Вертолеты в условиях большой политики

В сентябре 2020 года исполняется пять лет с момента начала операции Вооруженных сил Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике против запрещенных в РФ террористических организаций.

Обстановка, в которой принималось решение о вводе войск, была, мягко сказать, непростой. К концу лета 2015 года всевозможные террористические группировки контролировали порядка 70 процентов территории Сирии, боевики захватили Ракку, Пальмиру, Манбидж, ряд других стратегически важных населенных пунктов, транспортных коммуникаций, нефтяных и газовых месторождений.

26 августа 2015 года был подписан межгосударственный договор о размещении в Сирии российской авиации. А уже в начале сентября один из источников в Вашингтоне заявил, что на сирийском аэродроме Хмеймим в северо-западной сирийской провинции Латакия были зафиксированы как минимум четыре вертолета, в том числе боевые. К середине сентября из экипажей строевых частей ВКС России в Сирии была сформирована авиационная группировка, в состав которой, наряду с бомбардировщиками, штурмовиками, истребителями и самолетами разведки входили вертолеты Ми-24 и Ми-8. В их задачи на первом этапе входило патрулирование ближнего периметра на малых и предельно малых высотах, поиск и эвакуация сбитых летчиков, перевозка гуманитарных грузов, в том числе в окруженный террористами Дейр-эз-Зор.

В марте 2016 года произошло усиление вертолетной составляющей. Тогда на смену Ми-24П стали прибывать модернизированные Ми-35М и новейшие Ми-28Н и Ка-52, также в Сирии появились транспортно-штурмовые Ми-8АМТШ и транспортные Ми-17. И если Ми-28Н и Ми-35М уже имели возможность показать себя против террористов в составе армейской авиации Ирака, то для Ка-52 боевые действия в Сирии стали дебютом. Также в 2016 году в Сирии прошел боевое крещение новый вертолет радиолокационной разведки Ка-31СВ.

Тактика, продиктованная условиями

И, все же, основой боевой вертолетной авиации в Сирии стали российские Ми-28, Ка-52 и Ми-8АМТШ. В ходе операции по деблокированию города Дейр-эз-Зор российские вертолеты пробили войскам дорогу к осажденному анклаву. «Аллигаторы» и «Ночные охотники» действовали преимущественно в темное время суток, уничтожая технику боевиков, препятствуя переброске подкреплений и подвозу боеприпасов. На финальной стадии операции на них приходилось до 70 процентов всех вылетов. По мнению экспертов, это был первый для российских ВКС опыт массированного применения ударных вертолетов в ночных условиях.

Стоит сказать, что за время работы новейших российских вертолетов в Сирии тактика их применения постоянно совершенствовалась. Как пример, в ходе второго освобождения Пальмиры боевые вертолеты действовали в тесной координации с сирийской сухопутной группировкой, российским спецназом и армейской авиацией. Ми-28Н и Ка-52 подавили минометы и артиллерию террористов, а затем блокировали район, помешав переброске подкрепления, маневрированию и атакам заминированных автомобилей. Именно в боях за Пальмиру Ка-52 впервые применяли управляемые ракеты «Вихрь», дальность поражения которыми вдвое превосходил показатели ракет предыдущего поколения – они поражали цели на расстоянии свыше 7,5 километров. Это позволяло пилотам вертолетов выполнять атаки, не входя в зону поражения любых переносных зенитных ракетных комплексов и зенитных установок.

Еще один элемент боевого применения Ми-35 и Ка-52 в Сирии – свободная охота. Как правило, атакующие пары вертолетов сопровождались беспилотными летательными аппаратами, которые фиксировали результаты поражения целей. Удары наносились на высотах от 50 до 200 метров с дистанции от 300 до 1500 метров. При этом системы ночного видения  Ми-28Н позволяли обнаруживать автомобили на удалении 15 километров, с Ми-35 – на расстоянии 6-7 километров.

В условиях сложного климата и огневого противодействия

На выполнение боевых заданий значительное влияние оказывали климатические условия. Так, по словам пилотов, досаждала облачность в горах. Сирийский ландшафт – это горно-пустынная местность. Вдоль моря проходит горный хребет высотой 1200–1500 метров. Часто при взлете облаков не было, но при перелете через вершину хребта вертолет попадал в облачность. Но самое опасное – грозы. Зачастую с земли их предугадать невозможно, поэтому не редкостью были пролеты грозовых участков высотой 4-5 километров. Особую опасность в данном случае представляли восходящие и нисходящие потоки, мощная кучевая облачность. В результате в облака можно было войти на ста метрах, а выйти на трех с половиной тысячах. Или, наоборот, с большой высоты уйти глубоко вниз.

Однако опасность номер один – зенитно-ракетные системы. В Сирии, как считалось, боевики имели на вооружении ПЗРК типа «Игла», а также более тяжелые комплексы 9К33 «Оса».

В этой связи преимуществом Ка-52 и Ми-28Н являлось оснащение их довольно современным бортовым комплексом обороны «Президент-С». Тем не менее, ситуация заставляла регулярно отстреливать тепловые ловушки в ходе атаки цели на высотах 100-200 метров, что позволило избежать поражения вертолетов ракетами класса «земля-воздух».

И, все же, российская вертолетная авиация в Сирии понесла потери. Один Ми-8 был уничтожен в ходе поисково-спасательной операции 24 ноября 2015 года, Ми-28Н разбился 12 апреля 2016 года в ходе столкновения с землей в ходе ночного полета, четыре Ми-24 уничтожены на земле в ходе атаки мест базирования.

Для сравнения: за девять лет боевых действий в Афганистане советской авиацией потеряны 324 вертолета. Иначе говоря, при аналогичной пропорции, в Сирии российские ВКС могли бы потерять 10 вертолетов.

В данном случае стоит обратить внимание на тот факт, что бандформирования, в Сирии и не только там, довольно активно применяют зенитные установки 3у-23-2 и аналогичные им, способные поражать цели на высотах до полутора километров. Этот факт серьезно снижает безопасность вертолетов, атакующих цели с высот 100-200 метров.

Эффективным способом противодействия зенитной артиллерии можно считать ее обстрел с вертолета при зависании на высотах около двух километров. Такой подход к выполнению боевых задач широко используется в американских вооруженных силах. В парке российской штурмовой вертолетной авиации с подобной задачей максимально качественно может справиться Ка-29, имеющий статический потолок 3700 метров и эффективное пушечное вооружение. Однако в боевых действиях в Сирии Ка-29 не применялся.

Задачи, обусловленные политикой

Как уже говорилось, объем и специфика использования вертолетной авиации в Сирии определяется не только чисто военными соображениями. Политические аспекты в данном случае зачастую имеют более значимое влияние. К примеру, вывод половины авиационной группировки из Сирии сопровождал политическое заявление руководства России о том, что в целом террористические силы разгромлены. Это, в свою очередь, повлекло за собой разработку новых способов применения штурмовой вертолетной авиации.

Не менее радикальные изменения коснулись специфики действий вертолетных соединений при расширении географии наземных операций, а также учащающихся контактах с вооруженными силами других стран, действующими на территории Сирии. В данном случае потребность активизации авиационной поддержки сирийских вооруженных сил в северной части страны, а также совместные действия с турецкой армией потребовали создания сразу нескольких новых мест базирования авиатехники на севере страны.

Одно из них – сирийский аэродром Эль-Камышлы – самый удаленный от основной базы российских вооруженных сил Хмеймим, расположенный в нескольких километрах от границы Турции. До октября 2019 года в Камышлы находилась база США. Американские военные покинули ее после начала турецкой военной операции «Источник мира» против курдских вооруженных группировок и соглашения, достигнутого курдами с сирийской правительственной армией при посредничестве Москвы.

В ноябре 2019 года с базы в Хмеймиме в аэропорт Эль-Камышлы перебазирована первая группа вертолетов российских ВКС Ми-8 и Ми-35. В настоящее время в аэропорте развернута авиационная комендатура с задачей обеспечения бесперебойных полетов, сохранности вертолетов, охраны и обороны территории. Переброска вертолетов связана с проведением российской военной полицией совместного с ВС Турции патрулирования на северо-востоке Сирии. Вместе с тем, по утверждению западных наблюдателей, радиолокационные станции российской системы ПВО, установленные в Эль-Камышлы, недалеко от нефтяных и газовых месторождений, а также главного транзитного маршрута между Ираком и Сирией, смогут отслеживать воздушную активность США в Ираке.

Еще один аэродром, ранее находившийся под контролем американской армии, также принял российские боевые вертолеты – Эт-Табка в провинции Ракка на севере Сирии. Авиабаза Эт-Табка до 2014 года была крупным и хорошо защищенным военным объектом сирийской армии. С ее территории можно было контролировать всю северо-западную территорию страны. После начала сирийской войны аэродром стал переходить из рук в руки. Сначала его захватили боевики ИГИЛ. В 2017 году боевиков с базы выбили отряды сирийской оппозиции. Перед отходом террористы постарались уничтожить всю инфраструктуру, взрывая взлетно-посадочные полосы и аэродромные здания. После этого на базе появились военнослужащие США. Правда, американские военные все оставили, как есть.

Сейчас базу в Эт-Табке восстанавливают сирийские военные. А основная задача вертолетов российских ВКС, перебазировавшихся туда – обеспечение безопасности этого района и поддержка сирийских войск. С территории базы на вертолете можно буквально за час долететь до крупных городов на севере Сирии – Алеппо, Ракки и Дейр-эз-Зора. Раньше российским летчикам, взлетавшим с Хмеймима, для этого требовалось около четырех часов.

Таким образом, на севере Сирии организовано постоянное воздушное патрулирование силами ВКС России. В воздух поднялись российские транспортно-боевые вертолеты. Рейды вертолетов Ми-35 и Ми-8 проходят на предельно малой высоте – всего 50-60 метров, а иногда еще ниже – поскольку это безопаснее. По продолжительности полеты не превышают двух часов. Каждый маршрут составляет не менее 200 километров.

При этом неверно говорить о развертывании Россией в Сирии новых баз. Вертолеты перебрасываются в новые районы страны для выполнения специальных задач в непосредственной близости от театра действий, в данном случае – чтобы сократить подлетное время авиатехники до минимума, поскольку с Хмеймима до зоны патрулирования вертолетам нужно порядка 4–5 часов.

Что для ВКС значит Сирия

Как уже говорилось, ни для кого не является секретом, в какой сложной обстановке Москва принимала решение о начале военной операции в Сирии. Вместе с тем, именно такая ситуация позволила решить ряд практических задач подготовки Вооруженных Сил России, как в плане обучения кадрового состава армии, так и ее технического оснащения, выработки и опробования в боевых условиях новых тактических и стратегических приемов.

К настоящему времени десятки тысяч офицеров российской армии имеют боевой опыт участия в событиях в Сирии. А среди старших офицеров встретить офицера без такого опыта практически нереально – почти все они побывали в Сирии.

Еще один важнейший аспект сирийской операции – боевые испытания военной техники и вооружения. Понятно, что испытывать технику и вооружение на полигонах, в «тепличных условиях», необходимо. Однако создать реально боевые условия просто невозможно. В результате Сирия «похоронила» или отправила на доработку несколько десятков образцов вооружения и техники. Причем тех, что уже прошли все испытания и были на стадии окончательного принятия на вооружение.

Как пример, опыт применения вертолетов Воздушно-космических войск в сирийской кампании стал причиной массовой замены «классических» цельнометаллических лопастей несущих винтов на новые, – выполненные из композитных материалов.

Первой машиной, получившей «композитные» лопасти, стал модернизированный боевой вертолет Ми-28НМ. Уже с 2017 года массовое обновление винтов началось и на других вертолетах, стоящие на вооружении российской армии.

Еще один факт, связанный с боевым применением вертолетов в сирийской кампании – Министерство обороны РФ приняло решение закупить 114 ударных вертолетов Ка-52. Это будет новая модификация вертолета, которая создана с учетом применения Ка-52 в реальных боевых действиях в небе Сирии.

Машина показала себя в бою очень хорошо, однако военные потребовали «кое-что поменять» в этом вертолете. И в первую очередь это претензии к бортовой радиоэлектронике. Кроме того, выявлен ряд недостатков по взаимосвязи между шлемом пилота и управляемым с помощью него оборудованием – в ходе боевой работы выяснилось, что ряд функций необходимо модифицировать.

Военные эксперты отмечают, что модернизированные машины уже прошли испытания в Сирии и очень понравились военным. В свою очередь пилоты Ка-52 утверждают, что получили практически новую, отличную по боевым и летным характеристикам машину.

С лучшей стороны

Без преувеличения можно сказать, что Сирия – это триумф ВКС России. Сирия – это крупнейшая воздушная операция российских ВКС не только по количеству задействованных машин и экипажей, но и по сложности и интенсивности боевого применения и удаленности театра военных действий. Аналогов таких операций ВКС просто нет. Более того, эта операция впервые вывела на первые роли не сухопутные войска, а авиацию. Согласно открытым данным к весне 2019 года практически весь летный состав ВКС России так или иначе побывал в сирийском небе. Участие экипажей оперативно-тактической и армейской авиации – 90 процентов, военно-транспортной авиации – 98, дальней авиации – 60.

В целом же военную кампанию в Сирии можно считать успешной. И с военной точки зрения, и с политической. Армия показала себя с самой лучшей стороны. У военного руководства появился опыт управления войсками в боевой обстановке. Техника и вооружение проверены боем. И, наконец, пришло понимание того, что больше всего необходимо здесь и сейчас. А значит, появилась уверенность в собственных силах и возможностях.

Николай Коробов

ПАРТНЕРЫ АВИ