Взлеты и падения вертолетов Robinson
27.08.2009
Каждый день со стапелей фирмы Robinson Helicopter сходят 5 вертолетов — 2 типа R-44 и 3 типа R-22. В планах компании — серийный выпуск шестиместного R-66. Часть этого потока, как в виде новеньких вертолетов, так и через вторичные продажи, попадает в Россию, где ниша легких вертолетов довольно далека от заполнения.
Ближайшими конкурентами-одноклассниками вертолета Robinson в России являются Ми-2 и Ми-34. «Старина» Ми-2 всем хорош, но уже много-много лет не выпускается. Ми-34 может летать хвостом вперед со скоростью 140 км/ч и делать «бочку», но назначенный ресурс (ресурс до списания) составляет всего 300 ч, да и редкий пилот может похвастать, что видел его вживую.
Человек, имеющий желание и возможность купить для частного использования легкий вертолет, очень быстро оказывается клиентом фирмы Robinson Helicopter.
Глава компании Фрэнк Робинсон однажды озвучил такую максиму: «При разработке нашего первого вертолета для частного использования я исходил из очень ясного принципа — создать такой вертолет, который я бы хотел иметь сам».
Простые и изящные технические решения, применяемые в конструкции, проверенный тысячами летательных аппаратов бензиновый двигатель Lycoming делают вертолет надежным и экономичным.
Коммерческая стоимость летного часа вертолета Robinson , предлагаемая конечному потребителю, составляет (клуб «Волен», «Яхрома») 20 тыс. руб. Для сравнения: у Ми-8МТВ (Санкт-Петербург, авиакомпания «Балтийские авиалинии») — в четыре с лишним раза дороже.
Вертолет Robinson имеет российский сертификат типа. В настоящее время в РФ зарегистрировано около 150 вертолетов этой марки.
Вертолет легок, красив и миниатюрен. Эта миниатюрность и вызывает у бывалых пилотов снисходительное отношение к самым популярным частным вертолетам, однако статистика авиационных происшествий заставляет относиться к вертолетам Robinson достаточно серьезно.
С 2003 года (первое авиационное происшествие с вертолетом Robinson в РФ) по настоящее время произошло 12 авиационных происшествий: 7 катастроф (К) и 5 авиационных происшествий без человеческих жертв (АПБЧЖ). Погибло 7 пилотов и 12 пассажиров.
В распределении авиационных происшествий с вертолетом Robinson по годам просматривается общая тенденция на их увеличение.
Распределение АП по годам
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
1 |
1 |
— |
2 |
4 |
4 |
Рассмотрим более подробно авиационные происшествия с вертолетами Robinson, произошедшие в 2007-2008 годах.
1.
Дата, вид АП |
Тип ВС, регистр. № |
Место АП |
Время суток |
Метео- условия
|
Погибло |
Ранено |
экип./пас. |
экип./пас. |
|||||
03.06.07 К |
R-44 RA-04140 |
Моск. обл. |
День |
ПМУ |
1/0 |
0/2 |
В результате авиационного происшествия вертолет был разрушен.
Полет был санкционированным (разрешенным органами управления воздушным движением). Аварийный радиомаяк (АРМ) сработал (выдал сигнал бедствия).
Заключение комиссии по расследованию авиационного происшествия:
«АП с вертолетом R-44 RА-04140 произошло в результате столкновения ВС с деревьями при выполнении ухода на второй круг в условиях попутного ветра. АП стало возможным из-за:
- недостатков, допущенных в процессе переучивания, ввода в строй и подготовки КВС к инструкторской работе, что привело к допуску к самостоятельным полетам неподготовленного пилота;
- отсутствия у пилота опыта самостоятельных полетов на данном типе вертолета, незнания и неучета им возможностей вертолета и влияния попутного ветра;
- нарушения пилотом требований полетного задания в части выдерживания допустимых высот в заданной зоне, а также попытки выполнения не предусмотренной полетным заданием посадки на площадку, подобранную с воздуха, без ее предварительного осмотра, оценки препятствий и учета фактической ветровой обстановки».
2.
Дата, вид АП |
Тип ВС, регистр. № |
Место АП |
Время суток |
Метео- условия
|
Погибло |
Ранено |
экип./пас. |
экип./пас. |
|||||
30.06.07 АПБЧЖ |
R-44 RA-04154 |
Моск. обл. |
День |
ПМУ |
0/0 |
1/2 |
В результате авиационного происшествия вертолет полностью сгорел.
Полет не был санкционированным. Аварийный радиомаяк не сработал.
Курсант с двумя пассажирами без уведомления диспетчера и инструктора самостоятельно произвел взлет. Полет проходил на малой высоте над пересеченной местностью. После взлета пилот потерял ориентировку и при заходе на посадку не заметил провода ЛЭП на высоте 10-15 м, которые сливались с подстилающей поверхностью.
Заключение комиссии:
«АП произошло при сочетании следующих факторов:
- недостаточный профессиональный уровень КВС, отсутствие опыта самостоятельного управления вертолетом;
- неучет конструктивных особенностей вертолета;
- потеря ориентировки.
3.
Дата, вид АП |
Тип ВС, регистр. № |
Место АП |
Время суток |
Метео- условия
|
Погибло |
Ранено |
экип./пас. |
экип./пас. |
|||||
28.07.07 К |
R-44 RA-04203 |
Ижевск |
День |
ПМУ |
1/3 |
0/0 |
В результате авиационного происшествия вертолет разрушился и затонул.
Полет был санкционированным. Аварийный радиомаяк не сработал.
Заключение комиссии:
«Авиационное происшествие с вертолетом Robinson R-44 RА-04203 произошло в управляемом полете в результате его столкновения с тросом, натянутым между берегами залива, при выполнении полета на недопустимо низкой высоте и явилось следствием нарушения КВС правил полетов и полетного задания».
4.
Дата, вид АП |
Тип ВС, регистр. № |
Место АП |
Время суток |
Метео- условия
|
Погибло |
Ранено |
экип./пас. |
экип./пас. |
|||||
26.11.07 АПБЧЖ |
R-44 RA-04203 |
Моск. обл. |
День |
СМУ |
0/0 |
1/2 |
В результате авиационного происшествия вертолет полностью разрушен и частично сгорел. Полет не был санкционированным. Аварийный радиомаяк не сработал.
Заключение комиссии:
«АП с вертолетом R-44 RА-04207 произошло в результате столкновения его с земной поверхностью в сложных метеорологических условиях хуже минимума пилота и стало возможным из-за:
- личной недисциплинированности пилота, выразившейся в пренебрежении запретом диспетчера на вылет в связи с плохими погодными условиями и нарушении им Воздушного кодекса Российской Федерации и НПП ГА-85 в части ведения радиосвязи, выдерживания безопасных высот полета и соблюдения установленного минимума погоды;
- слабой профессиональной подготовки пилота вследствие серьезных нарушений и упущений при подготовке и допуске его к самостоятельным полетам».
5.
Дата, вид АП |
Тип ВС, регистр. № |
Место АП |
Время суток |
Метео- условия
|
Погибло |
Ранено |
экип./пас. |
экип./пас. |
|||||
17.02.08 АПБЧЖ |
R-44 RA-04226 |
Воро- неж |
День |
ПМУ |
0/0 |
0/0 |
В результате авиационного происшествия вертолет разрушен. Полет не был санкционированным. Аварийный радиомаяк не сработал.
Заключение комиссии:
«АП с вертолетом R-44 RА-04226 произошло в результате неграмотных действий пилота при выполнении вынужденной посадки, обусловленной малым остатком топлива, на подобранную с воздуха площадку. Данные действия привели к повреждению несущим винтом хвостовой балки, трансмиссии рулевого винта, тяг путевого управления и конструкции ВС. Результатом этих повреждений явилась потеря управления вертолетом. В процессе неуправляемого вращения вокруг оси НВ вертолет опрокинулся на правый борт.
АП стало возможным по причине недостатков в профессиональной подготовке пилота и его недисциплинированности, которые выразились в:
- получении пилотом фиктивного допуска к выполнению полетов на R-44 в качестве КВС и прохождении курса переподготовки пилотов коммерческой авиации на основании этого допуска;
- возможности оформления допуска в качестве КВС без контроля со стороны ФСНСТ МТ РФ;
- невыполнении пилотом требований нормативных документов в части самовольного неподготовленного вылета по незаявленному маршруту».
6.
Дата, вид АП |
Тип ВС, регистр. № |
Место АП |
Время суток |
Метео- условия
|
Погибло |
Ранено |
экип./пас. |
экип./пас. |
|||||
02.03.08 К |
R-44 RA-04223 |
Тюмен. обл. |
Ночь |
СМУ |
1/1 |
0/0 |
В результате авиационного происшествия вертолет полностью разрушен. Полет не был санкционированным. Аварийный радиомаяк не сработал.
Поиски вертолета длились полтора месяца и не дали результатов. Вертолет был случайно обнаружен только через семь месяцев.
Заключение комиссии:
«Катастрофа вертолета R-44 RA-04223 произошла по причине его сваливания в недопустимых для данного типа условиях полета с пониженной перегрузкой, созданных ошибочными действиями пилота при попытке восстановить нормальное положение вертолета в ситуации потери им пространственного положения при полете на малой высоте ночью.
Факторами, способствующими возникновению катастрофической ситуации, явились:
- необоснованное решение КВС, не имеющего допуска к ночным полетам, выполнить полет после наступления темноты;
- переоценка пилотом своих возможностей, вследствие чего он не произвел посадку после возврата на точку вылета, а принял решение на продолжение полета;
- несоразмерные, ошибочные действия пилота при попытке вывода вертолета в нормальный полетный режим, приведшие к остановке двигателя в полете».
7.
Дата, вид АП |
Тип ВС, регистр. № |
Место АП |
Время суток |
Метео- условия
|
Погибло |
Ранено |
экип./пас. |
экип./пас. |
|||||
10.08.08 АПБЧЖ |
R-44 RA-04211 |
Пермь |
День |
ПМУ |
0/0 |
0/0 |
При выполнении взлета с посадочной площадки, расположенной вблизи береговой черты Камского водохранилища, в сторону акватории (против ветра), на высоте 10 м и скорости 50 узлов (93 км/ч) сработала звуковая сигнализация и загорелось табло «Низкие обороты несущего винта». Принятыми КВС действиями восстановить обороты несущего винта не удалось. Вертолет приводнился и затонул.
Полет был санкционированным. Аварийный радиомаяк не сработал.
Заключение комиссии:
«АП с вертолетом R-44 Raven II RA-04211 произошло из-за профессиональной неподготовленности КВС к выполнению полетов на вертолете R-44, что привело к столкновению ВС с водной поверхностью и последующему его затоплению.
Факторы, которые могли способствовать АП:
- перезатяжеление КВС несущего винта вертолета при взлете с подобранной с воздуха площадки при полетной массе вертолета, близкой к предельно допустимой;
- выполнение маневров на недопустимо малой высоте над водной поверхностью и ошибки в визуальном определении высоты полета».
8.
Дата, вид АП |
Тип ВС, регистр. № |
Место АП |
Время суток |
Метео- условия
|
Погибло |
Ранено |
экип./пас. |
экип./пас. |
|||||
06.09.08 К |
R-44 RA-04180 |
Смоленск |
Ночь |
СМУ |
1/2 |
0/0 |
В результате авиационного происшествия вертолет полностью разрушен и частично сгорел. Полет не был санкционированным.
Аварийный радиомаяк не сработал.
Заключение комиссии:
«АП с вертолетом R-44 RA-04180 произошло в результате потери пилотом пространственной ориентировки при выполнении несанкционированного взлета в условиях тумана, ночью, с площадки, подобранной с воздуха.
Согласно п. 5.3.2 НПП ГА-85 полеты по ПВП ночью на вертолете R-44 не разрешены».
Предварительное рассмотрение авиационных происшествий выявило:
- Во всех восьми случаях авиационная техника в последнем полете была исправна и работоспособна до момента АП.
- В пяти случаях имело место несанкционированное использование воздушного пространства РФ.
- Штатный аварийный радиомаяк сработал только в одном случае.
Анализ аварийности вертолетов R-44
Анализ аварийности российских вертолетов R-44 за период с июня 2007 года по сентябрь 2008 года показывает:
- Вне зависимости от региона (Московская обл., Тюменская обл., Воронеж, Смоленск, Пермь и т.д.) цепь развития трагических событий одна и та же: несанкционированный взлет — потеря ориентиров — столкновение с препятствиями — неработоспособность АРМ.
- Основная причина аварийности — столкновения и потеря пространственного положения — свидетельствует о крайне низкой профессиональной подготовке летного состава.
- Соотношение числа аварий и катастроф — 50/50 (каждое второе происшествие заканчивается катастрофой), тяжесть последствий у нас хуже, чем во всем мире. Пилоты совершенно не подготовлены «держать удар», оказавшись в аварийной ситуации, летчик не способен ее переломить и благополучно завершить полет.
- Более 60% аварий и катастроф (две из трех) приходится на несанкционированный взлет — показатель отсутствия дисциплины летного состава.
В Московской воздушной зоне (МВЗ) в период с 01.01.2007 г. по 26.11.2007 г. Центральным управлением Росаэронавигации было расследовано 5 случаев полетов, не опознанных ВС, без ведения радиосвязи, с пересечением посадочных курсов и створов взлетно-посадочных полос аэродромов Московской воздушной зоны, что представляет собой прямую угрозу безопасности полетов как самих неопознанных ВС, так и ВС, совершающих регулярные рейсы.
Даже если вылет является разрешенным, пилот может сообщать диспетчеру о своем нахождении в плановой точке, а фактически находится в противоположной стороне. - Низкий уровень выживаемости. В 8 авиационных происшествиях (АП) погибло 10 человек: 1,25 погибшие на 1АП для 4-местного вертолета (с учетом средней загрузки — каждый второй).
Болячки освоения R-44 в России приобрели системный характер, поэтому требуют системного же разрешения. Основные направления:
- обучение (кроме начального обучения необходима система дальнейшего повышения профессионального уровня, тезис «прошел курс начального обучения и может летать» ведет к резкому повышению аварийности), отработка действий в аварийной ситуации, тренировки на выживаемость;
- формирование действенной системы безопасности полетов вертолетов АОН;
- правовое (декларируемая система уведомительных вылетов должна быть гибкой, потенциальные воздушные «хулиганы» должны быть отлучены от полетов на начальной стадии);
- формирование наземной инфраструктуры и упорядочение полетов (у регулярных авиалиний аварийность на порядок ниже, чем у нерегулярных);
- активизация деятельности общественных организации и объединений (ассоциации, фан-клубы — против аварийности).
В отношении несанкционированных полетов существует и радикальное технологическое решение, связанное с использованием оборудования, позволяющего определить фактическое местоположение вертолета.
Устройство в непрерывном режиме транслирует информацию о фактическом местоположении вертолета. В случае АП эта же информация позволит организовать быстрый поиск вертолета и экипажа. На монитор приемной аппаратуры может выводиться информация с регистрационным номером вертолета, треки заявленного и фактического полета. При расхождении треков диспетчер может дать оперативную информацию о корректировке маршрута. Контролирующая аппаратура должна включаться автоматически по какому-либо признаку полета вертолета (по аналогии со счетчиком наработки) и не может быть выключена пилотом.
Естественно, указанная система должна быть интегрирована в существующую систему управления воздушным движением, то есть включена в Сертификационные требования для вертолетов Robinson, зарегистрированные в СНГ.
С учетом ожидаемого дальнейшего роста численности парка легких вертолетов, повышения интенсивности их использования, увеличения налета и расширения диапазонов и границ (географических, природно-климатических) полетов для существенного снижения аварийности R-44 в России необходимы безотлагательные скоординированные с производителем и крупными дилерами действия властей, общественности и СМИ. Можно с уверенностью сказать, что Россия уже доросла до создания своей собственной учебной академии «Робинсон».
Теги записи: R44, Robinson