Як-24 оставил заметный след в развитии российской авиации

Вертолет Як-24 был создан на заре развития вертолетной техники. Это было время смелых экспериментов, значительная часть которых, при всей успешности, все же не получила большого распространения, уступив место более удачным.

Сегодня в нашей стране успешно сосуществуют две вертолетные конструкторские школы: семейство машин «Ми», строящихся по одновинтовой схеме (где реактивный момент, создаваемый несущим ротором, компенсируется хвостовым винтом); и вертолеты под маркой «Ка», в которых используется соосная схема (где пара установленных параллельно винтов вращается в противоположных направлениях вокруг общей геометрической оси).

Однако мировая конструкторская мысль создала немало и других схем. Например, знаменитый американский тяжелый военно-транспортный CH-47 Chinook разработан на основе продольной схемы. Эту же систему использовали конструкторы СССР при создании Як-24. Разница только в том, что советский вертолет появился на десять лет раньше. Но при этом выпускался всего два года, за которые было произведено лишь 40 машин. 

Продольная схема состоит из двух горизонтальных винтов, расположенных друг за другом и вращающихся в разных направлениях. Основным преимуществом данной схемы является значительная грузоподъемность и большой объем грузового помещения – потому-то вертолеты с продольной схемой и получили прозвище «воздушные вагоны». Но есть у этой схемы и недостатки: вибрация, особенно заметная на ранних моделях вертолетов, паразитная боковая сила из-за неполной компенсация реактивных моментов винтов, несимметричность устойчивости, сложная трансмиссия.

Автором продольной схемы является французский инженер Поль Корню, он придумал ее еще в 1907 году. Но первая по-настоящему работающая машина была построена лишь в 1945-м американцем Франком Пясецки. 

Разработками вертолета с продольной схемой занялись и в Советском Союзе. Армии нужна была машина большой грузоподъемности – имеющиеся на вооружении вертолеты таковой не обладали: Ми-1 мог нести лишь двух пассажиров, Ми-4 – уже 16, но этого все равно было явно мало. В 1951 году Совет министров дал задание ОКБ Александра Яковлева разработать вертолет грузоподъемностью 4 тонны (для сравнения: у Ми-4 она составляла 1 600 кг).

Яковлев поручил это дело молодому авиаконструктору Игорю Эрлиху, который только что, в 1947 году, с отличием окончил Московский авиационный институт и поступил по распределению на работу в КБ. Работа была сделана всего за девять месяцев.

3 июля 1952 года Як-24 совершил свой первый длительный полет. Это событие стало поистине историческим для советского авиастроения, ведь это был первый в стране двухвинтовой вертолет продольной схемы. К тому же по взлетной массе (16 800 кг), суммарной мощности двигателей (3 400 л. с.) и полезной нагрузке (три члена экипажа плюс 30 экипированных солдат) Як-24 превосходил все подобные зарубежные вертолеты тех лет.

Для проведения испытательных полетов построили четыре опытных экземпляра. Доработки и испытания продолжались целых два года. В 1955-м Як-24 был принят в эксплуатацию, в следующем – начал выпускаться серийно.

Высадка десанта из четырех Як-24 на авиационном празднике 1955 года произвела неизгладимое впечатление на иностранных военных атташе. В том же году на этом вертолете были установлены два мировых рекорда грузоподъемности: 4 тонны были подняты на высоту 2 902 метра, а 2 тонны – вообще до 5 082 метров.

Як-24 стал первым «летающим краном». Помогал прокладывать газопровод Серпухов – Ленинград на участках с непроходимыми болотами и топями. Восстанавливал Екатерининский дворец в городе Пушкине. Принимал участие в маневрах на территории ГДР и в районе Киева. Совершал перелеты Москва – Киев и Москва – Берлин, а также беспосадочный – по маршруту Москва – Ленинград. За все время разработок и эксплуатации Як-24 на нем не произошло ни одной аварии с человеческими жертвами.

И все же в 1958 году выпуск Як-24 решено было прекратить. На его базе было создано несколько модификаций. В 1959-м появился Як-24УБ (выпущено около 50 единиц), а в 1960-м – Як-24А, 30-местный пассажирский вертолет с просторным салоном.

В конце 1960-х, в развитие Як-24, КБ Яковлева разработало проект тяжелого военно-транспортного вертолета Як-60, тоже с продольной схемой. Грузоподъемность этого «монстра» составляла 42 тонны, что позволяло перевозить на внешней подвеске танки, включая Т-64. Як-60 должен был стать аналогом В-12 – самого грузоподъемного вертолета в мире, разработанного в КБ Миля. Но, в отличие от В-12, Як-60 так и остался лишь в виде нескольких макетов.

На сегодня в мире сохранился единственный экземпляр Як-24. Он находится в музее ВВС в поселке Монино Щелковского района Московской области. 

Ростех

Теги записи: , , , , ,

ПАРТНЕРЫ АВИ