Вертолеты России: «В тренде развития»
06.06.2014
HeliRussia — традиционная выставочная площадка, причем не только российских вертолетчиков. Ее организатором выступает Министерство промышленности и торговли РФ. На мероприятии 2014 года, кроме холдинга «Вертолеты России», выставлялся ряд европейских компаний, включая Airbus Helicopters, AgustaWestland, а также американских, например, Bell Helicopter. В рамках выставки с журналистами встретился генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев.
В отличие от многих других авиационных выставок, HeliRussia проводится не раз в два года, а ежегодно. Высокая интенсивность в первую очередь связана с бурным развитием вертолетных программ ведущих мировых производителей. «У нас достаточно плотная программа встреч, как с нашими традиционными покупателями, так и операторами коммерческих, гражданских вертолетов. Работа на выставке включает различного рода консультации, переговоры с целью продвижения наших интересов в международной кооперации», — сказал Михеев.
В ходе выставки руководство Вертолетов России встречалось с представителями Turbomeca, AgustaWestland и компаний из Австрии, которые участвуют в производственной кооперации с российскими партнерами
«В этом году наша основная задача – актуализация новых проектов, основы которых были заложены в последние несколько лет», — продолжал Александр Михеев. Много внимания руководство холдинга уделяет проведению сертификационных испытаний и запуску в серийное производство новой авиатехники, включая Ми-38, Ми-17А2, Ка-226, «Ансат». «Наша задача — максимально оперативно отработать программу испытаний, получить сертификат АР МАК и организовать запуск этих моделей в серийное производство», — подчеркнул генеральный директор «Вертолетов России».
Важный момент работы — проведение маркетинговых исследований и переговоров с потенциальными покупателями и заказчиками. В этом направлении Михеев особо выделил Ми-38 – высокоперспективную машину в «классе между Ми-8/17 и Ми-26», отметив, что со стороны потребителей к ней «уже проявлен интерес». Этот вертолет может использоваться при реализации проектов развития территорий, выполняя перевозки пассажиров и грузов. В контексте Ми-38 руководитель холдинга «Вертолеты России» отметил, что начались достаточно интенсивные программы освоения Арктики с применением авиации в северных широтах. «И в этом плане мы рассматриваем возможности наших вертолетов Ми-17, Ми-26, Ми-38».
В нынешних условиях отечественному авиапрому приходится работать в динамичных условиях рынка, конкурируя и взаимодействуя с иностранными производителями. «Никто на месте не стоит: развиваются технологии, научно-технические заделы. Сегодня мы широко смотрим на развитие холдинга как инновационной структуры, это одна из наших приоритетных задач», — подчеркнул Михеев.
Отвечая на вопрос о развитии совместной программы с китайской корпорацией Avicopter по проекту Advanced Heavy Helicopter (перспективный тяжелый вертолет), глава российского вертолетостроительного холдинга отметил, что ее целью является обеспечение выполнения различных миссий на территории КНР. Будущий вертолет будет китайским продуктом. Данный проект хорошо вписывается в общую линию КНР на развитие широкого международного сотрудничества. Ее приоритет — сотрудничество с глобальными производителями.
Сегодня китайская продукция представлена практически во всех сегментах вертолетов. По каким-то проектам китайцы работают в рамках совместных предприятий (например, c Airbus Helicopters и AgustaWestland), по другим – развивают национальные программы развития вертолетной техники, как гражданской, так и военной. В общую тенденцию хорошо вписывается и проект Advanced Heavy Helicopter.
«Консультации между холдингом Вертолеты России и Avicopter идут с 2008 года. За последние несколько месяцев мы существенно продвинулись в определении облика перспективного вертолета. Определены основные параметры проекта. Но эта работа пока еще не завершена», — сказал Михеев.
Во время визита президента России Владимира Путина в КНР, партнеры провели очередной раунд консультаций. Они прошли в рамках встречи двух вице-премьеров — сопредседателей комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству между двумя странами (Рогозин и Ван Ян). Стороны обменялись мнениями по состоянию проекта, было высказано обоюдное удовлетворение ходом работ. «Надеюсь, что в этом году мы определим технический облик вертолета и в дальнейшем обсудим статус этого проекта», — продолжил Александр Михеев.
Вместе с тем, еще предстоит решить некоторые вопросы организационного взаимодействия. Будет ли создано совместное предприятие, или реализация проекта ограничится только китайским рынком? Возможно появится российский вариант вертолета с иным обликом, который будет предложен на отечественном рынке. Обсуждение темы завершилось резюме: «Это многообещающий проект, который в принципе дает развитие и программу работ для конструкторского бюро имени М.Л. Миля. Это будет продукт с использованием технологий Ми-26, но не Ми-26. Речь идет об абсолютно новой машине другого класса и взлетного веса, которая будет создана с использованием нашего научно-технического задела».
Угроза экономических санкций со стороны правительств США и Европейского Союза пока не создала предпосылок к срыву действующих контрактов в области вертолетостроения. «Это относится как к гособоронзаказу, так и к коммерческим проектам, а также контрактам, подписанным Рособоронэкспортом. Мы в круглосуточном режиме ведем мониторинг ситуации в рамках действующих обязательств по международной кооперации, в том числе с Украиной. Наши европейские партнеры по всем ранее подписанным контрактам вовремя исполняют принятые на себя обязательства. Это касается и поставки двигателей фирмой Turbomeca, и различных комплектующих. «Мотор Сич» также выполняет свои обязательства по поставке двигателей для гражданских вертолетов», — утверждает Михеев.
Вместе с тем, разработана программа импортозамещения. Ее реализация находится на контроле у руководства страны. «Активно работаем, отрабатываем с Минпромторгом возможные пути задействования российских ОКБ и промышленных предприятий с тем, чтобы в дальнейшем исключить риски. Организационно, работа по линии импортозамещения в холдинге ведется специальной группой. Она создана, за реализацию решений отвечают конкретные лица», — сказал выступающий.
В частности, по теме двигателей для летательных аппаратов по линии министерства обороны большая работа предстоит «Заводу имени В.Я. Климова» и другим отечественным предприятиям. «Пока мы двигатели получаем своевременно», — отметил генеральный директор холдинга «Вертолеты России».
«Вертолеты России» провели консультации с предприятиями, включенными в состав ГК «Ростехнологии» такими как КРЭТ, Радиоэлектроника, Авиационное оборудование. «Надеемся, что в короткие сроки при поддержке правительства мы сможем создать эффективную систему импортозамещения. Но нам еще предстоит проделать большой объем работ по этой непростой теме. Требуют внимания узлы, агрегаты, различные компоненты и материалы, которые влияют на производство конечных изделий», — подчеркнул Михеев. Причем это относится не только к вертолетостроению, но и ко всем другим «чувствительным» промышленным платформам.
Комментируя хорошие экономические показатели деятельности холдинга, его руководитель сказал: «Мы находимся в тренде развития. Это касается вопросов эффективного управления холдингом, финансовых показателей, роста объемов производства вертолетной техники и его эффективности, повышения уровня заработной платы и производительности труда».
Далее Михеев напомнил несколько фактов и цифр, которые проходили ранее в открытой отчетности. У Вертолетов России – значительный объем заказов и достаточно большой объем валютной выручки. По итогам прошлого года он составил 410 млрд. рублей, с ростом 10% Рентабельность по EBITDA находится на уровне 19%, что соответствует мировым стандартам. «Мы полностью используем создавшуюся ситуацию, чтобы максимально оперативно провести модернизацию производства, освоить передовые технологии и производственные процессы, вложиться в развитие предприятий, инфраструктурной базы, аэродромной сети, летно-испытательных станций».
Сегодня в развитии холдинга наступил новый этап. «В ходе предыдущих этапов мы консолидировали отрасль, а сегодня занимаемся управлением бизнес-процессами, формированием продуктов, которые бы позволяли эффективно управлять всей вертолетной отраслью. Эта наша задача на ближайшие два-три года».
Реализации планов развития Вертолетов России способствуют большие коммерческие и государственные заказы, а также полученные по линии военно-технического сотрудничества. Местной промышленности оказывается поддержка государства в виде различных ФЦП, в том числе по развитию оборонных предприятий и гражданской авиации. Применяются смешанные схемы финансирования, с привлечением средств госбюджета так и внебюджетных, а также собственных средств холдинга, различные формы заимствований. «Тренд задан, точка невозврата пройдена. Горизонт планирования – пять-семь лет», — добавил Михеев.
Сегодня вертолетный рынок демонстрирует рост. Но у него обязательно будет точка насыщения. Вот что по этому поводу думает генеральный директор Вертолетов России: «Мы прогнозируем некий спад, безусловно. Просчитываем, анализируем. Перед нами стоит задача, как этот предстоящий спад парировать вовремя. Может, не в полном объеме, но, тем не менее, парировать. Будет развиваться сервисная составляющая. С насыщением платформами, надо будет дальше рынок поддерживать, чтобы вся система функционировала столь же эффективно, как сегодня работает наша производственная площадка. Вот одна из первостепенных задач».
Говоря о перспективных продуктах, что скоро поступят в коммерческую эксплуатацию, Александр Михеев особо остановился на Ка-62. Он напомнил, что по этой машине у Вертолетов России уже есть подписанные контракты, в том числе с «Атлас Такси Аэро» из Бразилии. Изготовлены три прототипа для проведения сертификационных испытаний, все необходимые для них иностранные комплектующие поставлены и находятся на заводе-изготовителе.
Первый полет опытного образца Ка-62 ожидается в этом году. В настоящее время идет подготовка к статическим и летным испытаниям. «Может, мы немного отстаем от графика… Но лучше отложить полет на пару месяцев, чем сразу нарваться на негативные результаты», — считает Михеев.
Требуется грамотно построить стратегию реализации вывода Ка-62 на рынок. По мнению руководителя холдинга «Вертолеты России», прежде всего надо продвигать продукцию на российский рынок, и только во вторую очередь – за его пределами. Период начальной эксплуатации лучше пройти с местными операторами, от них получить статистику эксплуатационной технологичности с тем, чтобы в последующем достойно обеспечить программу послепродажного обслуживания. «Ка-62 – уникальная машина по своим характеристикам. В вертолет заложено много новых технологических решений, таких как широкое использование композиционных материалов, противоударная топливная система. Редуктор изготовлен на основе технологии австрийской компании по документации конструкторского бюро Камова», — сказал Михеев.
Внимательного подхода требует тема легких вертолетов. Сегодня отечественные модели здесь представлены слабо, а иностранные конкуренты сильны. «Нам не так-то легко начинать [собственные] программы по легким вертолетам потому, что конструкторские бюро Миля и Камова сейчас сильно загружены. Нам надо зарубежных конкурентов превратить в партнеров», — считает Михеев. Примером может служить взаимодействие с AgustaWestland по СП Helivert, что занимается сборкой AW139.
Общий подход Холдинга сформулирован следующим образом: «Нам надо удержать свою [традиционную] нишу. В денежном выражении, сегодня мы держим 14% мирового рынка. Перед нами стоит задача за следующих 2-3 года подтянуться до 18-20%, развивать свои платформы и продукты, которые сегодня в тренде. По легким вертолетам мы делаем ставку на союз с глобальными производителями, которые уже представлены в данной нише».
Международное сотрудничество активно развивается, в частности в направлении вертолетных двигателей. Например, двигатели французской компании Turbomecaуже выбраны для вертолетов Ка-226Т и Ка-62. Следующим шагом может стать взаимодействие по перспективному скоростному вертолету. Он находится на стадии НИР – эскизный проект. «Мы обсуждаем различные направления, звучат предложения наших партеров по этой программе, а также по увеличению их присутствия на наших уже летающих платформах», — добавил Михеев.
Михеев Александр Александрович
Теги записи: Тренд развитие