главными действующими лицами.
В воздушный парк проекта «Приразломное» входят четыре вертолета марки Ми-8 АМТ. Они предназначены для перевозки пассажиров и грузов, в том числе крупногабаритных грузов на внешней подвеске, проведения поисково-спасательных операций, эвакуации пострадавших.
Ми-8АМТ сертифицированы для применения при температурах от -40 до +40 градусов. Вертолеты можно размещать под открытым небом, и они не требуют ангарного хранения, даже в суровых условиях Сибири или Арктики. Ми-8АМТ имеют и еще одно достоинство – улучшенными высотные характеристики при повышенной температуре воздуха и антиобледенительная система для воздухозаборников двигателей и лопастей винтов.
Помимо этого, для работы на этом конкретном объекте, машины еще и модернизировали. Вместо скамей установили кресла, оборудованные 4-х точечными ремнями безопасности и обшитые износостойкой тканью. На борту Ми-8АМТ можно перевозить 16 человек. Было оборудовано багажное отделение с полками для размещения багажа и специальными приспособлениями для безопасного крепления грузов.
Напольное покрытие оборудовали световыми дорожками на случай аварийного покидания вертолета.
Машина также получила новое спасательное оборудование: 2 авиационных спасательных плота на 25 мест каждый с аварийными радиомаяками.
В вертолете установлены выдавливаемые окна по мировым требованиям безопасности.
Все эти преобразования крайне важны еще и потому, что Ми-8АМТ на «Приразломной» не только вахты возят, но и ведут ледовую разведку для танкеров.
Стоит также добавить, что «Газпром нефть шельф» стала первой компанией в истории работ на российском арктическом шельфе, танкеры которой принимают воздушные суда. Сертификация вертолётных площадок была проведена «Совкомфлотом» на обслуживающих месторождение «Приразломное» танкерах «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров».
Благодаря вертолётным площадкам танкерный флот проекта «Приразломное» теперь принимает людей и грузы, доставленные воздушными судами. В экстренных случаях площадки могут использоваться для эвакуации больных или пострадавших, что усиливает программу промышленной безопасности проекта. Площадки на танкерах «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» оптимизируют процесс и увеличивают скорость экстренного и аварийного реагирования.
Длина и ширина этих площадок составляют 25 м, площадь – 625 кв. м, они способны принимать воздушные суда с посадочной массой до 12 т. Сертификация объектов проведена в полном соответствии с требованиями Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ).
Во главе разлома – безопасность
Сложные погодные условия, автономность и тяжелая работа выводят на первый план вопросы безопасности. На платформе работают вахтовым методом, прилетая с большой земли на месяц, и человек должен прибыть на МЛСП здоровым и трудоспособным. Первый предвахтовый медосмотр проводится централизованно в одной из клиник Архангельска, поэтому что-то скрыть, договориться со знакомым врачом или купить справку невозможно. Затем предполетный осмотр в лицензированном медицинском пункте на территории аэропорта Архангельска непосредственно перед вылетом на платформу – тест на алкоголь, проверка давления и температуры. И это не простая формальность. Ситуации, когда кого-то снимают с рейса по результатам осмотра, случаются регулярно: поднялось давление или начинается грипп – и дорога на «Приразломную» закрыта. После прилета на платформу – еще один осмотр и снова – общение с врачом, уже в виде предсменных допусков по здоровью к выполнению опасных видов работ.
Такой многоступенчатый контроль позволяет быть уверенными в том, что на «Приразломной» работают люди, не имеющие к этому медицинских противопоказаний. Конечно, он не защитит от сюрпризов: острое заболевание может проявиться уже на платформе. Специально для подобных случаев в «Газпром нефть шельфе» заранее отработали схему транспортировки больного в стационар специальным санбортом.
Также все, кто летит на «Приразломную», должны получить сертификат о прохождении специального тренинга по покиданию аварийного вертолета (HUET). Выталкиваемые иллюминаторы увеличенного размера и специальная конфигурация посадочных мест в салоне дают Ми-8 АМТ возможность в экстренной ситуации быстро покинуть кабину. Получасовой перелет проходит в специальных гидротермокостюмах – без них в вертолет садиться запрещено, исключений ни для кого не делается.
Одевается три слоя одежды: костюм на тело, термокостюм и герметичный костюм, который имеет позитивную плавучесть. Также у каждого есть система аварийного дыхания, которая обеспечивает возможность дыхания под водой до 60 секунд. Все это дает возможность покинуть вертолет на воде и под водой и не замерзнуть в ледяной воде до прибытия спасателей.
Оказавшись на самой платформе, любой человек сразу чувствует, что вопросы безопасности здесь на первом месте. Это особый режим и особые правила, которые необходимо строго соблюдать.
Приземляясь, сразу бросается в глаза, что здесь не просто стандартная бетонка на хелипаде, а натянута сетка, для более надежной фиксации вертолета. Посадка осуществляется под постоянным контролем сотрудника, отвечающего за противопожарную безопасность.
Кстати, стоянка вертолета на платформе запрещена, в течении 5-10 минут производится высадка пассажиров и посадка уже готовых и переодетых пассажиров, которые летят на материк и борт улетает назад в Варандей.
К этому стоит лишь добавить, что весь вахтовый персонал компании «Газпром нефть шельф» проходит специальный курс обучения правилам безопасности полетов вертолетом над морем и пребывания на морских нефтегазовых объектах. Курс составлен в соответствии с «Руководством по перелетам на вертолетах на морские установки», разработанным регистрами DNV (Норвегия) и Lloyd (Великобритания).
Однако на «Приразломной» беспокоятся не только о безопасности персонала, но и о «местных жителях». Экологии уделяется огромное внимание.
Так, для снижения шумового воздействия вертолеты, доставляющие персонал на платформу, совершают полеты над морем на комфортной для его обитателей высоте – не ниже 500 м. Кроме того, на «Приразломной» действует установка для защиты птиц, которая транслирует беспокоящие и тревожащие звуки, а также аутентичные голоса хищников и техногенные шумы, что не позволяет птицам гнездиться и образовывать постоянные стаи на защищаемой территории.
Дмитрий Гнатенко
Теги записи: Арктика