Вертолеты Испании
12.08.2009
Выражение «строить замки в Испании» у англичан означает мечтать, витать в облаках. Стать вертолетчиком в Испании еще недавно было равносильно строительству такого воздушного замка, то есть неосуществимой мечтой. Однако все меняется: рынок винтокрылых летательных аппаратов на территории площадью более полумиллиона квадратных километров принялся расти стремительными темпами вместе с полным спектром сопутствующих услуг. Его, конечно, еще нельзя сравнивать с мощным развитием аналогичного сектора в той же Великобритании, но в стране, обладающей несомненными экономическими и географическими преимуществами, потенциал для развития вертолетостроения чуть ли не больший.
Несмотря на то, что страны Евросоюза находятся в одной системе, распределение индустриальных мощностей между ними крайне неоднородно. Однако шестьдесят миллионов евро, инвестированных компанией Eurocopter в свое испанское подразделение, 450 рабочих мест, созданных франко-немецким производителем, а также 350 вертолетов, эксплуатируемых на территории страны, говорят о том, что Испания поворачивается к вертолетной теме лицом и формирует экономику совершенно нового типа. Не являясь ведущим европейским рынком для вертолетных производителей, Пиренейский полуостров тем не менее демонстрирует явный интерес к винтокрылым машинам и стремится воспользоваться преимуществом начинающего. Федеральное правительство Королевства Испания и власти провинций обладают своими собственными вертолетными парками (военно-воздушные силы, армия, морской флот, гражданская гвардия, летные школы, такие как Norsk Flytjeneste, и т.д.). Теперь испанцы до конца осознали все преимущества вертолетов и в коммерческом использовании. Винтокрылый летательный аппарат не имеет себе равных при проведении авиационных работ. Дальность полета и основные характеристики вертолета соответствуют ожиданиям компаний, независимо от того, специализируются они на контроле и тушении лесных пожаров, спасательных работах или на ремонте высоковольтных линий электропередачи.
Ажиотаж на рынке летных школ
Крайне удобные в условиях местного ландшафта, вертолеты завоевывают все большее признание в Испании. Свидетельством тому является возросшее количество студентов летных школ. 25% из общего числа курсантов учатся управлять вертолетом (по сравнению с 10% пять лет назад). Причины такого энтузиазма очевидны для Хорди Матэу, директора по маркетингу летной школы Topfly: «Погодные условия здесь отличные. Низкая стоимость жизни означает, что лицензию пилота можно получить, не затрачивая на это огромных сумм. И рынок труда очень подвижный. После завершения курса почти все пилоты заключают договоры с работодателями — это служит очень хорошим стимулом». Такая мотивация и интерес к обучению в испанском стиле не остались незамеченными за рубежом.
Topfly, летная школа в провинции Каталония, является единственным авиационным учебным заведением в западном мире, которому удалось привлечь к сотрудничеству руководство Китайской Народной Республики. Школа уже получила официальное разрешение от китайских властей на обучение пилотов самолетов, а в ближайшие месяцы там будут обучаться китайские пилоты вертолетов. Группа испанских вертолетных компаний INAER, являясь самым крупным оператором Испании с парком, состоящим из 190 вертолетов, начала обучать пилотов воздушных сил Франции, базирующихся на базе ALAT в Даксе. В тени такого крупного объединения, как INAER (80% гражданской вертолетной авиации Испании), более мелкие структуры также смогли обеспечить себя работой в сфере подготовки летных кадров. В течение 8 лет, начиная с 2000 года, каталонская компания Centervol фиксировала рост на уровне 5% в год. Одним из объяснений увеличения количества молодых пилотов стало массовое достижение пенсионного возраста военных пилотов предыдущего поколения. Им на смену потребовалась столь же массовая молодая пилотная генерация.
По словам руководителя компании Хосепа Гуала Солера, «в Испании становится все меньше и меньше пилотов, налетавших 1000 летных часов, но количество работы для пилотов не уменьшается, а, наоборот, увеличивается. Это означает, что молодой пилот, налетавший 300 летных часов, может легко получить работу второго пилота».
С началом глобального кризиса объем работы для вертолетных компаний начал снижаться. Однако даже региональные перевозчики, такие как Eliswiss (город Сабаделл) и Cat Helicopteros (расположен в порту Барселоны), стараются поддерживать докризисные обороты. Кроме того, испанские вертолетные компании обладают международными амбициями, охватывающими Средиземноморье и африканские анклавы, притом что помимо общемировых трудностей, с которыми могут столкнуться вертолетные операторы, у Испании имеются и свои собственные.
Региональные различия
В настоящее время движение вертолетов сконцентрировано в нескольких регионах, из которых выделяется юго-западная часть Испании. Малага, Марбела и Балеарские острова являются популярными курортами, где вертолетный бизнес очень хорошо развит. Компания Sky Helicopteros, расположенная на Майорке, является одним из таких операторов, эксплуатирующих 15 вертолетов. Не отстает от них и Каталония с ее побережьем Коста-Брава и Пиренеями, где при аэропортах Жироны и Сабаделл летные школы растут как грибы. К ним относятся уже упомянутые Centervol и Topfly. При компании Centervol, владеющей четырьмя вертолетами и состоящей из 16 сотрудников, действуют летная школа, центр техобслуживания и служба организации полетов по заказу. Что касается школы Topfly, то это единственная летная школа Испании, которая имеет право выдавать сертификаты ATPL(H) (свидетельство пилота транспортной гражданской авиации), практические занятия в ней проводятся на вертолетах R-22. Topfly также предоставляет услуги такси со своей базы в Сабаделл, используя недавно приобретенный AS355. Совсем по-другому обстоят дела в Галиции, Кастилии и Леоне, а также в Эстремадуре, где вертолеты используются крайне редко. Эти регионы также отстают в создании инфраструктуры. Основной причиной таких различий между юго-восточными и юго-западными регионами является менее благоприятное географическое положение, в частности то, что территории Эстремадуры, Кастилии и Ла-Манчи покрыты пустынями. Эксперты добавляют, что развитию национальной экономики до середины 70-х годов препятствовал диктаторский режим генерала Франко, и это помешало Испании вовремя присоединиться к гонке в развитии этого вида транспорта. Еще одной каплей дегтя в бочке меда является аварийность на вертолетах (ее уровень в Испании самый высокий в Европе), поэтому объем воздушных перевозок на частных вертолетах не превышает 10% общего объема вертолетных перевозок.
Испания невольно в силу природных условий и низкой капитализации вплотную приблизилась к тому, чтобы стать заметной точкой роста всей вертолетной индустрии Европы. Однако для использования экономических преимуществ этого рынка она должна решить проблему безопасности с тем, чтобы полностью удовлетворить существующий в стране спрос и продолжать экспортировать свои экспертные знания.
Русский текст: Владимир Орлов
INAER, ведущая вертолетная группа компаний Испании
Созданная в 2003 году в результате слияния Helicsa Helicópteros и группы компаний Helisureste, в настоящий момент INAER является европейским лидером по наземным операциям с использованием вертолетов. Обладая торговым оборотом в размере около 130 млн евро и парком, состоящим из 190 летательных аппаратов, INAER ежегодно обслуживает 75 стационарных рабочих площадок, используя при этом штат из 650 человек. За последние пять лет компания осуществила капиталовложения в свой парк на сумму более 120 млн евро. Кроме Испании INAER развивает свою деятельность в Италии, Португалии, Северной Африке и Чили.