Хороший вертолет — большой вертолет
26.06.2015
B целом большие вертолеты генерируют большую выручку при меньших затратах, а спрос на такие машины, скорее всего, не будет снижаться, учитывая потребность в этих вертолетах в нефтегазовой промышленности, не говоря уже о военных машинах, предназначенных для перевозки солдат или поиска и уничтожения подводных лодок.
Но используемые в настоящее время коммерческие тяжелые вертолеты взлетной массой свыше 10 т были произведены на Западе по меньшей мере пятнадцать лет назад, а их конструкция основана на проектах, которые разрабатывались еще в 1960–1970 гг. Некоторые наблюдения позволяют заключить, что вертолестроительные компании приступают к разработке нового поколения тяжелых вертолетов, — особенно в Европе.
Первый полет вертолета Sikorsky S-92 состоялся в 1992 г., но его конструкция восходит к успешной модели S-70 Black Hawk/Seahawk, от которой S-92 унаследовал множество компонентов.
Есть вертолет Airbus Helicopters EC225, первый полет которого состоялся в 2000 г., но даже невооруженным глазом можно заметить, что это очередная итерация семейства Super Puma, производное от вертолета Aerospatiale SA330 Puma, который совершил свой первый полет в 1965 г.
Фактически появление модели EC225 было вызвано желанием ВВС Франции получить новый боевой поисково-спасательный вертолет. В тот момент руководству компании Eurocopter (так раньше называлась Airbus Helicopters) пришлось решать серьезную проблему: у компании не было достаточных ресурсов, чтобы профинансировать разработку совершенно нового вертолета, следовательно это должна была быть или новая платформа, оснащенная винтомоторной группой и авионикой от семейства Super Puma, или новое поколение вертолетов Super Puma с обновленной авионикой и улучшенными характеристиками. Airbus сделала ставку на последний вариант, который был поддержан высоким интересом со стороны представителей нефтегазовой отрасли.
Китай также создал коммерческий вертолет в данном классе, но модель AC313 фактически представляет собой модернизацию французского Aerospatiale Super Frelon, конструкция которого была разработана в конце 1950-х гг. И только Россия произвела действительно новый вертолет в этом сегменте рынка — Ми-38, однако процесс его разработки задерживался по различным причинам, включая недостаточное финансирование. Первые полеты нескольких опытных образцов этой модели стартовали в 2003 г. Клиенты компании «Вертолеты России» заинтересованы новым типом, который должен заменить вертолеты семейства Ми-8/17, претерпевшие значительную модернизацию.
В компании Airbus Helicopters пока отказываются обсуждать будущие разработки, учитывая официальный показ вертолета X3. Но эксперты предполагают, что программа X6 призвана разработать новый тяжелый коммерческий вертолет, который должен будет заменить машины EC225 и Super Puma до конца этого десятилетия.
Проект X6 держался в секрете на протяжении какого-то времени, однако, вероятно, он также будет выполнен в духе новой философии компании. В частности, предполагается, что конструкция вертолетов EC175 и X4 будет выдержана в едином стиле. Информации о проекте немного, но некоторые подробности может раскрыть моторостроительная компания Turbomeca. В настоящее время она работает над своим демонстратором технологий Tech3000. В рамках данного проекта должны быть разработаны технологии для создания двигателей мощностью от 2500 до 3000 л. с. Проектировочные работы должны завершиться до конца 2016 г.
Компания AgustaWestland уже обладает относительно современной моделью в этой категории — трехмоторным вертолетом AW101. Руководство компании рассматривало повторную сертификацию типа в нынешней конфигурации для коммерческой эксплуатации. Однако в итоге пришлось отложить эти планы, и теперь в компании рассматривают альтернативные конфигурации, включая двухмоторный вертолет взлетной массой свыше 10 т.
«Размер инвестиций, необходимых для проведения гражданской сертификации действующей в настоящее время конфигурации AW101, а также планируемый объем продаж этой модели не обеспечивали эффективную бизнес-модель», — пояснил старший вице-президент по стратегии и коммерческому развитию компании AgustaWestland Роберто Гаравалья.
Он также добавил, что вариант производства 10-тонных вертолетов рассматривается, но какими они будут — пока непонятно. Разработка тяжелого вертолета также является одной из целей корпорации Finmeccanica, владельца AgustaWestland, в рамках программы реструктуризации, запланированной на период с 2015 по 2019 г.
Китай также нацелен на разработку тяжелого вертолета в рамках программы Advanced Heavy Lifter в сотрудничестве с РФ. Однако в отличие от 10-тонных западных машин Китай планирует выпускать вертолеты весом до 40 т, что сделает их вторыми по величине в мире после Ми-26.