Заповедный маршрут

Северный Урал сложно назвать туристической меккой. Места суровые. Добраться сюда не так уж и просто, но оно того стоит, уверены все, кто здесь побывал. Две главные точки местных маршрутов: каменные столбы на плато Маньпупунёр и перевал Дятлова. Обе достопримечательности овеяны легендами. Правда, одну из них создала сама природа, а вторую — человеческая трагедия и до сих пор не раскрытая тайна.

Сегодня на плато Маньпупунёр ведут пеший, лыжный и вертолётный маршруты. Действовал и автомобильный маршрут, но недавно он был запрещен. Администрация заповедника пытается держать под контролем поток «диких» туристов, которых манит мистическая и сакральная атмосфера горы идолов. Самые популярные — недельные пешие маршруты с перевала Дятлова до плато, а можно долететь на вертолёте пермской авиакомпании «Геликс» всего за 1 день, посетив при этом оба места.

Сначала нужно добраться до Перми, а потом на микроавтобусе — до посёлка Ныроб на севере Пермского края. Посёлок и сам по себе интересен и привлекает паломников. В начале XVII века в яме-темнице тут сидел и принял мученическую смерть от истощения Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Фёдоровича. Впоследствии Ныроб стал известным местом ссылки заключенных, а сегодня здесь действует большая исправительная колония.

Мань-Пупу-нёр на языке манси означает «малая гора идолов». Столбы выветривания (они же «мансийские болваны») — геологический памятник на территории Печоро-Илычского заповедника.

Эти уникальные объекты учёные называют останцами. Миллионы лет ветер и вода разрушали мягкие горные породы. «Обтёсанные» природой, выстояли семь столбов-идолов.

Столбы выветривания в республике Коми после общенационального голосования в 2008 году были признаны одним из «Семи чудес России». На официальной церемонии объявления итогов конкурса название Маньпупунёр прозвучало четвёртым по счёту.

По старинной легенде югров, идолы Маньпупунёр — это окаменевшие братья-великаны. Один из них захотел силой взять в жёны дочь вождя племени и гиганты напали на селение. Но брат девушки, герой Пыгрычум превратил обидчиков в камень отражённым от его щита солнечным лучом. Налётчики, правда, успели разрушить хрустальный дворец, и теперь в этих местах находят осколки — горный хрусталь.

Вертолётная площадка устроена на приличном отдалении от самих столбов, чтобы исключить малейшее техногенное влияние на геологический памятник.

Труднодоступное плато Маньпупунёр было священным местом племен манси и коми до первой трети XX века. Именно тогда в здешние места попали первые советские исследователи.

К сожалению, естественное разрушение каменных идолов Маньпупунёр невозможно остановить. Столбы испещрены трещинами, а у подножия иногда замечают свежие осыпи камней.

Следующая точка однодневного вертолётного маршрута — печально известный перевал Дятлова. Перелет от плато Маньпупунёр занимает примерно полчаса.

Пеший переход между Маньпупунёр и перевалом Дятлова рассчитан на неделю. Туристов на перевале также забирает вертолёт.

Почти 60 лет назад и произошла загадочная трагедия, о причинах которой до сих пор спорят. Версии выдвигают самые разные, от чисто криминальных до уфологических. Так или иначе: что-то (или кто-то) вынудило молодых и крепких уральских туристов в панике покинуть палатку и погибнуть от холода и травм.

Разумеется, в ответственность авиакомпании входит лишь перевозка пассажиров, их подбор на пешем марше в оговоренное время, всю остальную организационную работу выполняет пермский туроператор «Северный Урал».

Обычно вертолет везет до перевала Дятлова обе группы — «обзорников» и пеших туристов. Потом все возвращаются в поселок Ныроб, а небольшая группа новых туристов остается на перевале Дятлова, чтобы отправиться от него в пеший переход до плато Маньпупунёр.

Однодневное вертолетное путешествие начинается в Перми

на плато Маньпупунёр, присоединение к сборной группе позволяет туристу уложиться в довольно умеренную по российским туристическим меркам.

Один час и 20 минут на вертолете входят в общую стоимость тура, включая 5 часов на автобусе из Перми до Ныроба и обратно, страховку, сухпаек, услуги сопровождающего.

Вылет из п. Ныроб обычно планируется на 9:00 утра (в жаркое лето на 8:00), но если в горах погода нелетная, то вылет может быть перенесен на более позднее время. Из-за нелетной погоды в горах иногда вылет переносится на следующий день. Тогда группа ночует в гостинице п. Ныроб.

Пожалуй, еще только вахтовики местных нефтегазовых компаний могут похвастаться опытом полетов в этих диких местах и наблюдением через иллюминатор девственных лесов Коми, горной тундры, зеркальных нитей рек, вершин Уральских гор и стад северных оленей.

Туристические полеты расписаны на год вперед. С июня по сентябрь 2019 года в плане «Северного Урала» стоит 14 вертолетных экскурсий.

Авиакомпания «Геликс» работает в гражданской авиации уже 25 лет.

В авиапарк входят проверенные временем 6 вертолетов Ми-2, 6 вертолетов Ми-8. Все пилоты первого класса обладают сертификатами.

В компании «Геликс» Ми-8 успешно выполняет задачи в сфере пассажирских перевозок, геологической разведки, обслуживания газо- и нефтепроводов, краново-монтажных работ, в спасательных операциях, при доставке срочных грузов, в санитарной авиации.

Авиакомпания сотрудничает и выполняет регулярные миссии по заказу компаний Лукойл-Пермнефтепродукт, Лукойл-Пермь, Пермтрансгазстрой, буровой компании «Евразия», Транснефть.

Компания зарабатывает перевозкой неформатных и крупногабаритных грузов в труднодоступные районы, в том числе на внешней подвеске.

Авиакомпания выполняет миссии ПОС, а также экстренную помощь и оперативную доставку больных из отдаленных населенных пунктов в лечебные учреждения.

И это далеко не полный перечень заявленных в сертификате авиаработ, которые может выполнять компания.

Ну а выраженная сезонная работа для «Геликса» — это лесоохрана и все виды экологического туризма, к которому относятся туры по Печорскому краю с «Северным Уралом».

Разумеется, туристические миссии для вертолетчиков ничем не легче других авиаработ. Они требуют пилотного мастерства, знания особенностей маршрута и условий полета. Полеты приходится осуществлять в сложных погодных условиях. На покрытой горами территории Печоро-Илычского заповедника не редкость низкая облачность. Как уже было упомянуто, туристическим группам приходится задерживаться в поселке Ныроб из-за погоды, вылеты могут откладываться на сутки или двое. И такая неустойчивая погода стоит здесь весь летний сезон. Надо отметить, что и сама площадка на территории заповедника и авиакомпания, осуществляющая отсюда вылеты, имеют особый статус. «Геликс» — единственный оператор имеющий разрешение на полеты в этой зоне, где само техногенное воздействие находится под запретом. По сути же, трудно представить любую другую авикомпанию, которая без огромного опыта выполнения полетов в этих условиях могла бы встроиться в подобную туристическую бизнес-схему. Равно как и при обслуживании нефтяников и газовиков, где от вертолетных операторов требуются знание специфики деятельности организаций нефтеназового комплекса, оперативность действий и профессионализм, экотуризм в удаленных районах — не менее сложная оперативная задача для авиапредприятия, а во многом и более ответственная.

От классических видов уральской природы сложно оторвать взгляд, но не меньше нас поражает работа наших вертолетчиков в предельных условиях эксплуатации, в суровом климате, требующих ежедневного терпения и мужества.

Партнеры АВИ