Заклинатели вертолетов

Сегодня лидеры мирового вертолетостроения активно проникают на национальные рынки, используя тактику международной кооперации.
Несмотря на серьезные препятствия (огромные расстояния, резкое увеличение числа заказчиков на основных рынках, существенные различия в культуре и языке), вертолетостроители устремились в Азию и Латинскую Америку. На кону — мировое господство. Кто сможет обосноваться на рынке БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), тот будет править миром вертолетов в следующие десятилетия. Потребительский потенциал этих стран наряду с собственными технологическими амбициями делает их героями завтрашнего дня. Индия в этом ряду — ключевая фигура.

Почему Индия?

Страна занимает 7-е место в мире по площади и 2-е по численности населения, 12-е место — по объему валового внутреннего продукта и 4-е — по паритету покупательной способности. Но среди импортеров вооружений и военной техники по пакету заказов в 2004-2008 годах ($28,33 млрд, или 8,43% от общемировых контрактов) Индия уверенно занимает 1-е место! В списке В и ВТ Индии вертолеты — одно из приоритетных направлений. Теракты в Мумбаи в ноябре 2008 года наглядно продемонстрировали руководству и обществу, насколько остро страна нуждается в оснащенных силах быстрого реагирования. Индии нужны вертолеты. Нужны пилоты, учебно-тренировочные и сервисные мощности.

Имеющийся парк серьезно устарел и износился. В начале десятилетия он составлял порядка 630 машин. Минобороны инициировало компанию модернизации вертолетных сил. Индии нужен весь спектр вертолетов — от разведывательных, боевых и транспортных до военно-морских и VIP. На ближайшее время потребности военных оцениваются почти в 500 единиц. Наряду с военными требуются и коммерческие винтокрылые машины. Индия сегодня динамичный стратегический рынок с быстрой реализацией, эффективной организацией и высококвалифицированной рабочей силой. У Индии есть свой опыт разработки, производства и эксплуатации вертолетов во всем диапазоне природно-климатических условий — от высокогорья и низких температур до жары и 100-процентной влажности.

Индийская программа перспективного легкого вертолета (ALH) Dhruv («Полярная Звезда») для многих стала откровением. В 1984 году предшественник Eurocopter заключил с ведущим индийским производителем Hindustan Aeronautics Ltd. (HAL) соглашение на разработку пятитонного двухдвигательного вертолета. Программа неоднократно оказывалась на грани срыва, тем не менее выстояла. Dhruv появился в вооруженных силах в 2002 году. Первый вертолет поступил на службу в береговую охрану. С тех пор на вооружение Индии принято около 70 единиц, большая часть — в армейской авиации. На сегодня Минобороны Индии заказало 159 Dhruv. Вертолет пользуется повышенным интересом со стороны государственных и полувоенных структур. Однако еще совсем недавно программа переживала не лучшие времена. Вертолеты простаивали на земле из-за проблем с техническим обслуживанием (ТО) и поставкой запасных частей. Одна из главных причин низкой исправности в том, что из-за хронического отставания программы серийное производство запустили одновременно с этапом малосерийного производства. Производитель предпринял шаги для исправления ситуации, которые позволили добиться повышения уровня надежности. Тем не менее несоответствие квалификационным требованиям заставило военных моряков обратиться к загранице. ВМС, в составе которых уже есть 8 Dhruv, рассматривали возможность закупки почти 60 многоцелевых вертолетов, способных выполнять задачи по борьбе с подводными лодками и связи, но остановили подписание контракта.

Гражданское отделение HAL надеется получить заказы на поставку вертолетов ALH в санитарном варианте. Представители Минобороны выразили удовлетворение ЛТХ санитарного ALH и его медицинским оборудованием. Вертолетостроитель уже поставил 5 вертолетов в гражданском варианте, в том числе 3 вертолета государственной индийской корпорации нефти и природного газа и 2 вертолета правительству одной из провинций. Вместимость гражданского варианта в зависимости от запросов заказчика — от 4 до 14 мест. Базовая стоимость ALH — 300-350 млн рупий (порядка $ 8,5-9 млн).

Начинающий экспортер

В последние годы Индия предпринимала попытки прорваться на мировой вертолетный рынок — в Чили, Перу, Малайзии, Эквадоре, Турции. Победа HAL в турецком тендере на поставку 3 вертолетов сразу после заключения сделки на поставку 7 ALH Dhruv (стоимость $51 млн) в Эквадор открыла новую страницу на вертолетном рынке. Несмотря на то, что первоначально Турция собиралась приобретать 17 вертолетов, а в итоге берет в лизинг на 5 лет для департамента здравоохранения только 2 Dhruv (позднее еще один). По мнению индийской стороны, такого рода контракт — верный способ прорыва на европейский рынок. А Эквадор Индия рассматривает в качестве исходного пункта продвижения на южноамериканский рынок. Еще две страны могут стать индийскими заказчиками: Боливия на поставку 5 вертолетов и Венесуэла — 7 вертолетов. Нужно признать, после победы в Эквадоре Индия встала в один ряд с такими мировыми вертолетостроителями, как США, Россия, Италия, Франция. Кстати, в 2006 году даже поднимался вопрос о приобретении 20 Dhruv Российской Федерацией.
Сегодня HAL занимается дальнейшей модернизацией своей программы. Накануне проведения выставки «Аэро Индия — 2009» Turbomeca объявила о первом полете Dhruv с двигателями Ardiden 1H1. Ardiden 1H1, сертифицированный в Индии под именем Shakti, продемонстрировал высокие ЛТХ, особенно на больших высотах. Руководство выразило удовлетворение новой совместной программой. Компания уже получила 5 двигателей (по соглашению, подписанному в 2003 году, в течение 10 лет должно быть выпущено несколько сотен двигателей). У Shakti взлетная мощность 1200 л.с. и на 30% выше мощность на чрезвычайном режиме, чем у ТМ333-2В2. Кроме того, HAL завершила разработку легкого боевого вертолета LCH. Проектирование LCH, предназначенного для полетов на сверхбольших высотах, выполнено в рекордно короткие сроки. Если на разработку перспективного легкого вертолета ALH потребовалось около 5 лет, то все работы по LCH велись в течение 16-17 месяцев. Вертолет создан на основе существующей платформы Dhruv, он будет оснащен нашлемным прицельной системой, системой радиоэлектронного противодействия, перспективным вооружением и двигателями Shakti. Практический потолок — до 5500 м. Ожидается, что первые 8-10 вертолетов поступят на вооружение ВВС Индии уже в 2010 году. Что касается нового проекта — 10-тонного боевого вертолета, — сейчас прорабатывается вопрос поиска возможных партнеров. HAL находится на этапе согласования технических условий с заказчиками. Вертолет должен соответствовать индийским условиям больших высот и высоких температур. Десятитонник будет того же класса, что и Ми-17, и станет необходимым дополнением существующему парку вертолетов (3-тонных разведывательных вертолетов и 6-тонных Dhruv).

Индусы не только разрабатывают и строят, но и отлично летают на вертолетах (на своих и чужих). В этом могли убедиться зрители во время демонстрационных полетов всевозможных аэрошоу, бессменными участниками которых стала индийская пилотажная группа Sarang, а также пострадавшие в различных природных катаклизмах. Во время наводнения в штатах Гуджарат, Махараштра, Каранатака и Андхра-Прадеш вертолеты Dhruv ВВС Индии стали одним из основных средств спасения. За три дня в чрезвычайно сложных условиях (низкая облачность, плохая видимость, сильный ветер и дождь) три вертолета налетали 60 часов, перевезли пострадавшим 20 тонн пищи и воды. Было спасено 320 человек, в том числе 7 подняли на лебедке с крыши застрявшего автобуса. В другой операции было эвакуировано сразу 262 человека с висения над водой и верхушек деревьев. На шести наших Ми-8 индийские вертолетчики достойно выполняют задачи миротворческой миссии ООН в Южном Судане.

Тесное сотрудничество

Промышленные узы, связавшие Европу и Индию, были заложены много лет назад. Индия стала первой страной, подписавшей лицензионное соглашение на передачу вертолетных технологий. Начиная с 1962 года построено более 600 вертолетов Chetak и Cheetah (соответственно Alouette 3 и Lama). Сегодня HAL, выпускающая, кстати, планеры для Ecireuil/Fennec, — часть мировой империи Eurocopter, который, в свою очередь, добился серьезного успеха в области производства и продвижения вертолетов на индийский рынок. Так, первый вертолет AS365 был поставлен в Индию в апреле 1983 года гражданскому эксплуатанту Pawan Hans Helicopter Ltd. (PHHL), в 2002 году — еще 2 новых вертолета AS365N3 «Дельфин». Сегодня компания PHHL эксплуатирует 21 вертолет «Дельфин» (17 в варианте N и 4 в варианте N3) и является центром ТО и Р всего парка вертолетов «Дельфин» в Южной Азии. Первый вертолет ЕС 135 был поставлен индийскому заказчику в конце июля 2002 года, второй ЕС 135 — в 2004 году. Эти поставки открыли дверь на индийский полуостров для самого продаваемого легкого двухдвигательного вертолета, который в Индии в основном используется для VIP-перевозок. В ходе выставки «Аэро Индия — 2009» Eurocopter демонстрировал свою готовность удовлетворить все вертолетные потребности Индии. Лидер предлагал вертолеты Fennec, Tiger и ЕС 725. Fennec нацеливается на программу разведывательного вертолета, Tiger должен решить проблему боевых, ударных вертолетов, а ЕС 725 — ПСО и транспортных перевозок. Фокус деятельности ЕС в Индии нацелен на усиление базы для бизнеса путем продажи вертолетов и расширения сотрудничества по разработке вертолетов, в том числе в классе вертолетов 10 т, предназначенных для вооруженных сил Индии. На сегодня в индийском военном секторе ЕС занимает 55%, в гражданском — 50%.

После 40 лет тесного сотрудничества, в ходе которого были поставлены десятки вертолетов, как гражданских, так и военных (последние стоят на вооружении ВМС Индии), отношения AgustaWestland и Индии переживают ренессанс. Вертолеты AW119, AW109 Power, Grand и AW139 пользуются в Индии большим успехом. С тех пор как в 2005 году AW поставила свой первый вертолет А109 Power, количество проданных вертолетов компании постоянно увеличивается. В конце 2005 года AW поставила 2 А119 Koala в многоцелевом варианте, в 2006-м — уже 7 вертолетов (4 однодвигательных А119 Koala, 2 двухдвигательных А109 Power и 1 А109 Power б/у), в 2007-м — 4, в том числе впервые Grand и AW139, в 2008-2009 годах число поставленных вертолетов может достигнуть 12. На четыре года заказано более 20 вертолетов. Эти успехи превращают AW в ведущего поставщика гражданских вертолетов на индийский рынок. Кроме поставок AW заключила контракт с ВМС Индии на восстановление 7 вертолетов «Си Кинг» Мк.42В, в рамках которого индийская HAL выполнит ремонт агрегатов динамической системы, включая трансмиссию и втулку НВ. Главная цель контракта — дальнейшее развитие деловых связей с индийской аэрокосмической промышленностью. На днях AgustaWestland подписала с Tata Sons соглашение на создание совместной компании, которая построит линию сборки AW119 в Индии. Совместное предприятие будет собирать, комплектовать и поставлять вертолеты AW119 заказчикам всего мира. Поставка первого вертолета с нового завода планируется в 2011 году, ожидается, что темп производства составит около 30 вертолетов год. Совместное предприятие может стать поставщиком программы разведывательного вертолета для вооруженных сил Индии, для которой AW собирается предлагать AW119, собранные в Индии. Параллельно AW и Tata будут думать над расширением поставок коммерческих вертолетов.

В советские времена мы поставили Индии более 200 вертолетов, большинство из них — в 80-х годах прошлого века, теперь они остро нуждаются в капитальном ремонте, модернизации или замене. Сегодня Россия поставляет Индии 80 вертолетов Ми-17-1В и модернизирует 172 вертолета Ми-8/17, кроме того, участвует в тендерах с Ка-226Т и Ми-28Н, продвигает на индийский рынок «Ансат» и Ми-38, модернизирует Ка-31 и организует сервисно-технический центр для обслуживания российских вертолетов, который планируется ввести в эксплуатацию уже весной 2010 года. Мы всячески пытаемся активизировать взаимоотношения, однако время упущено.

Индия не может ждать

Наглядным примером стал тендер ВВС на 4 вертолета средней грузоподъемности (вместимость до 30 человек) по цене $13 млн и 8 (вместимость 12 человек в VIP-варианте) — по $25 млн, оснащенных современной авионикой с открытой архитектурой для обеспечения закрытой связи премьер-министра и президента, для замены устаревших вертолетов Ми-8 (приобретены в 1982 году). Победил передовой EH101, оставив за бортом S-92. Несмотря на то, что компания Sikorsky проиграла контракт на $300 млн, она продолжит продвижение своей продукции на индийский вертолетный рынок, который очень важен для американцев. Аналитики вертолетного рынка объясняют поражение американцев несколькими причинами. Во-первых, ЕН101 больше, чем S-92. Индийские VIP-персоны вместо экономии (S-92 на $8 млн дешевле) выбрали вместимость и комфорт (кабина ЕН101 — больше и вместительнее). Во-вторых, у европейцев солидная история поставок В и ВТ на индийский рынок вооружения, а американские военные подрядчики лишь только начали борьбу за индийского заказчика. Когда Минобороны Индии вернулось к тендеру на 16 (может возрасти на 44) перспективных многоцелевых военно-морских вертолетов, оснащенных противокорабельным, противолодочным вооружением, включая ракеты и торпеды, с возможностью дозаправки в воздухе, корабельного и наземного базирования, у соперников AW101 американских Black Hawk, Super Hawk и Sea Hawk появились все основания для победы. Эксперты высказывают мнение, что индийские власти склоняются к американскому выбору Sikorsky Sea Hawk с целью упрочения индийско-американских связей (начало положило приобретение двух десятков противокорабельных ракет Harpoon).

Другой американский вертолетостроитель Bell Helicopter, который пытается объединиться с HAL, сохраняет оптимизм по поводу индийской программы армейского разведывательного вертолета. Вell 407 дает возможность без особых рисков упрочить кооперацию с США. В настоящее время Bell устанавливает партнерские отношения по формированию учебно-тренировочных мощностей, а также регионального центра по обслуживанию и ремонту. Кроме того, Bell может передать индийской аэрокосмической промышленности технологии на производство однодвигательного легкого вертолета. Компания HAL уже собрала один Вell 407 для гражданского применения. Индийская сторона была удивлена, насколько быстро и легко команда из 4 человек способна собрать вертолет. Наконец-то, HAL и Bell Helicopter подписали меморандум о взаимопонимании по возможным сферам кооперации на поставку систем планера и сопровождение эксплуатации (до настоящего времени HAL выпускала лопасти рулевого винта для модели Вell 206). Одновременно правительственный комитет Индии одобрил выделение средств на приобретение в США вертолета Bell 430. Старые машины (Bell 230 и Chetak) требуют ремонта и замены агрегатов, поэтому простаивают на земле. На выставке «Аэро Индия — 2009» компания Bell Helicopters выпустила технические условия для выбора партнеров-фирм, заинтересованных в открытии учебной академии. Индии нужны квалифицированные пилоты на вертолеты Bell. Сегодня в Индии летают 104 вертолета этого американского производителя. Вертолеты — одно из средств реализации общей политико-экономической стратегии на сближение Индии и США.

Индийская сторона надеется приобрести новые возможности во всем спектре вертолетных программ и обеспечить долгосрочный рост своего производителя — HAL. Лидеры мирового вертолетостроения не только открывают индийский вертолетный рынок, но и выступают гарантами сохранения высочайших стандартов и привлечения инноваций. Индия — партнер, знающий себе цену. С одной стороны, страна все еще остро нуждается в новейших технологиях и вертолетах, а с другой — это самостоятельный разработчик, производитель и эксплуатант международного уровня, который не стоит на месте. Незаметно страна махараджей и укротителей змей превратилась в страну укротителей вертолетов. Вектор развития меняется. Смена стереотипов в мире вертолетов диктует изменения в восприятии рынка — от изоляции и чуть ли не кастовых принципов в ведении бизнеса к сотрудничеству и интеграции. Цена подобного индийского опыта очень велика.

ПАРТНЕРЫ АВИ