Вырвать из огня
13.04.2010
Современные мегаполисы в условиях дороговизны и дефицита земли рас-тут ввысь. Строители небоскребов, наверное, еще долго не успокоятся в своем стремлении создать самую впечатляющую «вавилонскую башню» XXI века.
Однако, при всех преимуществах жизни и работы на высоте птичьего полета, обитатели высокоэтажных офисов и заоблачных апартаментов рискуют однажды оказаться в огненной ловушке, самостоятельно выбраться из которой будет невозможно, и тогда им придется уповать только на помощь винтокрылых спасателей…
Горький урок Сан-Паулу
1 февраля 1974 года из-за короткого замыкания в системе кондиционирования загорелось 25-этажное банковское здание Joelma Building в самом центре бразильского города Сан-Паулу. Пожар возник на 12-м этаже небоскреба и быстро стал распространяться вверх. Большое количество бумаги в офисах, деревянная обшивка стен – все это послужило огню прекрасной пищей. Пожар произошел в начале рабочего дня, поэтому около тысячи местных служащих, чьи офисы располагались на верхних этажах здания, оказались в западне. Многим удалось выбраться на крышу, спасение казалось близким, ведь вокруг небоскреба уже кружили полицейские вертолеты. Однако на Joelma не было специально оборудованной посадочной площадки, к тому же прибывшие на место ЧП геликоптеры не имели спасательных подъемников, поэтому вертолеты продолжали кружиться вокруг небоскреба, не решаясь приблизиться к нему. Вскоре осознав, что помощи ждать неоткуда, люди стали прыгать с крыши. Через громкоговорители пожарные с земли пытались убедить загнанных на крышу несчастных не делать этого. Случайные прохожие из толпы зевак тоже наспех рисовали плакаты с похожими призывами.
Наблюдая отчаянное положение людей на крыше, экипажи нескольких «верту-шек» наконец рискнули зависнуть над самой крышей и сумели вывезти из огненного ада почти сто человек. К сожалению, жертв пожара оказалось вдвое больше. После этой трагедии в Бразилии появился закон, обязывающий владельцев высотных зданий оборудовать свои объекты вертолетными площадками, а правительство выделило средства на закупку специализированной авиационной техники.
Правда, все эти меры могли быть приняты еще раньше, если бы чиновники и бизнесмены умели учиться не только на горьком опыте, ведь за два года до пожара в Joelma Building – 24 февраля 1972-го – загорелось 28-этажное офисное здание Andraus в том же Сан-Паулу. Но на этом небоскребе была вертолетная площадка. Благодаря этому в спасательной операции, которая продолжалась 4 часа, приняли участие 11 вертолетов, принадлежащих гражданским операторам, чуть позже к ним присоединились четыре армейских «ирокеза» UH-1N Huey. Несмотря на ночное время и сильный дым, было совершено более 150 посадок на крышу здания, 380 человек эвакуированы по воздуху.
Средство последнего шанса
Проблема заключается в том, что никто из экспертов не может заранее точно спрогнозировать, как будет распространяться пожар в данной конкретной высотке. Это на учениях их организаторам обычно удается обойтись без жертв – в реальной жизни все происходит как в знаменитом американском блокбастере «Ад в поднебесье», по сюжету которого жильцам горящего 135-этажного небоскреба не приходится уповать на чудеса противопожарной техники.
По мнению специалистов по пожарной безопасности, верхние этажи зданий – это зона наибольшего риска. Даже при кратковременном отключении электричества прекращается лифтовое сообщение, а на лестницах возникает паническая давка. Для высотных зданий характерно стремительное развитие пожара по вертикали. Пламя, дым и ядовитые продукты горения быстро заполняют лифтовые шахты, эвакуационные выходы и лестничные клетки…
Оказавшимся в роли заложников людям не остается ничего, кроме как надеяться на быстрое прибытие экстренных служб. К сожалению, пожарные не всегда в состоянии прийти им на помощь. Оснащение основного парка пожарных машин рассчитано на высоту подъема 18 м. Максимальная высота подъема пожарной лестницы отечественного производства – 60 м. МЧС также использует пожарные автовышки финской компании «Бронто Скайлифт», позволяющие работать на высоте от 70 до 100 м. Но спецтехника редко успевает вовремя прибыть на место ЧП из-за городских пробок. На памяти – ноябрьский пожар 2005 года во 2-м Сетуньском проезде столицы, во время которого люди, не желая гореть заживо, выпрыгивали из окон 25-го этажа. Тогда четыре человека погибли, так и не дождавшись высланного им на помощь сверхдлинного подъемника.
В Нью-Йорке после трагических событий 11 сентября 2001 года многие служащие высокоэтажных офисов при поступлении на работу получают от босса небольшой парашют на крайний случай. У нас в стране в связи с модой на приобретение жилья с хорошим панорамным видом на город востребованы всевозможные «самоспасы» для самостоятельного спуска на землю с 30-го или 40-го этажа. Правда, если судить по опыту регулярно случающихся в мире пожаров в небоскребах, лишь единицам удается спастись с помощью персонального снаряжения из арсенала Человека-паука.
Ангелы из 8-й эскадрильи
Если в экстренной медицине действует правило «золотого часа», то в случае пожара счет тоже часто идет на минуты. И от того, насколько оперативно спасатели со всем необходимым оборудованием прибудут на место, зависит, сгорят ли заживо те, кому пламя уже отрезало путь к спасению.
Понятно, что никакой пожарный автомобиль не способен здесь конкурировать с винтокрылой машиной. Если речь идет о человеческой жизни, то разговоры об экономии неуместны, несмотря на то, что эксплуатация авиационной техники обходится городскому бюджету гораздо дороже расходов на амортизацию спецавтотранспорта. Не случайно в сводках о пожарах в небоскребах вертолеты обычно упоминаются как последнее решающее средство в борьбе за человеческую жизнь.
31 декабря 1986 года загорелось здание отеля и казино «Дюпон Плаза» в го-роде Сан-Хуан (Пуэрто-Рико). На пожаре погибли 97 человек. Но жертв могло быть еще больше, если бы на помощь пострадавшим не подоспела авиация ВМС США. 3 вертолета SH-3 Sea King 8-й эскадрильи «Красные хвосты» Поисково-спасательной службы флота (SAR) (обычно базируются на авианосцах) сняли с крыши отеля 75 человек. Машины поднялись по тревоге с авиабазы Вьекес в сумерках, а работать спасателям пришлось уже в темноте. Но благодаря тому, что флотские SH-3 были оборудованы всем необходимым для поиска и спасения катапультировавшихся пилотов в любое время суток, а их экипажи обучены действовать в любую погоду, операция прошла успешно.
5 мая 1988 года пять часов огонь бушевал в самом высоком небоскребе Лос-Анджелеса – 62-этажном здании банка First Interstate Bank. Один человек погиб, но большая группа счастливчиков была снята с крыши бетонного колосса вовремя подоспевшими им на выручку вертолетами.
24 августа 1989 года окутался дымом 24-этажный жилой дом в токийском районе Киото. И снова вертолеты с честью выполнили свою благородную миссию.
23 июля 1973 года зоной бедствия стала штаб-квартира крупнейшей авиакомпании Колумбии Avianca. Все разворачивалось на глазах жителей Боготы, ибо небоскреб располагается почти в самом центре колумбийской столицы. Огонь быстро отсек пути эвакуации тем, чьи офисы располагались выше 14-го этажа. В связи с тем, что на крыше Avianca имелась вертолетная площадка, на помощь людям пришел целый воздушный флот из нескольких десятков полицейских и военных «стальных стрекоз». В операции принял участие даже личный борт президента страны Bell-212. В итоге около 500 человек были спасены.
И количество таких примеров за последние 35 лет перевалило за сотню.
Лестница в небо
Конечно, используемые сегодня при высотных пожарах воздушно-эвакуационные средства представляют собой не архаичную веревочную лестницу, а подвесные платформы или многоместную транспортно-спасательную кабину. Такая капсула может быть доставлена к месту проведения спасательных работ самим вертолетом на внешней подвеске либо находиться, как шлюпка на корабле, на случай чрезвычайного происшествия на крыше самого здания. Винтокрылой машине даже не обязательно совершать посадку на специально оборудованную площадку, чтобы взять пострадавших на борт. Известны случаи, когда при подобных пожарах ус-пешно использовались даже тяжелые армейские вертолеты «Чинук» (равносильно тому, как если бы МЧСовские Ми-8 и Ми-26 при должном оснащении применялись в операциях такого рода).
Наличие на крыше здания «причала» для вертолетов способно значительно упростить процесс эвакуации. Правда, по статистике, большая часть спасенных жизней числится отнюдь не за спецавиацией. Пока небоскреб не превратился в гекатомбу и поднимающиеся в небо насыщенные раскаленными газами и продуктами горения конвективные потоки не мешают посадке на крышу, вертолеты полиции, армии и частных владельцев могут быть успешно использованы для эвакуации людей.
Примером такой всеобщей операции спасения могут служить события 21 ноября 1980 года, когда запылал Grand Hotel MGM в Лас-Вегасе. В этот день частный туроператор Рэй Пасс должен был на своем вертолете Bell-206 лететь с группой японского телевидения к Большому Каньону. Но зрелище густого черного дыма, поднимавшегося в небо со стороны центра города, перечеркнуло его первоначальные планы.
Когда вертолет прибыл на место пожара, сразу стало ясно, что наземные пожарные команды не справляются со спасательными задачами, и имеющиеся у них в наличии эвакуационные лестницы не могли подняться выше 9-го этажа 26-этажного здания отеля-казино Grand Hotel. А между тем на крыше в дыму и пламени ожидали помощи более тысячи гостиничных служащих и постояльцев отеля. Здесь была необходимая для приема вертолетов площадка. Спасательные вертолеты начали выстраиваться в колонну, по очереди заходя на посадку, быстро загружали людей и сразу взлетали.
По воспоминаниям Пасса, крыша затянулась плотной завесой густого черного дыма: «Перед приземлением нужно было сделать глубокий вдох и задержать дыхание, чтобы не надышаться этой ядовитой смесью. Вылетая же из черного облака, я каждый раз боялся столкнуться с одной из десятков барражирующих вокруг здания «вертушек».
В этот день Рэй Пасс совершил несколько десятков посадок на крышу и лично спас более 200 человек. Всего в эвакуационной операции на пожаре Grand Ho-tel работали 15 вертолетов, принадлежащих полиции Лас-Вегаса и частным владельцам. Чуть позже к ним присоединились вертолеты ВВС UH-1N Huey из эскадрильи специальных операций. Результатом совместных усилий гражданских и военных пилотов стали более тысячи спасенных человеческих жизней.
Универсальные машины
Практика показала, что на высотных пожарах могут успешно действовать обычные машины, но специализированные многоцелевые пожарные «вертушки» все-таки эффективнее в городских условиях.
Современные винтокрылые пожарные способны прицельно отсекать пламя от людей с помощью водяной пушки, ведь обычным самолетным способом на небоскреб воду с пенообразователем не сбросишь. Оснащенная бортовой системой пожаротушения «вертушка» при необходимости может зависнуть напротив нужной квартиры и пустить водяную струю точно в горящее окно.
С помощью лебедочного механизма экипаж специализированного вертолета может снять людей с балконов. До появления такой системы спасения у тех, кто не успел выбраться на крышу и оказался прижат огнем и дымом к окнам в верхней части высотного здания, практически не было шансов выжить, ведь с помощью обычной, спускаемой на сотни метров вниз с борта зависшего над зданием вертолета «люльки» их поднять чрезвычайно сложно. Ветер, сильнейшая турбуленция и вследствие этого неизбежный снос винтокрылой машины требуют от пилота ювелирной, снайперской точности. Малейшая ошибка в прицеливании и внезапный порыв ветра превратят эвакуационную кабину из средства спасения в смертоносный снаряд. Зато специальная лебедка позволяет летному экипажу приблизиться к цели практически вплотную. Подобную спасательную платформу на 16 посадочных мест, в частности, разработала американская компания McDonnell Douglas.
На российском вертолете Ка-32А11ВС – настоящем пожарном универсале – могут быть использованы различные транспортно-эвакуационные кабины (ТСК) и электролебедки с поворотными стрелами, в том числе для спасения людей с балконов. Многие специалисты, как отечественные, так и иностранные, считают этот многоцелевой всепогодный вертолет лучшим в своем классе по таким характеристикам, как грузоподъемность, скороподъемность, высотность. В перевозимой на ее внешней подвеске ТСК-2 можно эвакуировать до 20 человек. На вертолете также предусмотрена система для высадки на аварийный объект пожарного десанта.
Благодаря использованию соосной схемы «Камов» обладает минимальными габаритами, что весьма важно при работе в зоне тесной высотной застройки, а ведь в перспективе в Москве и других крупных городах России зоны деловых сити, видимо, будут только разрастаться. Соосная схема отвечает за несравнимую с одновинтовыми вертолетами способность воздушного судна стабильно зависать над нужным объектом (не случайно она стала приоритетной на российских палубных вертолетах ВМС) и выполнять маневры с миллиметровой точностью. Кстати, сложные режимы полета, такие как зависание и посадка на «пятачок» в условиях высокой турбулентности, могут выполняться в автоматическом режиме.
В зависимости от решаемых задач вертолет может быть оснащен различным оборудованием, например горизонтальной системой пожаротушения, прибором ночного видения для работы в темное время суток, звуковещательной установкой, предназначенной для внешнего оповещения с вертолета. Ка-32А – единственный российский вертолет, сертифицированный для полетов в Европе, а также в Канаде, Швейцарии, Японии, Китае, Мексике, Чили и т.д. К сожалению, пока у нас в стране только Москва имеет вертолетно-спасательную службу в системе УГПС, оснащенную универсальными пожарными машинами Ка-32А.
На войне – как на войне
Работа на серьезном пожаре имеет ту же специфику, что и боевые условия, и сопряжена со схожими проблемами. Как и генералы на передовой, не всегда знающие, как распорядиться новым видом оружия, руководители из штабов пожаротушения часто не имеют представления, на что способен прибывший в их распоряжение вертолет. Многие российские высотки, особенно советской постройки, не оборудованы посадочными площадками. А бывает и так, что таковая на крыше устанавливается владельцами здания, но лишь для проформы. На деле воспользоваться ею в критический момент невозможно из-за огромного количества смонтированных по соседству антенн или иных пре-пятствий.
Недавние московские высотные пожары на Ленинском проспекте, улицах Академической и Ивана Бабушкина, отснятые на любительские камеры и выложенные в Интернет, продемонстрировали не только скоротечность подобных ужасных событий, но и такую очевидную вещь – борьба с огнем должна начинаться с автоматических систем пожаротушения. То, что вертолетчикам удается спасать людей из горящих небоскребов, – это всегда лишь боевая удача, необходимо рассчитывать и на другие способы спасения. Ясно одно: даже при всесторонней профилактике и ужесточении контроля за пожарной безопасностью в высотных зданиях в столичном мегаполисе число спецвертолетов и совокупная оперативность воздушных пожарно-спасательных расчетов должны вырасти на порядок.