Взлеты и падения вертолетов Robinson

Каждый день со стапелей фирмы Robinson Helicopter сходят 5 вертолетов — 2 типа R-44 и 3 типа R-22. В планах компании — серийный выпуск шестиместного R-66. Часть этого потока, как в виде новеньких вертолетов, так и через вторичные продажи, попадает в Россию, где ниша легких вертолетов довольно далека от заполнения.

Ближайшими конкурентами-одноклассниками вертолета Robinson в России являются Ми-2 и Ми-34. «Старина» Ми-2 всем хорош, но уже много-много лет не выпускается. Ми-34 может летать хвостом вперед со скоростью 140 км/ч и делать «бочку», но назначенный ресурс (ресурс до списания) составляет всего 300 ч, да и редкий пилот может похвастать, что видел его вживую.
Человек, имеющий желание и возможность купить для частного использования легкий вертолет, очень быстро оказывается клиентом фирмы Robinson Helicopter.

Глава компании Фрэнк Робинсон однажды озвучил такую максиму: «При разработке нашего первого вертолета для частного использования я исходил из очень ясного принципа — создать такой вертолет, который я бы хотел иметь сам».
Простые и изящные технические решения, применяемые в конструкции, проверенный тысячами летательных аппаратов бензиновый двигатель Lycoming делают вертолет надежным и экономичным.

Коммерческая стоимость летного часа вертолета Robinson , предлагаемая конечному потребителю, составляет (клуб «Волен», «Яхрома») 20 тыс. руб. Для сравнения: у Ми-8МТВ (Санкт-Петербург, авиакомпания «Балтийские авиалинии») — в четыре с лишним раза дороже.

Вертолет Robinson имеет российский сертификат типа. В настоящее время в РФ зарегистрировано около 150 вертолетов этой марки.
Вертолет легок, красив и миниатюрен. Эта миниатюрность и вызывает у бывалых пилотов снисходительное отношение к самым популярным частным вертолетам, однако статистика авиационных происшествий заставляет относиться к вертолетам Robinson достаточно серьезно.

С 2003 года (первое авиационное происшествие с вертолетом Robinson в РФ) по настоящее время произошло 12 авиационных происшествий: 7 катастроф (К) и 5 авиационных происшествий без человеческих жертв (АПБЧЖ). Погибло 7 пилотов и 12 пассажиров.
В распределении авиационных происшествий с вертолетом Robinson по годам просматривается общая тенденция на их увеличение.

Распределение АП по годам

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

1

1

2

4

4

 

Рассмотрим более подробно авиационные происшествия с вертолетами Robinson, произошедшие в 2007-2008 годах.

1.

Дата,

вид АП

Тип ВС,

регистр. №

Место

АП

Время

суток

Метео-

условия

 

Погибло

Ранено

экип./пас.

экип./пас.

03.06.07

К

R-44

RA-04140

Моск.

обл.

День

ПМУ

1/0

0/2

 

В результате авиационного происшествия вертолет был разрушен.

Полет был санкционированным (разрешенным органами управления воздушным движением). Аварийный радиомаяк (АРМ) сработал (выдал сигнал бедствия).

Заключение комиссии по расследованию авиационного происшествия:

«АП с вертолетом R-44 RА-04140 произошло в результате столкновения ВС с деревьями при выполнении ухода на второй круг в условиях попутного ветра. АП стало возможным из-за:

  • недостатков, допущенных в процессе переучивания, ввода в строй и подготовки КВС к инструкторской работе, что привело к допуску к самостоятельным полетам неподготовленного пилота;
  • отсутствия у пилота опыта самостоятельных полетов на данном типе вертолета, незнания и неучета им возможностей вертолета и влияния попутного ветра;
  • нарушения пилотом требований полетного задания в части выдерживания допустимых высот в заданной зоне, а также попытки выполнения не предусмотренной полетным заданием посадки на площадку, подобранную с воздуха, без ее предварительного осмотра, оценки препятствий и учета фактической ветровой обстановки».

2.

Дата,

вид АП

Тип ВС,

регистр. №

Место

АП

Время

суток

Метео-

условия

 

Погибло

Ранено

экип./пас.

экип./пас.

30.06.07

АПБЧЖ

R-44

RA-04154

Моск.

обл.

День

ПМУ

0/0

1/2

 

В результате авиационного происшествия вертолет полностью сгорел.

Полет не был санкционированным. Аварийный радиомаяк не сработал.

Курсант с двумя пассажирами без уведомления диспетчера и инструктора самостоятельно произвел взлет. Полет проходил на малой высоте над пересеченной местностью. После взлета пилот потерял ориентировку и при заходе на посадку не заметил провода ЛЭП на высоте 10-15 м, которые сливались с подстилающей поверхностью.

Заключение комиссии:

«АП произошло при сочетании следующих факторов:

  • недостаточный профессиональный уровень КВС, отсутствие опыта самостоятельного управления вертолетом;
  • неучет конструктивных особенностей вертолета;
  • потеря ориентировки.

3.

Дата,

вид АП

Тип ВС,

регистр. №

Место

АП

Время

суток

Метео-

условия

 

Погибло

Ранено

экип./пас.

экип./пас.

28.07.07

К

R-44

RA-04203

Ижевск

День

ПМУ

1/3

0/0

 

В результате авиационного происшествия вертолет разрушился и затонул.

Полет был санкционированным. Аварийный радиомаяк не сработал.

Заключение комиссии:

«Авиационное происшествие с вертолетом Robinson R-44 RА-04203 произошло в управляемом полете в результате его столкновения с тросом, натянутым между берегами залива, при выполнении полета на недопустимо низкой высоте и явилось следствием нарушения КВС правил полетов и полетного задания».

4.

Дата,

вид АП

Тип ВС,

регистр. №

Место

АП

Время

суток

Метео-

условия

 

Погибло

Ранено

экип./пас.

экип./пас.

26.11.07

АПБЧЖ

R-44

RA-04203

Моск.

обл.

День

СМУ

0/0

1/2

 

В результате авиационного происшествия вертолет полностью разрушен и частично сгорел. Полет не был санкционированным. Аварийный радиомаяк не сработал.

Заключение комиссии:

«АП с вертолетом R-44 RА-04207 произошло в результате столкновения его с земной поверхностью в сложных метеорологических условиях хуже минимума пилота и стало возможным из-за:

  • личной недисциплинированности пилота, выразившейся в пренебрежении запретом диспетчера на вылет в связи с плохими погодными условиями и нарушении им Воздушного кодекса Российской Федерации и НПП ГА-85 в части ведения радиосвязи, выдерживания безопасных высот полета и соблюдения установленного минимума погоды;
  • слабой профессиональной подготовки пилота вследствие серьезных нарушений и упущений при подготовке и допуске его к самостоятельным полетам».

5.

Дата,

вид АП

Тип ВС,

регистр. №

Место

АП

Время

суток

Метео-

условия

 

Погибло

Ранено

экип./пас.

экип./пас.

17.02.08

АПБЧЖ

R-44

RA-04226

Воро-

неж

День

ПМУ

0/0

0/0

 

В результате авиационного происшествия вертолет разрушен. Полет не был санкционированным. Аварийный радиомаяк не сработал.

Заключение комиссии:

«АП с вертолетом R-44 RА-04226 произошло в результате неграмотных действий пилота при выполнении вынужденной посадки, обусловленной малым остатком топлива, на подобранную с воздуха площадку. Данные действия привели к повреждению несущим винтом хвостовой балки, трансмиссии рулевого винта, тяг путевого управления и конструкции ВС. Результатом этих повреждений явилась потеря управления вертолетом. В процессе неуправляемого вращения вокруг оси НВ вертолет опрокинулся на правый борт.

АП стало возможным по причине недостатков в профессиональной подготовке пилота и его недисциплинированности, которые выразились в:

  • получении пилотом фиктивного допуска к выполнению полетов на R-44 в качестве КВС и прохождении курса переподготовки пилотов коммерческой авиации на основании этого допуска;
  • возможности оформления допуска в качестве КВС без контроля со стороны ФСНСТ МТ РФ;
  • невыполнении пилотом требований нормативных документов в части самовольного неподготовленного вылета по незаявленному маршруту».

6.

Дата,

вид АП

Тип ВС,

регистр. №

Место

АП

Время

суток

Метео-

условия

 

Погибло

Ранено

экип./пас.

экип./пас.

02.03.08

К

R-44

RA-04223

Тюмен.

обл.

Ночь

СМУ

1/1

0/0

 

В результате авиационного происшествия вертолет полностью разрушен. Полет не был санкционированным. Аварийный радиомаяк не сработал.

Поиски вертолета длились полтора месяца и не дали результатов. Вертолет был случайно обнаружен только через семь месяцев.

Заключение комиссии:

«Катастрофа вертолета R-44 RA-04223 произошла по причине его сваливания в недопустимых для данного типа условиях полета с пониженной перегрузкой, созданных ошибочными действиями пилота при попытке восстановить нормальное положение вертолета в ситуации потери им пространственного положения при полете на малой высоте ночью.

Факторами, способствующими возникновению катастрофической ситуации, явились:

  • необоснованное решение КВС, не имеющего допуска к ночным полетам, выполнить полет после наступления темноты;
  • переоценка пилотом своих возможностей, вследствие чего он не произвел посадку после возврата на точку вылета, а принял решение на продолжение полета;
  • несоразмерные, ошибочные действия пилота при попытке вывода вертолета в нормальный полетный режим, приведшие к остановке двигателя в полете».

7.

Дата,

вид АП

Тип ВС,

регистр. №

Место

АП

Время

суток

Метео-

условия

 

Погибло

Ранено

экип./пас.

экип./пас.

10.08.08

АПБЧЖ

R-44

RA-04211

Пермь

День

ПМУ

0/0

0/0

 

При выполнении взлета с посадочной площадки, расположенной вблизи береговой черты Камского водохранилища, в сторону акватории (против ветра), на высоте 10 м и скорости 50 узлов (93 км/ч) сработала звуковая сигнализация и загорелось табло «Низкие обороты несущего винта». Принятыми КВС действиями восстановить обороты несущего винта не удалось. Вертолет приводнился и затонул.

Полет был санкционированным. Аварийный радиомаяк не сработал.

Заключение комиссии:

«АП с вертолетом R-44 Raven II RA-04211 произошло из-за профессиональной неподготовленности КВС к выполнению полетов на вертолете R-44, что привело к столкновению ВС с водной поверхностью и последующему его затоплению.

Факторы, которые могли способствовать АП:

  • перезатяжеление КВС несущего винта вертолета при взлете с подобранной с воздуха площадки при полетной массе вертолета, близкой к предельно допустимой;
  • выполнение маневров на недопустимо малой высоте над водной поверхностью и ошибки в визуальном определении высоты полета».

8.

Дата,

вид АП

Тип ВС,

регистр. №

Место

АП

Время

суток

Метео-

условия

 

Погибло

Ранено

экип./пас.

экип./пас.

06.09.08

К

R-44

RA-04180

Смоленск

Ночь

СМУ

1/2

0/0

 

В результате авиационного происшествия вертолет полностью разрушен и частично сгорел. Полет не был санкционированным.

Аварийный радиомаяк не сработал.

Заключение комиссии:

«АП с вертолетом R-44 RA-04180 произошло в результате потери пилотом пространственной ориентировки при выполнении несанкционированного взлета в условиях тумана, ночью, с площадки, подобранной с воздуха.

Согласно п. 5.3.2 НПП ГА-85 полеты по ПВП ночью на вертолете R-44 не разрешены».

Предварительное рассмотрение авиационных происшествий выявило:

  1. Во всех восьми случаях авиационная техника в последнем полете была исправна и работоспособна до момента АП.
  2. В пяти случаях имело место несанкционированное использование воздушного пространства РФ.
  3. Штатный аварийный радиомаяк сработал только в одном случае.

Анализ аварийности вертолетов R-44

Анализ аварийности российских вертолетов R-44 за период с июня 2007 года по сентябрь 2008 года показывает:

  1. Вне зависимости от региона (Московская обл., Тюменская обл., Воронеж, Смоленск, Пермь и т.д.) цепь развития трагических событий одна и та же: несанкционированный взлет — потеря ориентиров — столкновение с препятствиями — неработоспособность АРМ.
  2. Основная причина аварийности — столкновения и потеря пространственного положения — свидетельствует о крайне низкой профессиональной подготовке летного состава.
  3. Соотношение числа аварий и катастроф — 50/50 (каждое второе происшествие заканчивается катастрофой), тяжесть последствий у нас хуже, чем во всем мире. Пилоты совершенно не подготовлены «держать удар», оказавшись в аварийной ситуации, летчик не способен ее переломить и благополучно завершить полет.
  4. Более 60% аварий и катастроф (две из трех) приходится на несанкционированный взлет — показатель отсутствия дисциплины летного состава.
    В Московской воздушной зоне (МВЗ) в период с 01.01.2007 г. по 26.11.2007 г. Центральным управлением Росаэронавигации было расследовано 5 случаев полетов, не опознанных ВС, без ведения радиосвязи, с пересечением посадочных курсов и створов взлетно-посадочных полос аэродромов Московской воздушной зоны, что представляет собой прямую угрозу безопасности полетов как самих неопознанных ВС, так и ВС, совершающих регулярные рейсы.
    Даже если вылет является разрешенным, пилот может сообщать диспетчеру о своем нахождении в плановой точке, а фактически находится в противоположной стороне.
  5. Низкий уровень выживаемости. В 8 авиационных происшествиях (АП) погибло 10 человек: 1,25 погибшие на 1АП для 4-местного вертолета (с учетом средней загрузки — каждый второй).

Болячки освоения R-44 в России приобрели системный характер, поэтому требуют системного же разрешения. Основные направления:

  • обучение (кроме начального обучения необходима система дальнейшего повышения профессионального уровня, тезис «прошел курс начального обучения и может летать» ведет к резкому повышению аварийности), отработка действий в аварийной ситуации, тренировки на выживаемость;
  • формирование действенной системы безопасности полетов вертолетов АОН;
  • правовое (декларируемая система уведомительных вылетов должна быть гибкой, потенциальные воздушные «хулиганы» должны быть отлучены от полетов на начальной стадии);
  • формирование наземной инфраструктуры и упорядочение полетов (у регулярных авиалиний аварийность на порядок ниже, чем у нерегулярных);
  • активизация деятельности общественных организации и объединений (ассоциации, фан-клубы — против аварийности).

В отношении несанкционированных полетов существует и радикальное технологическое решение, связанное с использованием оборудования, позволяющего определить фактическое местоположение вертолета.

Устройство в непрерывном режиме транслирует информацию о фактическом местоположении вертолета. В случае АП эта же информация позволит организовать быстрый поиск вертолета и экипажа. На монитор приемной аппаратуры может выводиться информация с регистрационным номером вертолета, треки заявленного и фактического полета. При расхождении треков диспетчер может дать оперативную информацию о корректировке маршрута. Контролирующая аппаратура должна включаться автоматически по какому-либо признаку полета вертолета (по аналогии со счетчиком наработки) и не может быть выключена пилотом.

Естественно, указанная система должна быть интегрирована в существующую систему управления воздушным движением, то есть включена в Сертификационные требования для вертолетов Robinson, зарегистрированные в СНГ.

С учетом ожидаемого дальнейшего роста численности парка легких вертолетов, повышения интенсивности их использования, увеличения налета и расширения диапазонов и границ (географических, природно-климатических) полетов для существенного снижения аварийности R-44 в России необходимы безотлагательные скоординированные с производителем и крупными дилерами действия властей, общественности и СМИ. Можно с уверенностью сказать, что Россия уже доросла до создания своей собственной учебной академии «Робинсон».

Теги записи: ,

ПАРТНЕРЫ АВИ