Взлет дает ICAS

В Санкт-Петербурге впервые прошло крупнейшее научное мероприятие в авиакосмической сфере, которое объединило ведущих ученых и специалистов со всего мира, — Конгресс Международного совета по аэронавтическим наукам.

Международный совет по аэронавтическим наукам (ICAS), основанный известным ученым-механиком Теодором фон Карманом еще в 1957 году, — одна из самых авторитетных международных общественных научных организаций. Совет объединяет на равной основе страны, ученых и специалистов со всего мира для обмена информацией в области аэрокосмических исследований. В Конгрессе ICAS 2014 участвовало более 1200 специалистов из 42 стран мира, заслушано 400 интересных докладов. С трибуны прозвучало много новых сведений, присутствовало большое количество молодых ученых.

Новшеством конгресса стало использование современных технологий сенсорных экранов «touchscreen» для представления стендовых докладов. По инициативе российской стороны впервые в программу конгресса были включены новые секции: «Международное сотрудничество в области авиационных исследований в рамках европейских программ» и «История аэронавтики», организованная Институтом истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН.

— Конгресс — замечательная возможность за несколько дней не только узнать об авиационных новинках, но и понять, куда движется гражданская и военная авиация, какие изменения ожидают ее в ближайшие 10-30 лет, как они повлияют на развитие всего человечества, — говорит сотрудник ИИЕТ РАН Юрий Кузьмин. — Цель секции «История авиации», история технических наук вообще интернациональна по своей природе. И контакты между учеными разных стран крайне необходимы для изучения этой истории.

По мнению Юрия Кузьмина, развитие гражданской авиации, похоже, будет чисто эволюционным. Причем основные ограничения не технологические и не экономические, а законодательные. Например, большая часть усилий двигателестроителей уходит на снижение шума — требования к уровню шума самолетов ужесточаются чуть ли не ежегодно. Поэтому характеристики самолетов, за исключением экономичности, в ближайшие 20 лет изменятся мало.

Несмотря на все более широкое распространение беспилотных самолетов всех классов, стоит ждать появления еще одного поколения пилотируемых самолетов с существенно более высокими характеристиками. Прорыв будет достигнут как благодаря новым конструкционным материалам, так и благодаря авионике.

Простейший пример: сенсоры и камеры позволяют сформировать все нужные изображения на шлеме либо на стенах кабины. А это дает возможность разместить пилота в центре фюзеляжа в защищенной капсуле без выступающего фонаря. Фюзеляж становится прочнее, компоновка — проще, живучесть — выше, все характеристики растут. И это только одна из идей.

 

Ольга Гороховская

Российская газета

Теги записи: , , ,

ПАРТНЕРЫ АВИ