Вертолёты, объединяющие Россию и Украину

Из всех стран СНГ мощной авиастроительной державой является Украина. До недавнего времени она не имела собственного вертолётного производства, но сегодня уже вошла в число винтокрылых держав. Этому способствовала деятельность АО «Мотор Сич». Предпосылкой к развитию данного направления стал многолетний опыт по созданию вертолётных двигателей, установленных практически на все вертолёты российского производства. На предприятии изготавливаются двигатели Д-136 для самых тяжёлых в мире вертолётов Ми-26. Запорожские моторостроители производят также двигатели для вертолётов семейства Ми-8МТ. В производственной линейке предприятия особое место заняли турбовальные двигатели семейства ТВ3-117В, а также ВК-2500. Наряду с Д-136 они обеспечивают полёты 85 процентов вертолётов конструкторских бюро Миля и Камова более чем в 90 странах мира. Говоря о значении двигателя этого типа для вертолётов типа Ми-8МТВ, следует отметить, что благодаря ему увеличилась высота динамического потолка, что позволило эксплуатировать вертолет в горной местности.

С целью дальнейшего повышения лётно-технических характеристик вертолётов, особенно при их эксплуатации в высокогорных районах и в странах с жарким климатом, на АО «Мотор Сич» создан двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В, имеющий увеличенный ресурс и обеспечивающий значительное улучшение ЛТХ вертолёта. Так, например, его ресурс до первого капитального ремонта составляет 5000 часов и столько же полётных циклов, в то время как у предшествующих модификаций это значение не превышало 2000 часов.

В 2007 году АР МАК и Государственная Авиационная администрация Украины выдали на этот двигатель сертификаты типа. В 2011 году в Гатчине на 218-м Авиаремонтном заводе Министерством Обороны Российской Федерации были завершены его Государственные стендовые испытания. В 2012 году двигатели прошли предварительные лётные испытания в составе вертолёта Ми-8МТВ-5-1 на ОАО «МВЗ имени М.Л.Миля», а в апреле 2013 года Министерством Обороны Российской Федерации были успешно проведены совместные специальные испытания этого вертолёта в Торжке. Акт об их окончании в настоящее время подписан, и в Заключении указано, что лётно-технические характеристики вертолёта Ми-8МТВ-5-1 превосходят аналогичные характеристики серийных вертолётов Ми-8МТВ-5-1 с двигателями ТВ3-117ВМ серии 02. В мае 2013 года в республике Перу состоялись сравнительные полёты двух вертолётов Ми-17: один из вертолётов был оснащён двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В, а другой – штатными двигателями ТВ3-117ВМ с.02. Вертолёт, оснащённый новыми двигателями, перелетел через Анды, набрав высоту 7300 м; вертолёт со штатными двигателями вернулся на базу, набрав высоту 6000 м и не смог перелететь через горы.

Кроме того, в настоящее время выполнены работы по сертификации модификаций двигателя данного типа серий 4 (с воздушным запуском) и 4Е (с электрическим запуском). Они предназначены для ремоторизации находящихся в эксплуатации вертолётов Ми-8Т, оснащаемых двигателями ТВ2-117, ныне снятыми с производства. В 2011 году АР МАК выдал АО «Мотор Сич» дополнение к сертификату типа на эти двигатели.

В 2012 году в Украине на базе ГНИЦ ВС МО Украины и в Таджикистане были успешно проведены лётно-конструкторские испытания модификации серии Е в составе модернизированного на АО «Мотор Сич» вертолёта Ми-8МСБ. По всем параметрам вертолёт Ми-8МСБ намного превзошёл вертолёт Ми-8Т, а по ряду показателей – и вертолёт Ми-8МТ.

В сентябре этого же года на международном авиакосмическом салоне «Авиасвит-2012» этот вертолёт поднялся на высоту 8250 метров, установив, таким образом, новый мировой рекорд в классе E-1g (категория FAI  для вертолётов со взлётной массой от 6 до 10 тонн). В июне 2013 года на АО «Мотор Сич» были успешно проведены Государственные стендовые испытания двигателя серии 4Е в интересах Министерства Обороны Украины. А в августе этого же года в Государственном научно-испытательном центре Вооружённых сил Украины этот вертолёт поднялся на высоту 9150 метров, что значительно выше Эвереста ( 8850 метров). Таким образом, обещание, данное Вячеславом Богуслаевым журналистам на пресс-конференции 2012 года, состоявшейся в Запорожье, было выполнено. Кроме этого, с 14 по 20 августа 2013 года был установлен ряд абсолютных мировых рекордов, в частности, по подъёму груза массой 1000 кг – на высоту 8420 м, 2000 кг – на высоту 7520 м, 5566 кг – на высоту 2000 м, 5047 кг – на высоту 5240 м. На все достижения поданы заявки в FAI на регистрацию мировых рекордов.  

Усилия обоих предприятий в настоящее время сосредоточены на работах по созданию модификации АИ-450М, предназначенной для ремоторизации ранее выпущенных вертолётов Ми-2. Ими будут заменены ныне устаревшие ГТД-350. Данный проект является одним из важнейших в деле возрождения малой авиации. Парк вертолётов Ми-2 неуклонно уменьшается, в то время как на воздушные суда этого типа наблюдается высокий спрос. Объёмы эксплуатации падают вследствие приближения их к границам установленных ресурсов по наработке как по годам, так и по календарному сроку службы. Статистика аварий с этими воздушными судами показывает, что причиной их большей частью является отказ двигателей. Кроме того, зарубежные вертолёты, такие как Robinson, Eurocopter, Bell и Agusta далеко не всегда удовлетворяют требованиям эксплуатантов вследствие высокой стоимости их лётного часа, который в 2-3 раза выше, чем у Ми-2. Применение вертолётов бизнес-класса в качестве «рабочих лошадок» не представляется целесообразным.

АО «Мотор Сич» сделало величайший вклад в дело возвращения этих вертолётов в небо. В 2011 году при поддержке предприятия была возобновлена деятельность Винницкого авиационного завода по ремонту этих воздушных судов. Помимо ремонтно-восстановительных работ этот завод будет  модернизировать устаревшие Ми-2 в профиль МИ-2МСБ и МСБ-2. Последний является результатом глубокой модернизации Ми-2. Помимо замены двигателей ГТД-350 на АИ-450М, он имеет значительный ряд отличий от своего предшественника. В их числе — доработанная система управлениями двигателями, усовершенствованное бортовое оборудование, необходимое для обеспечения контроля параметров двигателя АИ-450М, и современное навигационное и радиосвязное оборудование. Конструкция фюзеляжа модернизирована для обеспечения загрузки через заднюю створку. Для увеличения полезного объёма грузопассажирского отсека топливная ёмкость основного топливного бака вынесена на подвесные баки внешних сторон фюзеляжа, выполненные из КМ. В состав оборудования были введены бортовое устройство регистрации и аварийный радиомаяк. Перекомпоновка основного топливного бака повлекла за собой внедрение шасси новой конструкции.

Вертолёт МСБ-2 имеет меньший по сравнению с Ми-2 расход топлива, который составляет 170 килограммов в час на крейсерском режиме. Межремонтный ресурс двигателя составляет 3000 часов. Поддержка заданной мощности возможна при температуре окружающей среды до +50 градусов. Дальность полёта возросла с 320 до 560 километров, статический потолок увеличился с 650 до 1500 метров. Эти показатели положительным образом влияют на безопасность полётов.

Введение в профиль деятельность предприятия «Мотор Сич» вертолётной тематики имеет колоссальное значение для развития украинского авиапрома — в прошлом вертолёты собственного производства на Украине не производились. Президент Украины Виктор Янукович поставил задачу восполнить этот пробел и начать с того, чтобы организовать работы по ремоторизации вертолётов в украинской армии. На основании Постановления от 14 ноября 2012 года Кабинет Министров Украины назначил президента АО «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева генеральным конструктором по созданию и модернизации вертолётной техники. На предприятии создано конструкторское бюро и вертолётное производство. В 2011 году ОКБ АО «Мотор Сич» получило Сертификат  Государственной авиационной службы Украины, согласно которому АО «Мотор Сич» признано разработчиком авиационной техники. Имея данный сертификат, предприятие ведёт работу по созданию вертолёта с взлётной массой от 5 до 6 тонн, используя опыт ведущих стран в области вертолётостроения. Этот вертолёт предназначен для перевозки пассажиров и грузов, в том числе и на внешней подвеске, а также для выполнения строительно-монтажных работ и учебных полётов. Он получил название МСБ-6. Данный тип будет иметь ряд модификаций: поисково-спасательную, патрульную, пожарную, десантную, а также санитарную. Последняя предусматривает наличие оборудования для проведения реанимации. Вертолёт будет оснащён двигателями МС-500В-02, которые при массе всего 140 килограммов обладают мощностью на взлётном режиме 950 лошадиных сил и удельным расходом топлива 0,23 килограмма на лошадиную силу в час. Конструкция фюзеляжа имеет широкие боковые створки, что позволяет увеличить номенклатуру перевозимых грузов, а также облегчить погрузку пострадавших в спасательном и медицинском вариантах. Благодаря высоким показателям энерговооружённости, скорости полёта и манёвренности возможно применение этого вертолета и в военных целях. На подвесных пилонах возможно размещение вооружения или дополнительных топливных баков. Для изготовления деталей лопастей и втулок винтов будут применяться современные композитные материалы. Вертолёт может быть снабжён разными видами шасси — как трёхопорным колёсным, так и полозковым. Пассажирская кабина рассчитана на 10-14 мест. Таким образом АО «Мотор Сич», создав вертолёт этого типа, заполнит нишу воздушных судов данного класса, которая в России в настоящее время пустует.

Вячеслав Богуслаев, основавший на Украине вертолётное дело, может считаться наследником Игоря Сикорского. Последний является уроженцем Киева и в историю авиации вошёл как классик вертолётного дела. Оно начало развиваться на Украине по традиционному пути — от ремонта авиатехники прежних лет к созданию новых моделей. В императорской России этим путём пошёл создатель гидросамолётов Дмитрий Григорович  — он свою деятельность начал с ремонта французских летающих лодок «Доннэ-Левек», конструкция которых была им оптимизирована. Таким же образом развивалось и авиадвигателестроение.

О достижениях в вертолётной области Вячеслав Богуслаев рассказал представителям СМИ в ходе традиционной ежегодной пресс-конференции, которая проводится на АО «Мотор Сич» и ГП «Ивченко-Прогресс». Богуслаев сообщил также, что на Украине была создана Федерация Вертолётного спорта. Команда вертолётчиков Украины приняла участие в открытом первенстве, которое состоялось в подмосковной Дубне. Кроме того, в конце октября нынешнего года на состоится 36-й Чемпионат Украины, в котором примут участие как Ми-2, так и вертолёты западного производства.

Одним словом, у украинских вертолётов намечаются большие перспективы.

ПАРТНЕРЫ АВИ