Винтокрылые труженики
15.05.2014
Россия вертолетная в цифрах
В коммерческом секторе гражданской авиации России внесено в реестр около 2,4 тыс. вертолетов. Посчитать же количество вертолетов на крыле весьма проблематично: многие компании по тем или иным причинам не спешат выводить воздушные суда из реестра. По данным информационного агентства BizavNews.ru, летающих вертолетов в нашей стране чуть меньше 2 тыс., а если быть более точными — 1914. По мировым же меркам отечественный вертолетный парк один из крупнейших. Лидером по количеству винтокрылых машин исторически являются США (8551), а Россия идет на твердом третьем месте, пропустив вперед лишь Канаду (2272 вертолета).
Коммерческие авиауслуги в России оказывает около 200 авиакомпаний, полностью самостоятельных в выборе сегмента рынка работ и определении политики формирования парка. Большинство вновь образованных фирм располагает одним-двумя вертолетами. Только 25% компаний относятся к числу крупных, эксплуатирующих более десяти вертолетов. Российский парк гражданских вертолетов состоит преимущественно из машин отечественного производства, доля которых в общем количестве зарегистрированных вертолетов составляет 76%. Объем вертолетного рынка России, по данным компании «Нефтегаз Лизинг», оценивается в колоссальные 101 млрд руб., львиная доля которых приходится на двух крупнейших игроков — «ЮТэйр» и «Газпром авиа».
Области применения
Мировой опыт эксплуатации вертолетной техники наглядно демонстрирует, что применение вертолетов практически безгранично. Это и обслуживание нефтегазовых платформ, и геологоразведка, и патрулирование лесов и границ, спецработы и тушение пожаров, медицинская эвакуация и аварийно-спасательные работы. Львиная доля вертолетных работ связана с нефтегазовым бизнесом, где доминируют перевозка вахтовых бригад и грузов для предприятий нефтегазодобывающей отрасли, а также мониторинг объектов, лесоохрана и геологоразведка. Так, на долю крупнейшего отечественного игрока рынка вертолетных работ компании «ЮТэйр» приходится около 80-90% вышеперечисленных вертолетных работ. Коллеги «по цеху» из «Газпром авиа» также отмечают, что наибольшее количество полетов приходится именно на этот сегменте экономики: только за последний год компания почти на треть увеличила налет на вертолетах, задействованных в обслуживании многочисленных филиалов материнской компании, разбросанных по всей стране. В целом же на долю «нефтегазового» трафика в России приходится около 75% всех полетов компании.
Еще одним бурно развивающимся вертолетным сегментом в последние несколько лет стала медицинская эвакуация и аварийно-спасательные работы. Воздушная скорая помощь появляется во многих крупных городах, при этом наиболее богатый опыт накоплен в Москве. Московский авиационный центр (МАЦ), единственный эксплуатант, которому разрешено летать над городом, с 2007 года начал эксплуатацию трех вертолетов EC145. За семь лет МАЦ было спасено более 3 тыс. жизней, средний годовой налет на один вертолет составил более 1,5 тыс. часов. Как отмечают в компании, благодаря эксплуатации ЕС145 среднее время доставки пострадавших сократилось с 40-50 мин. до 5-10 мин. Аналогичный опыт пытаются внедрить и в Ленинградской области. Там с начала года стартовал аналогичный проект, реализованный администрацией области с питерской компанией Heli Drive, которая делает ставку на вертолеты американского производителя Bell Helicopter.
Другим ярким примером удачного стартапа стала эксплуатация вертолета ЕС135 на Кубани в начале прошлого года.
«За это время вертолет перевез из отдаленных хуторов и станиц в Краснодар в краевую клиническую больницу 241 человека с травмами, инфарктами и ожогами и 60 раз доставлял ведущих специалистов края на сложные операции в районы»,- комментируют в министерстве здравоохранения региона.
Пожалуй, самым ярким и эффективным способом применения вертолетной техники считается борьба с пожарами. В работах по пожаротушению, так же, как и в медицинской эвакуации, действует правило золотого часа — это означает, что возможные негативные последствия увеличиваются не в прямой, а в геометрической прогрессии. Неудивительно, что в ситуациях, когда началось возгорание и счет идет не на часы, а на минуты, высокая оперативность вертолетов ценится выше, чем себестоимость их работы. Ведь оперативную доставку к месту чрезвычайной ситуации пожарных, спасателей и эвакуацию пострадавших невозможно перевести в денежный эквивалент.
В России самым большим парком воздушных пожарных располагает МЧС России: более 50 машин — от легких аварийно-спасательных вертолетов Во-105 до сверхтяжелых Ми-26. Ведомство не останавливается на достигнутом: в будущем оно ежегодно планирует приобретать до десяти машин. Помимо профильного министерства собственный пожарный парк эксплуатируют компании ПАНХ, «Конверс Авиа» и МАЦ, пилоты которого в 2013 году выполнили 270 полетов на возгорания, сбросив суммарно 5010 тонн воды.
Ключевые игроки
Крупнейшей в мире и России компанией, предоставляющей вертолетные услуги, является авиакомпания «ЮТэйр» со штаб-квартирой в Сургуте. В России ее услуги в основном востребованы в северных регионах страны, что обусловлено географическими особенностями местности, существенной удаленностью объектов друг от друга и необходимостью оперативно до них добираться. Среди направлений деятельности «ЮТэйр — Вертолетные услуги» — участие в поисково-спасательных и аварийно-спасательных работах, оказание авиационных услуг по борьбе с лесными пожарами. Компания широко представлена и на международных рынках: в Европе, Южной Африке, Индии и Южной Америке — в общей сложности в 30 странах мира. Но, пожалуй, наивысшего признания она удостоилась, сотрудничая с ООН: с 1991 года «ЮТэйр» обеспечивает авиатранспортом их миротворческие миссии. И, кажется, это не предел.
«Основной стратегией развития для группы «ЮТэйр» является выход на новые перспективные рынки вертолетных услуг, принимая во внимание важность сохранения текущих занятых позиций, а также повышение эффективности вертолетных операций за счет снижения издержек»,- рассказывает пресс-секретарь «ЮТэйр» Елена Галанова.
Для поддержания летной годности разноклассового парка вертолетов «ЮТэйр» создала собственный центр капремонта и техобслуживания «ЮТэйр-Инжиниринг». Кроме того, компания является официальным центром по техническому обслуживанию вертолетов производства Airbus Helicopters, авторизованным сервисным центром компании Robinson Helicopter, а также создает центр ТО вертолетов AW139 в России. Кстати, лицензионную сборку этой популярнейшей модели итальянского производителя AgustaWestland недавно освоил холдинг «Вертолеты России», открыв завод в подмосковном Томилино.
Второй крупный игрок на рынке вертолетных работ России — компания «Газпром авиа», которая является 100-процентной «дочкой» «Газпрома». Парк оператора, насчитывающий свыше 110 машин, также преимущественно состоит из вертолетов российского производства. Они используются для решения всевозможных задач материнской компании: от облета трубопроводов и перевозки вахтовых бригад и грузов до работы на шельфе. В основном авиационные работы производятся на вертолетах Ка-26, Ми-2 и Ми-8. К их реализации привлекаются филиалы компании: калужский, пермский, самарский, сочинский, ухтинский, югорский. Тем не менее в «Газпром авиа» говорят, что наибольшая производительность отмечается среди «иномарок»: в парке компании эксплуатируется восемь вертолетов производства Airbus Helicopters EC135 T2+, чей средний налет ежемесячно составляет 1,5 тыс. часов.
Впрочем, было бы несправедливо утверждать, что российский рынок вертолетных работ состоит лишь из двух игроков. Весьма внушительными парками, которые достигают 40 вертолетов, располагают десятки компаний, в частности ПАНХ, «Ямал», «Баркол», «Конверс Авиа», «Аэрогео», «Аэро-Камов», ОАО «Казанское авиапредприятие». И это закономерно. В России — стране с бескрайней географией и хроническим отсутствием дорог — вертолеты всегда найдут применение. И чем их больше, тем лучше.
Права на данный материал принадлежат Коммерсантъ — Приложения.
Материал был размещен в открытом доступе на АвиаПорт.ru.