Вверх на отработанных технологиях

Более 60 заказов на «уникальный и революционный» самолет вертикального взлета TriFan 600 анонсировала по итогам нескольких международных авиационных форумов 2017 и 2018 годов компания XTI Aircraft из Денверса, штат Колорадо, США. При этом сообщается, что в планах XTI провести испытания демонстратора уже в начале 2019 года. В этом случае резонным может стать вопрос: что же такого революционного таит в себе программа создания нового летательного аппарата, о намерении разработать который XTI Aircraft объявила в ноябре 2015 года?

Стоит сказать, что компания не скрывает технологических и коммерческих «коней», которые по ее мнению позволят добиться высоких результатов и буквально перевернуть мир коммерческой авиации. Имя им «комфорт», «гибрид», «отработанные технологии» и «краудфандинг».

Дорого, но удобно

Что касается комфорта, то здесь кроме VIP-салона на пять человек, самолетных скоростей и расстояний клиентам предлагаются авиаперелеты практически из любого места, где есть мало-мальски ровная площадка, будь то вертодром, крыша здания, двор загородного дома либо большая яхта. Таким образом, TriFan 600 можно позиционировать как платформу, позволяющую доставлять пассажира «от двери до двери». В зависимости от метода взлета и посадки, а также от степени загруженности TriFan 600, по мнению разработчиков, способен пройти без дозаправки до 2,8 тысяч километров, выполнять полеты на высоте более 10 тысяч метров.

Все это позволит новому воздушному судну не только перевозить VIP-персон, но и быть адаптированным для спасательных и медицинских целей. Правда, при цене за штуку более $12 млн. это будет возможно лишь с помощью частных сторонних инвестиций.

Экономия через безопасность

Дизайн и внутреннее наполнение перспективной новинки вполне себе соответствует заявленным областям применения — самолетный фюзеляж воздушного судна бизнес-класса с тремя канальными вентиляторами и два газотурбинных двигателя Honeywell Aerospace HTS-900 по 1300 лошадиных сил каждый. Причем из трех два винта, расположенные в районе крыльев, поворотные, обеспечивающие подъем и горизонтальный полет, третий, находящийся в фюзеляже ближе к хвостовой части, используется только для взлета и посадки.

Со временем проект претерпел некоторые изменения, по сути, превратившись в гибрид, что дало ему ряд ключевых преимуществ. Как в марте 2017 года сообщил Aviation Week, вместо сложной трансмиссии перспективный самолет получит три электрических вентилятора, аккумуляторную батарею и легкий газотурбинный двигатель, соединенный с генератором.

В данном случае помимо снижения веса воздушного судна, шумности и увеличения экономичности проект получил значительный прирост надежности. Дело в том, что движитель каждого вентилятора состоит из двух электромоторов, каждый из которых должен обеспечить стабильный полет в случае выхода из строя своего напарника. В свою очередь при выходе из строя газотурбинного двигателя, который обеспечивает работу генераторов, аккумуляторная батарея способна в течение нескольких минут снабжать энергией двигатели вентиляторов, что достаточно для безопасного приземления. И, наконец, последний резерв — парашютная система, предназначенная для безаварийной посадки.

В конструкции TriFan 600 предусмотрены и другие элементы, позволяющие экономить. Так помимо основного генератора на самолете в виде покрытия верхней части фюзеляжа планируется разместить тонкопленочные солнечные батареи мощностью около четырех киловатт. Их энергия будет использоваться для работы бортовых систем и мотор-колеса передней стойки во время руления.

И, конечно, нельзя обойти вниманием тот факт, что в конструкции TriFan 600 планируется использовать уже готовые коммерческие аккумуляторы, электровентиляторы и газотурбинные двигатели, что само по себе является экономией в чистом виде.

По оценке XTI Aircraft, использование этого комплекса мероприятий позволит существенно снизить как цену, так и стоимость эксплуатации будущего летательного аппарата. По мнению разработчиков, он будет потреблять существенно меньше топлива, чем сопоставимые современные частные самолеты.

Как заставить мир платить

Особенно много разговоров идет вокруг краудфандинга, на средства от которого XTI Aircraft планирует собрать первый образец TriFan 600. И поводов для этого достаточно много. Ведь сегодня краудфандинг все чаще ассоциируется с фастфудом, либо в максимальном варианте — с производством малых беспилотников. То есть, это считается прерогативой микробизнеса. А тут целый «уникальный и революционный» самолет вертикального взлета, да еще в VIP-комплектации, способный сделать революцию в коммерческой авиации.

Тем не менее, акции компании раскупаются довольно активно. Некоторые частники сразу выкладывают по $200-250 тыс.

«Владельцы и строители яхт с посадочными площадками, а также аналогичные сообщества хорошо восприняли TriFan 600, — говорит на этот счет Роберт Лабелл, главный исполнительный директор XTI. — Мы уже имеем 60 заказов на наш самолет».

В число инвесторов уже вошли такие знаменитые люди, как заместитель председателя Джеффри Пино, который является экс-президентом и главным исполнительным директором Sikorsky Aircraft, а также член правления Чарли Джонсон, который является экс-президентом Cessna Aircraft Company, и главный инженер и член правления Денис Олкотт, который служил в качестве главного инженера в Adam Aircraft и в программе PiperJet. Как говорится, все люди, знающие толк в самолетостроении.

Согласно пресс-релиза, выпущенного компанией XTI Aircraft в феврале 2018 года, работы по проекту TriFan 600 идут в соответствии с графиком и бюджетом.

«В ходе нынешнего второго этапа создания TriFan 600 будут изготовлены воздуховоды и вентиляторы, проведены наземные статические испытания этих компонентов, — комментирует ситуацию Роберт Лабелл. — Третий этап — изготовление всего самолета и его испытания, начнется в апреле 2018 года. После чего на конец года запланирован первый полет».

Малый — не значит немощный

Тем не менее, даже после таких, казалось, очень уверенных, хотя и имеющих базу заявлений, в воздухе висит весьма деликатный вопрос: «Неужели на революцию в коммерческой авиации способна только небольшая частная фирма, которая, к тому же, собирает деньги на свой проект с помощью краундфаудинга?» Не является ли этот пиар заход калькой с энергичной кампанией всем известной Tesla?

Для ответа стоит обратиться к истории инженера Дэвида Броуди, который еще в 2012 году начал мечтать о воздушных путешествиях из одной точки в другую. С тех пор ему удалось собрать команду экспертов в авиации — включая Джеффа Пино, бывшего президента Sikorsky Aircraft, и Чарли Джонсона, бывшего президента Cessna — и представить первый коммерчески сертифицированный высокоскоростной самолет с большим радиусом полета и вертикальным взлетом и посадкой.

Кстати, дитя Дэвида Броуди TriFan 600 — далеко не первый революционный самолет с вертикальным взлетом и посадкой. Ранее он не смог получить контракт с армией США со своим проектом AVX Aircraft: военные отдали предпочтение крупным игрокам, Bell Helicopter с их конвертопланом V-280 и Sikorsky-Boeing с их революционным вертолетом X2. Наработки по проекту AVX были использованы Броуди и в TriFan 600. Так что величина компании в данном случае не имеет особого значения.

«Мы получили 60 заказов на самолет, — развивает тему Лабелл, — что составляет 390 миллионов долларов доходов от продаж. Вся наша команда сосредоточена на полете прототипа, выводе этого революционного самолета на рынок и выполнении этих заказов, которые указывают на более высокие продажи и доходы для компании, чем мы первоначально предполагали. Мы убеждены, что эти новые заказы, наряду с программой-прототипом, значительно снижают риск для наших инвесторов».

Если переложить на наши ноты

Ну, что же, остается только дождаться намеченного часа «икс», чтобы оценить предложенную рынку концепцию и методы ее продвижения. Похожие технологические стартапы имеются в России в большом количестве. Поэтому удачно реализованный пример XTI Aircraft вполне может подойти в качестве базового механизма продвижения новых отечественных проектов. Благо их в стране всегда было, как говорится, выше крыши и не только в авиастроении.

P.S.

В предвоенные годы в СССР в Военно-воздушной инженерной академии и Московском авиационном институте под руководством Бориса Юрьева (автора вертолетного автомата-перекоса Юрьева) было выдвинуто множество концептуальных проектов «геликоптеров-аэропланов», включая как проекты различных конвертопланов, так и проекты разнообразных летающих тарелок. Что касается конвертопланов, то в качестве примера проектов Юрьева, можно привести, концепт биплана схемы тандем между крыльями которого должна была находиться пара поворотных винтов. Имелся также и проект винтокрыла в буквальном смысле этого слова, который должен был иметь несущие винты расположенные внутри крыла (аналогично несущие винты располагались у реактивного Райан-Дженерал Электрик XV-5). Ни один из проектов «геликоптеров-аэропланов» Юрьева, так и не был воплощен, и в лучшем случае проекты доходили лишь до обдувки макетов в аэродинамической трубе.

Партнеры АВИ