Вторая часть пленарной сессии Форума «САНАВИАЦИЯ-2021»

Значительная часть приглашенных спикеров – представители разных регионов России, которые приехали в гостеприимную Волгоградскую область, чтобы рассказать об опыте и проблемах санавиации в своих субъектах.

Начало второй, послеобеденной части пленарной сессии Форума положил Кардаков Юрий Юрьевич, руководитель направления «Санитарная авиация» ООО «Центр корпоративной медицины» с докладом на тему «Опыт компаний промышленной медицины в санитарной авиации: взаимодействие с операторами, трудности и пути их решения». 

Директор Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Территориальный центр медицины катастроф Челябинской области» Приколотин Сергей Игоревич рассказал об актуальной проблематике при оценке транспортабельности пациента и особой методике, разработанной и используемой в Челябинской области. Он также успел охватить вторую тему, связанную с опытом применения «StarMed шлема» для СРАР терапии при транспортировке пациентов с COVID-19. Спикер отметил, что необходимо внедрение единообразного, стандартизированного подхода при принятии решения об эвакуации пациентов, применимого в медицинских учреждениях 1 уровня и упомянул о специфике транспортировки пациентов с тяжелой формой COVID-19 и выборе между транспортным кувезом и шлемом «StarMed».

Представитель московского региона, докладчик Зеленцов Кирилл Михайлович (врач реаниматолог-анестезиолог ЦСА и СМП ВЦМК «Защита» ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России) выступил с темой: «Cанитарно-авиационная эвакуация больных COVID-19 — опыт «ВЦМК «Защита» ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России». Он подробно описал конкретные случаи работы медицинской бригады в период пандемии. Например, работа авиамедицинской бригады в Республике Казахстан, где медики ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна успешно погасили вспышку COVID-19 на территории посольства России. 

Курнявка Павел Анатольевич представил КГБУЗ «Хабаровский территориальный центр медицины катастроф» Министерства здравоохранения Хабаровского края — регион, где санитарная авиация функционирует с 1990 года. Он начал доклад с особенностей Хабаровского края, где имеются труднодоступные пункты, с которыми возможно сообщение только путем воздушного транспорта. В данном регионе имеется три пункта санавиации: в Хабаровске, Николаевске-на-Амуре и в Охотске. Павел Анатольевич рассказал о заслугах центра, но упомянул и проблемные аспекты (высокие тарифы, отсутствие достаточного количества воздушных судов, недостаточное количество оборудованных взлетно-посадочных площадок, отсутствие региональных авиакомпаний, занятых в осуществлении медицинской эвакуации).

Врач ГБУЗ города Москвы особого типа «Московский территориальный научно-практический центр медицины катастроф (ЦЭМП) Департамента здравоохранения города Москвы» Махнев Денис Вячеславович осветил современные аспекты развития санитарной авиации в условиях мегаполиса. С 1995 года в Москве в пределах МКАД оборудовано при стационарах 10 вертолетных площадок, 7 из них работают в круглосуточном режиме. 21 площадка была оборудована в Новой Москве. Вертолеты санавиации Москвы выполняют посадки на автострады, включая МКАД. Денис Вячеславович также поднял проблемы возможности ночных вылетов и расширения показаний к вылету, что ведет к необходимости развития наземной базы (развитие системы вертолетных площадок). Сергей Федорович Гончаров, в рамках дискуссии после основного доклада, спросил выступающего об опыте других мегаполисов, в частности, коллеги обсудили опыт работы санитарной авиации Санкт-Петербурга.

Костин Василий Иванович директор Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр медицины катастроф» выступил с докладом на тему «Опыт Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по развитию санитарной авиации». В начале выступления он поблагодарил организаторов за возможность рассказать об опыте родного региона и обсудить актуальные проблемы с коллегами из других субъектов. Медицинская помощь Ханты-Мансийского автономного округа-Югры децентрализована, что выделяет ее из большей части субъектов России. В каждом из 5 округов есть филиал ЦМК со своей точкой базирования санавиации – в регионе функционируют 5 вертолетов (МИ-8 и МИ-8-МТВ).

Шабанов Тимур Валерьевич, и. о. главного врача Центра санитарной авиации и экстренной медицинской помощи ФЦМК ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России рассказал о проведении медицинских эвакуаций пациентов рейсовыми авиабортами. Отметил преимущества, очертил нормативную базу и сделал акцент на процессе эвакуации пациентов из зарубежных стран.

Главный врач БУ Чувашской Республики «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии Краузе Ольга Вячеславовна рассказала об организации системы информационного обмена в рамках развития санитарной авиации в Чувашской Республике. В рамках своего доклада она также задалась вопросом необходимости санитарной авиации в таких маленьких республиках, как, например, Чувашия и Марий Эл. Несмотря на небольшие расстояния в этих субъектах, ответ определенно положительный, ведь санавиация и наличие летающих медицинских бортов дает возможность выиграть время и спасти больше человеческих жизней.

В связи с большим объемом работы авиамедицинских бригад наиболее актуальной проблемой является диспетчерское сопровождение вылетов. От четкой и слаженной работы диспетчерских служб напрямую зависит оперативность выполнения вылета. Заведующий отделом координации медицинской эвакуации ГКУЗ МО «ТЦМК» Закиров Рустам Рафикович рассказал об основных функциях диспетчера медицинской организации при подготовке вылета медицинского вертолета; взаимодействии с авиационными предприятиями, медицинскими организациями и оперативными службами на примере авиамедицинских бригад Московской области.

Дудуев Ваха Сатовхаджиевич заведующий отделением санавиации ГКУ «Республиканский центр медицины катастроф» поделился опытом оказания первой медицинской помощи на территории Чеченской Республики. Следом за ним, Мухин Сергей Игоревич — представитель ГУЗ Тульской области «Территориальный центр медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи» представил интересный доклад об опыте работы своего региона. После этого выступления из зала прозвучало большое количество вопросов, где, в частности, поговорили о перспективах продолжения работы санавиации в регионе. Напомним, что из-за невыполнения условий лизинга воздушных судов Росавиация в июне 2021 года запретила авиакомпании «СКОЛ» эксплуатацию 35 воздушных судов, в том числе на территории Тульской области.

Балабушевич Александр Викторович, заместитель главврача по медицинской части ГБУЗ Новосибирской области «Станция скорой медицинской помощи», рассказал об опыте, проблемах и перспективах развития санитарно-авиационной медицинской эвакуации своего региона. Проблемы, с которыми сталкивается Новосибирская санавиация откликаются и другим регионам нашей страны:

  • Невозможность ночных вылетов в связи с отсутствием площадок с «ночным стартом»;
  • Отдаленность посадочных площадок от ЦРБ;
  • Неподготовленность площадок в осенне-весенний и зимний период;
  • Маленький перечень состояний, подлежащих авиамедицинской эвакуации;
  • Отсутствие унификации приемных устройств и тележек каталок на борту ВС и в автомобилях СМП;
  • Отсутствие единой транспортировочной карты медицинской эвакуации от МО отправления до МО назначения;
  • Отсутствие посадочных площадок на территории МО города Новосибирска.

По мнению докладчика, задачами системы авиамедицинской эвакуации текущего периода являются: максимальное приближение специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи больным и пострадавшим; возможность оказания экстренной специализированной медицинской помощи больным и пострадавшим, минуя промежуточные этапы медицинской помощи, в том числе непосредственно на месте ДТП и в районах ЧС.

Существует мнение, что санитарная авиация может быть единственным способом эвакуации пациентов с болезнями системы кровообращения из районных больниц в региональные сосудистые центры. Дьяков Сергей Владимирович, представляющий БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница», в рамках своего доклада «Роль санитарной авиации в эвакуации пациентов с болезнями системы кровообращения в условиях ограниченного финансирования» провел анализ работы отделения санитарной авиации Вологодской области с 2017 по 2020 годы, а также рассказал об опыте и существующих проблемах своего региона. Он отметил, что, с учетом всех существующих требований, санитарная авиация Вологодского региона не укладывается в «золотой час» даже в «идеальных условиях», в связи с чем необходимо оптимизировать работу, улучшив инфраструктуру и увеличив число бортов, но решение многих проблем, как правило, сталкиваются с ограниченным финансированием.

Нигматзянов Рафаэль Ильгизович, представляющий ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан», рассказал об особенностях осуществления работы санитарной авиации в республике в изменившихся условиях, когда борьба с COVID-19 находится на особом внимании правительства. Сегодня эвакуация пациентов с коронавирусной инфекцией в Татарстане эффективно осуществляется как на реанимобилях, так и воздушным транспортом – вертолетом Ансат, который модернизируется в соответствии с актуальными требованиями. Так, в республике имеется опыт использования современных технологий (инфекционного бокса, современного медицинского модуля и т.д.), что позволяет успешно вылетать на вызовы пациентов с COVID-19.

Заместитель главного врача ГАУЗ Свердловской области «Территориальный центр медицины катастроф» Фролов Иван Андреевич завершал программу выступлений Форума, презентуя «эпоху перемен» в санитарной авиации Свердловской области. Большое внимание он уделил развитию сети вертолетных площадок на территории области. Также он отметил необходимость передачи ключевых решений на уровень субъектов, так как они лучше знают особенности своего региона, что будет способствовать более эффективному разрешению острых проблем.

После завершения основных докладов Форума санитарной авиации, Барановой Натальей Николаевной, главным врачом ЦСА и СМП ВЦМК «Защита» ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, было высказано предложение о создании ассоциации санитарной авиации. Инициатива сразу вызвала позитивную реакцию и одобрение со стороны участников Форума. Модератор, в свою очередь, выразил надежду на увеличение количества научных работ по теме санитарной авиации.  

Подошел к концу Форум санитарной авиации «САНАВИАЦИЯ-2021». Организаторы выражают благодарность всем участникам, которые нашли возможность приехать лично и принять участие в дискуссии, а также тех, кто посмотрел трансляцию онлайн. 

До встречи в следующем году!

Форум санитарной авиации России «САНАВИАЦИЯ-2021» прошел 7 октября по инициативе и при поддержке Ассоциации Вертолетной Индустрии. Соорганизаторами Форума выступили ФГБУ ВЦМК «Защита» Федерального медико-биологического агентства и ФЦМК ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России. Мероприятие проводилось при поддержке ФМБА России и администрации Волгоградской области. Генеральный спонсор — холдинг «Вертолеты России»

Теги записи:

ПАРТНЕРЫ АВИ