Вертолеты ВМС Франции

Национальные военно-морские силы страны располагают небольшим, но эффективным парком вертолетов, предназначенным для поддержки флота и военно-морских частей, а также для оказания услуг поиска и спасения на море. Парк лопастных аппаратов включает 23 SA 316B и 319B Alouette 3, 8 SA 321G Super Frelon, 10 AS 365 Dauphin, 27 Lynx HAS 2 и 4 и 16 AS 565MA Panther. Они размещены на двух авиаморских базах Франции – Ланвеок-Пульмик (близ Бреста на Атлантическом океане) и Йер (близ Тулона на Средиземном море). Такое распределение объясняется, в частности, необходимостью обслуживания и французских судов, находящихся на отдаленных территориях, разбросанных во всех трех океанах планеты.

Вертолет Lynx, разработанный в рамках франко-британской программы, предназначен для борьбы с подводными лодками и надводными судами и оборудован радаром. Численность, дислокация и принадлежность вертолетов – информация, доступная общественности. Так, противолодочные Lynx переданы флотилиям 34F (Турвиль, Де-Грас, Примоге и Латуш-Тревиль) и 31F (Жан-де-Вьен, Дюплекс, Монткальм и Ла-Мот-Пике). Super Frelon сосредоточены в 32F, а Dauphin – в 35F. С операционной точки зрения две последние машины числятся за пятью отрядами в городах Ланвеок, Шербур, Йер, Ле-Туке и Ла-Рошель и используются для оказания помощи в море. Супертяж Frelon грузоподъемностью 4,5 т применяется также в борьбе с загрязнением моря и в поддержку Стратегических океанских сил, то есть отряда из четырех ядерных подводных лодок, оснащенных французскими баллистическими ракетами. Учитывая возраст вертолетов, с 2008 года в их поддержку был выделен EC 725 Caracal.

Серьезно устаревшие Alouette III, производимые с 1961 года, служат ВМС в двух версиях – SA 316B с Turbomeca Artouste и SA 319B с Turbomeca Astazou. Они используются не только для наблюдения и обслуживания судов, но и с целью тренировки французских пилотов в плане выполнения военно-морских задач, проведения операций по спасению и посадке на палубу. Надо отметить, что пилоты Gazelle, Puma и Cougar ВВС и ALAT наравне с пилотами ВМС обучены навыкам приземления на палубу судов военно-морского флота Франции.

Подразделения Йера

На авиаморской базе Йер, основанной в далеком 1928 году, с 1995 года существует Экспериментальный центр полетов вооруженных сил Франции (CEPA/10S), в составе которого летом 2005-го было учреждено CEPA NH90, предназначенное для ввода в эксплуатацию новой европейской модели вертолета (34 единицы для TTH армейской авиации и 27 NFH для ВМС). В Йер в 2003 году были перебазированы три действующие флотилии из Сан-Мандрие, но командование отвечает и за соседний гражданский аэропорт Кюер-Пьеррефё, а также контролирует зону Тулона.

Словом, Йер выполняет несколько функций, не только военного, но и гражданского значения, таких как контроль воздушного сообщения, постоянная охрана, наблюдение и реагирование в морских условиях (SIMAR). Миссия этой базы состоит в обеспечении и обслуживании вертолетных частей для подразделений ВМС в Тулоне, тестировании нового летного оборудования, а также в обучении персонала авианосцев. Речь идет об обучении пилотов авианосцев «Шарль де Голль» и вертолетоносцев, а также о подготовке офицеров для работы на судах и в ангарах, менеджеров и директоров аэропортов, так называемых «желтых собак» (chiens jaunes), менеджеров и операторов платформ.

На базе размещена группа авиаотрядов авиажандармерии с шестью EC 145 и AS 350B, а также 54-й артиллерийский полк. Это один из трех полков зенитной артиллерии французской армии, который отличается повышенной боеготовностью. Он оснащен ракетами IR Mistral, а также системами идентификации и обнаружения целей NC1.

Основная задача Lynx – защита ВМС от подводной и надводной угрозы. Время его автономного полета зависит от миссии: 3,5 ч с дополнительным резервуаром для защиты от надводной угрозы; 2 ч 40 мин. – для защиты от подводных лодок; 1,5 ч – в конфигурации с гидролокатором и двумя торпедами Mk 46. Lynx оснащен последовательным гидролокатором и автоматической системой контроля, позволяющей ему не менять своего положения и ночью, причем в кабине возможно использование NVG. Вертолеты Lynx применялись для выполнения всех последних боевых операций во Франции, в Персидском заливе, Адриатическом море, в Ливане и Индийском океане.

Флотилия 31F, оснащенная Lynx, Panther и Super Frelon, с 2001 года пополнилась тремя SA 316B Alouette III и девятью Dauphin, три из которых имеют поисково-спасательную конфигурацию Pedro, а шесть – конфигурацию Dauphin SP (Service Public). 33F включает отряд Alouette и Pedro, специализирующийся на экстренных операциях по спасению пилотов ВМС во время взлета и посадки, для авианосцев Charles de Gaulle и по специальным запросам военно-морских сил, для таких судов, как корабли снабжения класса Durance и корабли-амфибии Mistral и TCD (вертолетные баржи) Foudre и Sirocco.

Кроме того, флотилия включает пять отрядов общего назначения, ведущих постоянный контроль и всегда готовых к проведению экстренных операций по спасению в морских условиях. Другие вертолеты подразделения тоже могут быть использованы для оказания помощи в море.

Флотилия 36F была сформирована в сентябре 1995-го в Сан-Мандрие для обеспечения вертолетами новых команд ВМС. Ее оснастили 16 вертолетами Eurocopter AS 565SA Panther, машинами взлетной массой 4,2 т с периодом автономной работы, равным 4 ч, или 400 морским милям, которые были поставлены с 1994 по 1998 год и использованы во всех уголках планеты. С 2004-го вертолеты Panther больше не использовались в Тихом океане, и с этого времени полк 22S начал оснащать фрегаты Prairial и Vendemiaire вертолетами Alouette III. Однако это подразделение работает под девизом «Служить и сражаться повсюду», поскольку до сих пор содержит три отряда на удаленных территориях – один на Мартинике и два в Реюньоне, они состоят из двух пилотов, одного тактического оператора и шести специалистов. Еще пять временных отрядов с тем же штатным составом были организованы йерской базой и предназначены для бригад классических судов – Cassard, La Fayette, Floreal и Forbin. Каждый отряд несет службу в течение примерно пяти месяцев.

Грузоподъемность Panther составляет 1320 кг, время работы в автономном режиме – 3,5 ч, вертолет оснащен радаром для морских исследований с радиусом действия 200 км. Он способен перевозить на внешней подвеске грузы весом до 900 кг, оснащен домкратом грузоподъемностью до 272 кг. Основная цель вертолетов Panther – боевая поддержка, патрулирование, блокирование судов, конвоирование и поражение целей на суше и море с функцией управления противокорабельными ракетами, запускаемыми с судов. Сейчас они выполняют такие важные задачи, как борьба с пиратами, борьба с наркоторговлей в Карибском бассейне, рыболовным браконьерством. Контроль незаконной иммиграции еще одна задача этого вертолета, хотя и не приоритетная, так как во Франции эта проблема не стоит так остро, как в Италии.

Пираты и новые технологии

С учетом новых угроз личный состав 36F был подготовлен к таким нестандартным операциям, как сброс парашютистов и водолазов, транспортировка стрелков, взаимодействие с быстроходными судами и высадка команд по методу быстрого спуска.

Борьба с пиратством, процветающим у границ Сомали, в проливе Баб-эль-Мандеб, через который проходит 30% европейской нефти, далека от приключенческих романов, поскольку опасность применения пиратами оружия, в том числе самонаводящихся ракет, очень велика. Французы участвуют в европейской миссии «Аталанта», направленной не только на защиту торгового флота, но и на поддержку транспортировки гуманитарных грузов в Сомали. Сдерживающий эффект конвоирующих полетов и контрольных полетов на низких высотах с предупреждающими выстрелами трудно переоценить, а 15 апреля и 3 марта 2008 года вертолет Panther, размещенный на корабле FS Nivôse, вступил в открытый бой и сыграл большую роль в задержании 22 пиратов.

Panther проходит программу обновления, первым результатом которой стал вертолет, оборудованный новой панелью управления с жидкокристаллическими экранами, уже поставленный на йерскую базу. Программа направлена на расширение возможности распознавания и обнаружения целей, установку оптических датчиков и NVG, лучших систем связи и передачи данных NATO, усовершенствование вооружения и систем самозащиты (SPS), а также во исполнение норматива ICAO. В январе 2007 года с компанией Eurocopter был подписан контракт о разработке авионики, электрооптических датчиков и SPS с целью модернизации первых двух машин и установки нового оборудования на остальных. В мае того же года был подписан договор с SIA о разработке системы тактической локализации и обновлении остальных вертолетов Panther, принадлежащих ВМС. Система датчиков Eurofir компании Sagem с инфракрасной камерой и телеметрическим лазером аналогична системе на вертолетах NH90 и может применяться как пилотами, так и тактическими операторами станций. Система позволяет распознавать цели и автоматически отслеживать их. Командный пункт, предоставляет описание полной картины ситуации как экипажу, так и командованию бригады. Управление датчиками осуществляется как вручную, так и автоматически, причем на экране командного пункта отображаются данные радара, датчиков, цели, RWR и данные, передаваемые по L11. Система самозащиты SPS происходит от аналогичной системы у вертолета Tigre и передает данные при помощи RWR Thales, LWS и MWS EADS. Первый экземпляр Panther Mk.2 без SPS «сойдет со стапеля» в 2012 году, поставки завершатся в 2014-м.

«Орки» концерна EADS

В скором будущем авиаморские части будут оснащены ORKA, беспилотным вертолетом, или беспилотной тактической системой VTOL, разрабатываемой EADS на основании договора 2006 года. ORKA происходит от Guimbal Cabri G2, легкого вертолета, спроектированного Бруно Гумбалом, инженером компании Eurocopter. Помимо трехлопастного ротора и хвостового винта с «фенестроном» Cabri может похвастаться двигателем Lycoming мощностью 150 л.с. Первый полет был осуществлен еще в 1992 году, в 2006-м Cabri побил три мировых рекорда в классе вертолетов легче 500 кг, а в 2007-м получил сертификат EASA. Eurocopter заказал два таких вертолета в 2008 году, подписав договор на поставку беспилотной модели. ORKA будет вертолетом UAV весом около 700 кг, традиционной конфигурации, с ротором диаметром 7,2 м, с восьмичасовым периодом автономной работы и полезной нагрузкой 150 кг. Среди возможностей этого ЛА – автоматический взлет и посадка с/на необорудованные площадки и палубу судов, применение в боевых условиях, обнаружение, идентификация и распознавание целей, электронная симуляция боевых действий, защита в морских условиях и перевозка вооружения для обслуживания на приближенном расстоянии, передача данных на высокой скорости с прямой или спутниковой связью (LOS). В настоящее время программа поручена Vertivision, дочерней компании Eurocopter, осуществляющей перенос Cabri G2 на беспилотную платформу Eurocopter-vertivision VSR700.

Управляемое оружие будущего

Вертолеты Panther Mk.2 и NH90 будут оснащены новой противокорабельной ракетой FASGW, выпуск которой начнется в 2015 году. Она заменит французские SA.12 и английские Sea Skua. Эта ракета специально разработана для атак на небольшие суда (например, корветы) или для поражения наземных целей. FASGW расшифровывается как «управляемое оружие будущего, направленное против целей на поверхности» или «против легких судов». Инфракрасный датчик гарантирует возможность автоматического управления в рамках системы «человек – машина», то есть возможность вмешательства оператора и возможность различения высокоточных мишеней в ситуациях с высокой степенью риска. С точки зрения логистики использование на борту ВС будет простым, поскольку будет применяться уже имеющееся оборудование. Ракету снабдят функцией нахождения вне досягаемости, и время реакции на информацию датчиков будет очень коротким. Англо-французские требования обусловливают создание двух вариантов орудия: FASGW (L), или Light, «Легкий», разрабатываемый Thales UK в Белфасте, и FASGW (H) Heavy, за разработку которого отвечает компания MBDA.

ПАРТНЕРЫ АВИ