Все опции по каталогу

Российский вертолетостроительный холдинг «Вертолеты России», входящий в Объединенную промышленную корпорацию «Оборонпром», и российский Центр научно-технических услуг «Динамика» (ЦНТУ «Динамика») подписали соглашение о сотрудничестве в области маркетинга, разработки, производства и поставки технических средств обучения летного и инженерно-технического персонала, эксплуатирующего вертолеты российского производства.

По этому соглашению стороны планируют совместно создавать, сертифицировать и эксплуатировать технические средства обучения (ТСО) летного и технического персонала, эксплуатирующего вертолетные комплексы различного назначения.

Подписанное соглашение предполагает также совместное осуществление маркетинговой деятельности и продвижение современных ТСО для вертолетной техники производства холдинга «Вертолеты России» на внутреннем и внешнем рынках в рамках заключаемых комплексных договоров на поставку.

По заявлению генерального директора ОАО «Вертолеты России» Дмитрия Петрова, «Формирование и развитие глобальной системы услуг по обучению летного персонала являются одними из важнейших приоритетов холдинга «Вертолеты России». Подписание соглашения о сотрудничестве с ЦНТУ «Динамика» стало для холдинга важным этапом стратегии перехода от продажи вертолета как отдельного продукта к продаже полного жизненного цикла изделия, включающего сервисное обслуживание вертолетов и современные средства подготовки и обучения летного персонала. Мы приобрели нового надежного партнера, который вместе с «Р.Е.Т. Кронштадт», «Транзас» и другими расширяет наши возможности по продвижению вертолетной техники на глобальном рынке. Мы надеемся, что партнерство с производителями авиационных тренажеров позволит «Вертолетам России» обеспечить компаниям-операторам лучшую на мировом авиационном рынке подготовку летчиков вертолетов российского производства».

Тренажерная тема не сказать, что новая для российского вертолетного хозяйства, однако по-настоящему рыночным элементом тренажеры становятся только сейчас. Все-таки российские разработчики пилотажных платформ традиционно испытывают недостаток спроса, хотя с оптимизмом полагают, что эта ситуация изменится. Но надо уточнить, что с самого начала это было верно лишь для внутреннего рынка. У российских производителей тренажеров был успешный опыт сотрудничества с учебными центрами, ориентированными на подготовку пилотов зарубежных компаний, эксплуатирующих российскую технику. В свою очередь иностранные операторы давно уже оценили перспективы этого бизнеса – предоставление технических и обучающих услуг экплуатантам сотен «восьмерок» и «двадцатьчетверок» по всему миру. На рынке существует немало предложений от порой малоизвестных производителей подобного оборудования из бывших стран соцлагеря, а также компаний имеющих разнообразный авиационный бизнес в Африке, Азии и Латинской Америке – традиционных регионах-импортерах продукции российских вертолетостроителей.

Здесь важно сказать, наряду с сервисным обслуживанием российской техники, ее ремонтом и модернизацией, в предложении обучающих услуг и разработке соответствующего тренажерного оборудования последнее слово по праву должно принадлежать российским компаниям.

«Наши авиационные тренажеры позволяют проводить обучение в условиях, максимально приближенных к реальным, что соответствует современным стандартам качества подготовки летных экипажей, — сказал генеральный директор ЦНТУ «Динамика» Александр Литвиненко.

Соглашение с ОАО «Вертолеты России» стало продолжением многолетнего опыта сотрудничества ЦНТУ «Динамика» с предприятиями, входящими в российский вертолетостроительный холдинг.

В «Динамике» освоен выпуск современных тренажеров для широкого модельного ряда вертолетов марки «Ми». Так, в сотрудничестве с ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» были созданы (в том числе и серийно) тренажеры различного уровня сложности для вертолетов Ми-8МТВ, Ми-8(МТВ-5), Ми-17-1В, Ми-171, Ми-24П, Ми-24ПН, Ми-35М и Ми-28Н, которые эксплуатируются государственными авиационными службами и в гражданской авиации.

В 2010 году ЦНТУ «Динамика» впервые получил от разработчика военного вертолета Ка-52 – ОАО «Камов», также входящего в холдинг «Вертолеты России», – заказ на создание комплекса технических средств обучения летного состава, в который, помимо тренажера, войдет автоматизированная система обучения для теоретической подготовки летного состава.

Конечно, впереди у российских разработчиков и их главного российского партнера еще предстоит значительная работа по созданию конкурентных образцов тренажерного оборудования и его продвижения. При этом «Вертолеты России» не отказываются от самого широкого сотрудничества с иностранными компаниями, успешно работающими на этом рынке, и зарубежными учебными центрами в интересах многотысячной армии эксплуатантов российских вертолетов.

ОАО «Вертолеты России» станут постепенно менять свою конфигурацию – из компании управляющей российскими вертолетными активами к транснациональной структуре, пытающейся охватить все коммерческие компоненты поддержания летной годности техники российского производства.

Собственно, расширяющаяся глобальная сеть сервисного обслуживания путем создания «дочек», СП и заключения партнерских контрактов по всему миру, где летают российские вертолеты, это будут полноценные точки продаж, где клиенты «Вертолетов России» получат доступ к перечню существующих и потенциальных опций. Каждый такой сервисный объект может стать учебным центром и, в том числе, аутлетом по продаже тренажерных комплексов российского производства и иных профильных услуг и компонентов жизненного цикла вертолетной техники. Клиент сможет по каталогу реализовать все доступные запросы в отношении ремонта, переоборудования, подготовке персонала и т.д.

Зарубежные сервисные центры «Вертолетов России» уже начали работать в Казахстане, Узбекистане, ОАЭ, Индии, Судане. В настоящий момент ОАО «Вертолеты России» совместно с ОАО «ОПК Оборонпром» прорабатывают вопрос по созданию регионального сервисного центра по техническому обслуживанию и ремонту в ЮАР для обеспечения эксплуатации вертолетов Ми-8/17 в Африке в регионе южнее Сахары.

В Казахстане и ряде соседних регионов сервисное обслуживание российской техники не одно десятилетие обеспечивает АО «Авиаремонтный завод №405» (Алматы), с которым осенью 2009 года холдинг «Вертолеты России» заключил договор о сотрудничестве. Помимо сервисного обслуживания и ремонта вертолетной техники эксплуатанты в странах Центрально-Азиатского региона заинтересованы в модернизации действующей и новой вертолетной техники. В будущем планируется дооснащение производственной базы Авиаремонтного завода №405 и сертификация предприятия на выполнение обслуживания и ремонта вертолетов типа Ка-226/226Т, «Ансат» и Ка-32.

ООО «Узбекско-российское совместное предприятие «УЗРОСАВИА» (Узбекистан), с которым ОАО «Вертолеты России» подписали соглашение о принципах сотрудничества,

успешно ремонтирует вертолеты Ми-8 и Ми-24 с 1993 года. Теперь в сотрудничестве с российским вертолетным холдингом узбекские ремонтники, как и их казахские коллеги, станут осуществлять ремонт вертолетов Ми-8/17 не только для нужд Узбекистана, но и для эксплуатантов российских вертолетов из соседних стран.

Довольно важным для ОАО «Вертолеты России» становится создание регионального сервисного центра в ОАЭ, где начнут обслуживать вертолеты российского производства. Новая региональная сервисная структура обеспечит взаимодействие разработчиков и производителей российской вертолетной техники с эксплуатантами и материально-технической поддержкой организаций. Географическое положение Объединенных Арабских Эмиратов делает страну своеобразным мостом между Азией, Европой и Африкой. Стратегическое положение государства определяет значение в системе международных транспортных связей. Сейчас на Ближнем, Среднем Востоке и в Северной Африке эксплуатируется более 600 российских вертолетов. При этом значительная часть, а именно около 200 вертолетов российского производства активно эксплуатируется странами международной антитеррористической коалиции и государственными структурами Ирака, Афганистана и Пакистана.

В Индии, нашем давнем партнере, для сервисного обслуживания существующего вертолетного парка российского производства, а также для поставок запасных частей и комплектующих для российских вертолетов компаниями ОАО «Вертолеты России» и Global Vectra Group создано совместное предприятие Integrated Helicopter Services Pvt. Ltd.

Сегодня вертолеты российского производства являются основой вертолетного парка вооруженных сил Индии: сейчас в индийских ВВС имеется 20 вертолетов Ми-25 (экспортная версия Ми-24Д) и 39 вертолетов Ми-35, а также 10 Ми-26, 50 Ми-8 и 100 вертолетов Ми-17. В конце 2008 года Министерство обороны Индии подписало контракт на поставку в 2010-2014 годах ВВС Индии 80 транспортных вертолетов Ми-17В-5. Поставки вертолетов военного назначения ОАО «Вертолеты России» осуществляет через ФГУП «Рособоронэкспорт».

Наряду с авиапарком ВВС, 6 вертолетов Ми-172 эксплуатируют частные индийские вертолетные компании (Jagson Airlines Ltd., Pawan Hans Helicopters Ltd., Mesco Airlines и др.).

Для развития глобальной сервисной сети создана специализированная 100-процентная дочерняя структура ОАО «ОПК «Оборонпром» — ОАО «Вертолетная сервисная компания (ВСК)», ставшая частью холдинга «Вертолеты России».

Сегодня холдинг «Вертолеты России» является фактически единственной российской компанией, которая создает глобальную сервисную систему для технического обслуживания выпускаемых ею продуктов.

Концепция глобальной сети постпродажного обслуживания предполагает также формирование корпоративного стандарта «Вертолетов России». И в конечном итоге это будет означать контроль за применением техники, ее обращением на вторичном рынке, обеспечением поставок авиационно-технического имущества, кадровым составом, обслуживающим мировой парк вертолетов российского производства, что неизбежно скажется на общей статистике, оценке спроса и на будущих маркетинговых решениях.

ПАРТНЕРЫ АВИ