Вертолеты для одноэтажной Америки
06.07.2009
Главный мировой потребитель ресурсов, энергии, товаров и услуг, Соединенные Штаты остаются и абсолютным лидером в использовании вертолетной техники. Здесь каждый год в феврале с сейсмическим эффектом проводится мировой смотр вертолетных компаний мира HeliExpo — только что закончилась очередная выставка 2009 года в калифорнийском Анахайме. Но в целом представление россиян о вертолетном бизнесе США какое-то однобокое: известно, что Штаты — край вертолетных свобод, чаще всего упоминаются пилоты и вертолеты ВВС, а также десятки тысяч частников на собственных воздушных судах. Почти ничего не известно о том, как живут и зарабатывают местные вертолетные компании и есть ли в их бизнесе что-то, что можно применить в России.
В этом году корпорация CareFlite HEMS (Вертолетная служба экстренной медицинской помощи), созданная в штате Техас, США, отмечает свое 30-летие. Она начинала свою деятельность в 1979 году с одного вертолета, который, обслуживая две больницы, перевозил около 20 пациентов в месяц. CareFlite является одной из двух старейших компаний воздушной медицинской транспортировки в Техасе (всего в штате восемь таких компаний).
CareFlite — это некоммерческая компания, зарегистрированная в штате Техас, управляемая советом директоров, единственный полностью интегрированный оператор HEMS в северной и центральной части Техаса. Существующая на спонсорские средства госпитальных фондов, компания обязана расходовать средства исключительно на поддержание, развитие службы и выполнение ее прямых обязанностей. Она пользуется широкими налоговыми послаблениями, однако и отчитываться о своей деятельности она должна особо. Изначально компанией эксплуатировался вертолет Bell 206L LongRanger, используемый совместно Методистским медицинским центром Далласа и Методистской клиникой Харрис в Форт-Уэрте. Руководство компании вскоре осознало необходимость расширения деятельности и в 1991 году приобрело пять вертолетов Bell 222. В 2002 году для того, чтобы компания могла соответствовать требованиям Правил полетов по приборам (ППП) во время полетов в ненастную погоду и в целях стандартизации парка, четыре вертолета Bell 222 были заменены на пять вертолетов AgustaWestland AW109 Power. В целях использования ППП в полном объеме корпорация CareFlite также внедрила 17 новых маршрутов захода на посадку по приборам на больничные посадочные площадки на всей территории штата — от Далласа до Форт-Уэрта. На сегодня количество пациентов, поднятых в воздух на территории более ста округов в радиусе 240 км, чье население составляет порядка шести миллионов человек, превысило 75 000 человек.
В дополнение к своей программе Вертолетной службы экстренной медицинской помощи CareFlite также эксплуатирует двухмоторный турбовинтовой самолет воздушной медицинской службы Beech King Air 90. Такие суда используются для перевозки пациентов на дальние расстояния по всей Америке. Этот самолет идеален для программ трансплантации органов, когда требуется безотлагательная перевозка пациентов, живых органов или групп трансплантации на территории сопредельных штатов Техас и Оклахома. Просторный салон самолета King Air 90 может вместить оборудование для одного новорожденного и двух сопровождающих членов семьи. В среднем компания транспортирует по воздуху более 4000 пациентов в год, что делает ее одной из 200 самых загруженных организаций воздушной медицинской службы в Соединенных Штатах Америки.
В 1981 году в дополнение к авиационному парку компания начала использовать парк автомобилей скорой помощи, которые в настоящее время отвечают на более чем 22 000 вызовов в год. Эта специализированная транспортная служба предлагает уровень обслуживания пациентов, аналогичный уровню обслуживания на воздушных судах CareFlite, но значительно дешевле по стоимости. Эта услуга идеальна для тех пассажиров, которым необходима перевозка из клиники в клинику с качеством медицинского обслуживания, предоставляемого вертолетами и самолетами CareFlite, но не требующих срочности.
Вертолеты AW109 Power, принадлежащие компании CareFlite, сертифицированы для управления одним пилотом согласно ППП, оснащены двумя двигателями Pratt & Whitney PW206C мощностью 423 кВт каждый, обеспечивающими максимальный взлетный вес 2850 кг и продолжительность полета более двух часов.
Авиамедицинская конфигурация, предоставляемая AgustaWestland, позволяет госпитализировать двух пациентов на носилках и трех сопровождающих лиц. Для носилок, загружаемых в первую очередь, используется вращающаяся система Life Port, обеспечивающая максимальную гибкость при загрузке через боковую раздвижную дверь. Конфигурации на одного и двух пострадавших дают к ним полный доступ медперсонала, а в задней части салона остается место для двух пассажиров, например врача и санитара-десантника. Важным преимуществом вертолета AW109 Power является его средняя скорость 285 км/ч, позволяющая машине быстро преодолевать значительные расстояния и вовремя прибывать на место происшествия.
В марте 2008 года, подтверждая свою приверженность AW109 Power, компания CareFlite заказала шестой вертолет для своего парка. По словам президента и генерального директора CareFlite Джеймса Шварца, «этот последний контракт укрепил уверенность компании CareFlite в безупречных эксплуатационных характеристиках, экономичности и возможности оказания услуг экстренной медицинской помощи вертолета AW109 Power. AW109 удовлетворяет и даже превышает наши требования к грузоподъемности и дальности полетов, демонстрируя при этом превосходные эксплуатационные характеристики одномоторного двигателя. Его непревзойденная максимальная и средняя скорость обеспечивает быстрое реагирование на все экстренные медицинские случаи, с которыми приходится сталкиваться компании CareFlite, когда счет идет на секунды».
Экипаж вертолета состоит из трех человек: пилота, налетавшего не менее тысячи летных часов, дипломированной медсестры с опытом работы в сфере интенсивной терапии и реанимации не менее пяти лет и врача-десантника с опытом работы в аварийно-спасательной службе не менее четырех лет. Многие из медиков — членов экипажа также работают в клиниках в качестве фельдшеров наземной экстренной медицинской помощи или в отделениях пожарной охраны Далласа и обладают квалификацией в области травматологии, кардиологии и ожоговой терапии.
В CareFlite работают 24 линейных пилота в режиме 7 рабочих дней через 7 выходных в сменах по 12 часов. Дневные и ночные смены чередуются с интервалом в одну неделю, начинаясь и заканчиваясь в 7 утра. После того как компания начала использовать ППП на вертолетах AW109 Power, управляемых одним пилотом, пилоты проходят регулярные летные испытания каждые шесть месяцев, проводимые местным старшим пилотом, назначенным Федеральным авиационным управлением США (ФАУ), который также выполняет регулярные полеты. На каждой базе работает механик, специализирующийся на вертолетах AgustaWestland и проводящий ежедневные проверки и мелкий ремонт. Капитальный ремонт осуществляется на основной авиабазе в Гранд Прерии, штат Техас.
Сегодня HEMS является неотъемлемой частью службы экстренной медицинской помощи. Общепризнанное положение о «золотом часе» сказалось на статусе и признании службы не только в Техасе, но и на всей территории США. Право на своевременную помощь — гуманистический, а также юридический аспект этой работы. Остается выразить надежду на то, что компания CareFlite, предоставляющая авиационно-медицинские услуги уже три десятилетия, несмотря на возможные проблемы с финансированием в период кризиса, будет продолжать спасать жизни тысяч жителей северной и центральной части штата Техас еще долгие годы.