Зеленый свет китайскому вертолету

Нынешние решительные шаги Китая во всем, что касается вертолетов, вполне соответствуют его действиям в области реформ использования околоземного воздушного пространства. Для этого Поднебесная словами Тан Хэ, начальника бюро Государственного управления гражданской авиации, не только признала свое отставание в развитии авиации общего назначения от Бразилии и Аргентины, но и предприняла практические меры по созданию собственной вертолетной индустрии.

Обживая малые высоты

Все эти шаги логично были продемонстрированы во время подготовки и проведения первой в Азиатском регионе китайской международной ярмарки вертолетов, которая прошла с 15 по 18 сентября в городе Тяньзинь. В ходе мероприятия было озвучено решение о создании в Тяньзине компании по производству вертолетов – «дочки» Китайской корпорации авиационной промышленности с уставным капиталом около 20 млрд. юаней ($3,125 млрд.). Что касается самой ярмарки, то она, по сути, стала специализированной азиатской площадкой, где предполагается демонстрировать вертолетные достижения всего мира, не затеняя их общей авиационной тематикой. Дело в том, что Тяньцзиньская ярмарка вертолетов будет проводиться в нечетные годы, перемежаясь с популярным Чжухайским авиасалоном, который проводится по четным годам.

К реформе регулирования воздушного пространства Китай приступил в конце 2010 года, серьезно упростив правила разрешения полетов на высотах до 1 тысячи метров в районах городов Шэньян и Гуанчжоу. При этом были обозначены перспективы распространения новых правил на всю страну. Таким образом, был дан серьезный толчок росту числа компаний, занятых оказанием услуг в сфере авиации гражданского назначения, которые только в 2010 году получили выручку в размере 12 миллиардов юаней (1,88 миллиарда долларов). Уже к середине 2011 года было зарегистрировано 120 таких предприятий. В стадии лицензирования еще 83 компании, 53 – в процессе создания. Немаловажным фактом является то, что при полном государственном контроле за ввозом летательных аппаратов в страну, в 2010 году был одобрен импорт в КНР 200 единиц техники авиации общего назначения. При этом по состоянию на конец 2010 года в стране насчитывалось 702 самолета и 174 вертолета авиации общего назначения, а ее инфраструктура состояла всего из 286 аэродромов и взлетно-посадочных полос, из которых только 43 были сертифицированы.

Отдельный пункт – спасательные вертолеты

Не осталась в стороне от внимания государства вертолетно-спасательная система КНР (ВСС КНР). Как стало известно на сентябрьском форуме по развитию вертолетов в Китае, к ее созданию приступил Центр экстренной помощи Пекина. ВСС КНР будут оказывать круглосуточные услуги по проведению спасательных работ (в настоящее время спасательными являются полицейские вертолеты). Также было заявлено, что на места происшествий в городах и районах с высокой плотностью, а также на высокоскоростные дороги вертолеты должны прибывать через 15 минут после поступившего сигнала. Для полного формирования ВСС КНР потребуется как минимум 30 млрд. юаней и около 20 лет, но Китай уже определил перспективы – через 10-15 лет стать страной с самой крупной вертолетно-спасательной системой в мире. Вполне логичным в этой связи выглядит сентябрьская презентация легких гражданских вертолетов АС310, в отношении которых Ван Бин, президент компании Avicopter Corporation Limited Ван Бин сказал, что они могут быть использованы для аварийно-спасательных работ, экологического мониторинга и частного использования. Сразу после презентации компания Avicopter (учредитель Avicopter компания Avic в течение долгого времени является производителем моделей легких вертолетов Eurocopter в Китае) подписала контракты о продаже однотонного АС310, трех двухтонных АС311 и двух 13-тонных АС313, первые полеты которых состоялись не раньше конца 2010 года.

При наличии технологий в Китае можно развернуться

Уже само иностранное участие в работе китайских компаний, говорит о том, что КНР чрезвычайно привлекательна для вертолетостроителей разных стран. Так только в ходе вертолетной выставки «China Helicopter Exposition 2011» Eurocopter представил три наиболее популярные в Китае версии своих вертолетов: AS350 B3, EC135 и EC225. Европейский концерн на сегодня контролирует порядка 40% китайского вертолетного рынка, где эксплуатируется, до 120 вертолетов его производства. Лидером продаж на китайском рынке является вертолет AS350 B3 из популярного семейства Ecureuil (26 проданных в КНР машин). В ближайшее время в связи с реформой в области авиации общего назначения Eurocopter планирует усилить свои позиции в Поднебесной. Представительства компании размещены во всех крупных промышленных центрах Китая, включая Пекин, Шанхай, Харбин, Ухань, Шеньчжень, Ченду и Гонг-Конг.

Соглашение о намерениях по сотрудничеству в области вертолетостроения подписано между итальянской AgustaWestland и китайской компанией Chongqing Helicopter Investment Corporation (CQHIC). Согласно ему в Чунцине (Китай) будет создано совместное предприятие AgustaWestland и CQHIC, которое расположится в новом районе города — Лянцзян и будет заниматься сборкой итальянских вертолетов. Тестовый полет первой машины, собранной на этом предприятии, планируется совершить в конце 2012 года. «Аэрокосмическая отрасль является одной из наиболее перспективных в Китае, и в особенности в Чунцине. Мы надеемся, что AgustaWestland будет способствовать росту вертолетостроения в Китае»», — отметил старший вице-президент коммерческого подразделения AgustaWestland Эмилио Далмассо. «Это сотрудничество позволит AgustaWestland существенно расширить свое присутствие на рынке Китая, а также послужит стимулом для развития авиационно-космической промышленности в Чунцине», — говорит председатель правления CQHIC Се Хуацзюнь. Также в портфеле AgustaWestland есть стратегическое соглашение о сотрудничестве с компанией Jiangxi Changhe Aviation Industries (входит в состав AviChina) и совместное с ней предприятие Change Agusta Helicopter (CAH), которое будет заниматься продажами и технической поддержкой итальянских вертолетов в Китае.

Активность в сотрудничестве с Китаем в вертолетной области проявляет Украина. Как было заявлено премьер-министром Николаем Азаровым, на Украине производят двигатели для вертолетов, которые являются энергосберегающими. Таким образом, фактически можно считать сделанным предложение о сотрудничестве с КНР в области вертолетостроения.

С российской стороны контакты с Китаем в области вертолетостроения осуществляет холдинг «Вертолеты России». Он планирует открыть в КНР сервисные центры, о чем в августе 2011 года сообщил Дмитрий Петров, генеральный директор холдинга. Кроме того, «Вертолеты России» готовят инвестпрограмму создания тяжелого вертолета совместно с Китаем. Для чего планируется использование технического задела, полученного при реализации программы Ми-26.

На мировом рынке китайских вертолетов будет как семечек

Тем временем Китай не сидит, сложа руки, а занимается продвижением вертолетов, построенных на своих мощностях другим государствам. Так КНР выделяет Камбодже кредит в размере 195 миллионов долларов на приобретение многоцелевых вертолетов Z-9 китайского производства. Вертолеты этого типа строит фирма Harbin Aircraft Manufacturing Corporation. Его прототипом является французский боевой вертолет Eurocopter AS-365N Panther. Он комплектуется пушками и противотанковыми ракетами.

Таким образом, создание новой китайской компании по производству вертолетов в Тяньцзине вполне вписывается в общий тон сообщений о перспективах вертолетной индустрии в КНР. В частности, в планах руководства Китайской корпорации авиационной промышленности вывод предприятия на выпуск 300 вертолетов в год к 2017 году и превращение его в одно из главных производителей вертолетов в мире. На долю компании будет приходиться от 15% до 20% мирового выпуска винтокрылых машин. Подобные перспективы трудно оспаривать. Дело в том, что за прошедшие пять лет к концу 2010 года средние темпы роста производства продукции авиационной и космической промышленности, выпущенной на производственной площадке в Тяньцзине ежегодно росли на 180% и составили 21 млрд. юаней.

ПАРТНЕРЫ АВИ