Заклинатели вертолетов
18.08.2009
Сегодня лидеры мирового вертолетостроения активно проникают на национальные рынки, используя тактику международной кооперации.
Несмотря на серьезные препятствия (огромные расстояния, резкое увеличение числа заказчиков на основных рынках, существенные различия в культуре и языке), вертолетостроители устремились в Азию и Латинскую Америку. На кону — мировое господство. Кто сможет обосноваться на рынке БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), тот будет править миром вертолетов в следующие десятилетия. Потребительский потенциал этих стран наряду с собственными технологическими амбициями делает их героями завтрашнего дня. Индия в этом ряду — ключевая фигура.
Почему Индия?
Страна занимает 7-е место в мире по площади и 2-е по численности населения, 12-е место — по объему валового внутреннего продукта и 4-е — по паритету покупательной способности. Но среди импортеров вооружений и военной техники по пакету заказов в 2004-2008 годах ($28,33 млрд, или 8,43% от общемировых контрактов) Индия уверенно занимает 1-е место! В списке В и ВТ Индии вертолеты — одно из приоритетных направлений. Теракты в Мумбаи в ноябре 2008 года наглядно продемонстрировали руководству и обществу, насколько остро страна нуждается в оснащенных силах быстрого реагирования. Индии нужны вертолеты. Нужны пилоты, учебно-тренировочные и сервисные мощности.
Имеющийся парк серьезно устарел и износился. В начале десятилетия он составлял порядка 630 машин. Минобороны инициировало компанию модернизации вертолетных сил. Индии нужен весь спектр вертолетов — от разведывательных, боевых и транспортных до военно-морских и VIP. На ближайшее время потребности военных оцениваются почти в 500 единиц. Наряду с военными требуются и коммерческие винтокрылые машины. Индия сегодня динамичный стратегический рынок с быстрой реализацией, эффективной организацией и высококвалифицированной рабочей силой. У Индии есть свой опыт разработки, производства и эксплуатации вертолетов во всем диапазоне природно-климатических условий — от высокогорья и низких температур до жары и 100-процентной влажности.
Индийская программа перспективного легкого вертолета (ALH) Dhruv («Полярная Звезда») для многих стала откровением. В 1984 году предшественник Eurocopter заключил с ведущим индийским производителем Hindustan Aeronautics Ltd. (HAL) соглашение на разработку пятитонного двухдвигательного вертолета. Программа неоднократно оказывалась на грани срыва, тем не менее выстояла. Dhruv появился в вооруженных силах в 2002 году. Первый вертолет поступил на службу в береговую охрану. С тех пор на вооружение Индии принято около 70 единиц, большая часть — в армейской авиации. На сегодня Минобороны Индии заказало 159 Dhruv. Вертолет пользуется повышенным интересом со стороны государственных и полувоенных структур. Однако еще совсем недавно программа переживала не лучшие времена. Вертолеты простаивали на земле из-за проблем с техническим обслуживанием (ТО) и поставкой запасных частей. Одна из главных причин низкой исправности в том, что из-за хронического отставания программы серийное производство запустили одновременно с этапом малосерийного производства. Производитель предпринял шаги для исправления ситуации, которые позволили добиться повышения уровня надежности. Тем не менее несоответствие квалификационным требованиям заставило военных моряков обратиться к загранице. ВМС, в составе которых уже есть 8 Dhruv, рассматривали возможность закупки почти 60 многоцелевых вертолетов, способных выполнять задачи по борьбе с подводными лодками и связи, но остановили подписание контракта.
Гражданское отделение HAL надеется получить заказы на поставку вертолетов ALH в санитарном варианте. Представители Минобороны выразили удовлетворение ЛТХ санитарного ALH и его медицинским оборудованием. Вертолетостроитель уже поставил 5 вертолетов в гражданском варианте, в том числе 3 вертолета государственной индийской корпорации нефти и природного газа и 2 вертолета правительству одной из провинций. Вместимость гражданского варианта в зависимости от запросов заказчика — от 4 до 14 мест. Базовая стоимость ALH — 300-350 млн рупий (порядка $ 8,5-9 млн).
Начинающий экспортер
В последние годы Индия предпринимала попытки прорваться на мировой вертолетный рынок — в Чили, Перу, Малайзии, Эквадоре, Турции. Победа HAL в турецком тендере на поставку 3 вертолетов сразу после заключения сделки на поставку 7 ALH Dhruv (стоимость $51 млн) в Эквадор открыла новую страницу на вертолетном рынке. Несмотря на то, что первоначально Турция собиралась приобретать 17 вертолетов, а в итоге берет в лизинг на 5 лет для департамента здравоохранения только 2 Dhruv (позднее еще один). По мнению индийской стороны, такого рода контракт — верный способ прорыва на европейский рынок. А Эквадор Индия рассматривает в качестве исходного пункта продвижения на южноамериканский рынок. Еще две страны могут стать индийскими заказчиками: Боливия на поставку 5 вертолетов и Венесуэла — 7 вертолетов. Нужно признать, после победы в Эквадоре Индия встала в один ряд с такими мировыми вертолетостроителями, как США, Россия, Италия, Франция. Кстати, в 2006 году даже поднимался вопрос о приобретении 20 Dhruv Российской Федерацией.
Сегодня HAL занимается дальнейшей модернизацией своей программы. Накануне проведения выставки «Аэро Индия — 2009» Turbomeca объявила о первом полете Dhruv с двигателями Ardiden 1H1. Ardiden 1H1, сертифицированный в Индии под именем Shakti, продемонстрировал высокие ЛТХ, особенно на больших высотах. Руководство выразило удовлетворение новой совместной программой. Компания уже получила 5 двигателей (по соглашению, подписанному в 2003 году, в течение 10 лет должно быть выпущено несколько сотен двигателей). У Shakti взлетная мощность 1200 л.с. и на 30% выше мощность на чрезвычайном режиме, чем у ТМ333-2В2. Кроме того, HAL завершила разработку легкого боевого вертолета LCH. Проектирование LCH, предназначенного для полетов на сверхбольших высотах, выполнено в рекордно короткие сроки. Если на разработку перспективного легкого вертолета ALH потребовалось около 5 лет, то все работы по LCH велись в течение 16-17 месяцев. Вертолет создан на основе существующей платформы Dhruv, он будет оснащен нашлемным прицельной системой, системой радиоэлектронного противодействия, перспективным вооружением и двигателями Shakti. Практический потолок — до 5500 м. Ожидается, что первые 8-10 вертолетов поступят на вооружение ВВС Индии уже в 2010 году. Что касается нового проекта — 10-тонного боевого вертолета, — сейчас прорабатывается вопрос поиска возможных партнеров. HAL находится на этапе согласования технических условий с заказчиками. Вертолет должен соответствовать индийским условиям больших высот и высоких температур. Десятитонник будет того же класса, что и Ми-17, и станет необходимым дополнением существующему парку вертолетов (3-тонных разведывательных вертолетов и 6-тонных Dhruv).
Индусы не только разрабатывают и строят, но и отлично летают на вертолетах (на своих и чужих). В этом могли убедиться зрители во время демонстрационных полетов всевозможных аэрошоу, бессменными участниками которых стала индийская пилотажная группа Sarang, а также пострадавшие в различных природных катаклизмах. Во время наводнения в штатах Гуджарат, Махараштра, Каранатака и Андхра-Прадеш вертолеты Dhruv ВВС Индии стали одним из основных средств спасения. За три дня в чрезвычайно сложных условиях (низкая облачность, плохая видимость, сильный ветер и дождь) три вертолета налетали 60 часов, перевезли пострадавшим 20 тонн пищи и воды. Было спасено 320 человек, в том числе 7 подняли на лебедке с крыши застрявшего автобуса. В другой операции было эвакуировано сразу 262 человека с висения над водой и верхушек деревьев. На шести наших Ми-8 индийские вертолетчики достойно выполняют задачи миротворческой миссии ООН в Южном Судане.
Тесное сотрудничество
Промышленные узы, связавшие Европу и Индию, были заложены много лет назад. Индия стала первой страной, подписавшей лицензионное соглашение на передачу вертолетных технологий. Начиная с 1962 года построено более 600 вертолетов Chetak и Cheetah (соответственно Alouette 3 и Lama). Сегодня HAL, выпускающая, кстати, планеры для Ecireuil/Fennec, — часть мировой империи Eurocopter, который, в свою очередь, добился серьезного успеха в области производства и продвижения вертолетов на индийский рынок. Так, первый вертолет AS365 был поставлен в Индию в апреле 1983 года гражданскому эксплуатанту Pawan Hans Helicopter Ltd. (PHHL), в 2002 году — еще 2 новых вертолета AS365N3 «Дельфин». Сегодня компания PHHL эксплуатирует 21 вертолет «Дельфин» (17 в варианте N и 4 в варианте N3) и является центром ТО и Р всего парка вертолетов «Дельфин» в Южной Азии. Первый вертолет ЕС 135 был поставлен индийскому заказчику в конце июля 2002 года, второй ЕС 135 — в 2004 году. Эти поставки открыли дверь на индийский полуостров для самого продаваемого легкого двухдвигательного вертолета, который в Индии в основном используется для VIP-перевозок. В ходе выставки «Аэро Индия — 2009» Eurocopter демонстрировал свою готовность удовлетворить все вертолетные потребности Индии. Лидер предлагал вертолеты Fennec, Tiger и ЕС 725. Fennec нацеливается на программу разведывательного вертолета, Tiger должен решить проблему боевых, ударных вертолетов, а ЕС 725 — ПСО и транспортных перевозок. Фокус деятельности ЕС в Индии нацелен на усиление базы для бизнеса путем продажи вертолетов и расширения сотрудничества по разработке вертолетов, в том числе в классе вертолетов 10 т, предназначенных для вооруженных сил Индии. На сегодня в индийском военном секторе ЕС занимает 55%, в гражданском — 50%.
После 40 лет тесного сотрудничества, в ходе которого были поставлены десятки вертолетов, как гражданских, так и военных (последние стоят на вооружении ВМС Индии), отношения AgustaWestland и Индии переживают ренессанс. Вертолеты AW119, AW109 Power, Grand и AW139 пользуются в Индии большим успехом. С тех пор как в 2005 году AW поставила свой первый вертолет А109 Power, количество проданных вертолетов компании постоянно увеличивается. В конце 2005 года AW поставила 2 А119 Koala в многоцелевом варианте, в 2006-м — уже 7 вертолетов (4 однодвигательных А119 Koala, 2 двухдвигательных А109 Power и 1 А109 Power б/у), в 2007-м — 4, в том числе впервые Grand и AW139, в 2008-2009 годах число поставленных вертолетов может достигнуть 12. На четыре года заказано более 20 вертолетов. Эти успехи превращают AW в ведущего поставщика гражданских вертолетов на индийский рынок. Кроме поставок AW заключила контракт с ВМС Индии на восстановление 7 вертолетов «Си Кинг» Мк.42В, в рамках которого индийская HAL выполнит ремонт агрегатов динамической системы, включая трансмиссию и втулку НВ. Главная цель контракта — дальнейшее развитие деловых связей с индийской аэрокосмической промышленностью. На днях AgustaWestland подписала с Tata Sons соглашение на создание совместной компании, которая построит линию сборки AW119 в Индии. Совместное предприятие будет собирать, комплектовать и поставлять вертолеты AW119 заказчикам всего мира. Поставка первого вертолета с нового завода планируется в 2011 году, ожидается, что темп производства составит около 30 вертолетов год. Совместное предприятие может стать поставщиком программы разведывательного вертолета для вооруженных сил Индии, для которой AW собирается предлагать AW119, собранные в Индии. Параллельно AW и Tata будут думать над расширением поставок коммерческих вертолетов.
В советские времена мы поставили Индии более 200 вертолетов, большинство из них — в 80-х годах прошлого века, теперь они остро нуждаются в капитальном ремонте, модернизации или замене. Сегодня Россия поставляет Индии 80 вертолетов Ми-17-1В и модернизирует 172 вертолета Ми-8/17, кроме того, участвует в тендерах с Ка-226Т и Ми-28Н, продвигает на индийский рынок «Ансат» и Ми-38, модернизирует Ка-31 и организует сервисно-технический центр для обслуживания российских вертолетов, который планируется ввести в эксплуатацию уже весной 2010 года. Мы всячески пытаемся активизировать взаимоотношения, однако время упущено.
Индия не может ждать
Наглядным примером стал тендер ВВС на 4 вертолета средней грузоподъемности (вместимость до 30 человек) по цене $13 млн и 8 (вместимость 12 человек в VIP-варианте) — по $25 млн, оснащенных современной авионикой с открытой архитектурой для обеспечения закрытой связи премьер-министра и президента, для замены устаревших вертолетов Ми-8 (приобретены в 1982 году). Победил передовой EH101, оставив за бортом S-92. Несмотря на то, что компания Sikorsky проиграла контракт на $300 млн, она продолжит продвижение своей продукции на индийский вертолетный рынок, который очень важен для американцев. Аналитики вертолетного рынка объясняют поражение американцев несколькими причинами. Во-первых, ЕН101 больше, чем S-92. Индийские VIP-персоны вместо экономии (S-92 на $8 млн дешевле) выбрали вместимость и комфорт (кабина ЕН101 — больше и вместительнее). Во-вторых, у европейцев солидная история поставок В и ВТ на индийский рынок вооружения, а американские военные подрядчики лишь только начали борьбу за индийского заказчика. Когда Минобороны Индии вернулось к тендеру на 16 (может возрасти на 44) перспективных многоцелевых военно-морских вертолетов, оснащенных противокорабельным, противолодочным вооружением, включая ракеты и торпеды, с возможностью дозаправки в воздухе, корабельного и наземного базирования, у соперников AW101 американских Black Hawk, Super Hawk и Sea Hawk появились все основания для победы. Эксперты высказывают мнение, что индийские власти склоняются к американскому выбору Sikorsky Sea Hawk с целью упрочения индийско-американских связей (начало положило приобретение двух десятков противокорабельных ракет Harpoon).
Другой американский вертолетостроитель Bell Helicopter, который пытается объединиться с HAL, сохраняет оптимизм по поводу индийской программы армейского разведывательного вертолета. Вell 407 дает возможность без особых рисков упрочить кооперацию с США. В настоящее время Bell устанавливает партнерские отношения по формированию учебно-тренировочных мощностей, а также регионального центра по обслуживанию и ремонту. Кроме того, Bell может передать индийской аэрокосмической промышленности технологии на производство однодвигательного легкого вертолета. Компания HAL уже собрала один Вell 407 для гражданского применения. Индийская сторона была удивлена, насколько быстро и легко команда из 4 человек способна собрать вертолет. Наконец-то, HAL и Bell Helicopter подписали меморандум о взаимопонимании по возможным сферам кооперации на поставку систем планера и сопровождение эксплуатации (до настоящего времени HAL выпускала лопасти рулевого винта для модели Вell 206). Одновременно правительственный комитет Индии одобрил выделение средств на приобретение в США вертолета Bell 430. Старые машины (Bell 230 и Chetak) требуют ремонта и замены агрегатов, поэтому простаивают на земле. На выставке «Аэро Индия — 2009» компания Bell Helicopters выпустила технические условия для выбора партнеров-фирм, заинтересованных в открытии учебной академии. Индии нужны квалифицированные пилоты на вертолеты Bell. Сегодня в Индии летают 104 вертолета этого американского производителя. Вертолеты — одно из средств реализации общей политико-экономической стратегии на сближение Индии и США.
Индийская сторона надеется приобрести новые возможности во всем спектре вертолетных программ и обеспечить долгосрочный рост своего производителя — HAL. Лидеры мирового вертолетостроения не только открывают индийский вертолетный рынок, но и выступают гарантами сохранения высочайших стандартов и привлечения инноваций. Индия — партнер, знающий себе цену. С одной стороны, страна все еще остро нуждается в новейших технологиях и вертолетах, а с другой — это самостоятельный разработчик, производитель и эксплуатант международного уровня, который не стоит на месте. Незаметно страна махараджей и укротителей змей превратилась в страну укротителей вертолетов. Вектор развития меняется. Смена стереотипов в мире вертолетов диктует изменения в восприятии рынка — от изоляции и чуть ли не кастовых принципов в ведении бизнеса к сотрудничеству и интеграции. Цена подобного индийского опыта очень велика.