Зрелый полдень вертолета S-76

Идея создания первого вертолета для выполнения широкого круга задач исключительно гражданского назначения созрела в недрах корпорации Sikorsky в начале 1970-х годах. Прежние гражданские «перевозчики» и «работяги» были близкими модификациями военных машин со всеми вытекающими характеристиками, притом что к этому времени на рынке гражданских вертолетов произошло изменение конъюнктуры с появлением оригинальных требований к летающим машинам. В то время Штаты, да и весь остальной мир, остро нуждались в транспортном винтокрыле, который мог бы использоваться для обслуживания морских нефтяных промыслов, а также в качестве административного и многоцелевого вертолета. Требовалась машина, способная перевозить более 10 пассажиров с экипажем из двух летчиков на расстояние от 700 км со скоростью 220–250 км/ч.

Разработка вертолета, получившего наименование S-76, была начата в 1975 году, при этом был использован опыт создания вертолета S-70 Black Hawk.

Работа велась довольно споро, и уже через пару лет, 13 марта 1977 года, состоялся полет первого из четырех опытных образцов S-76A с двумя ГТД Allison 250С-30 мощностью 485кВт. В августе 1978-го испытывали уже первый образец головной серии, а еще через год, полностью сертифицированный согласно правилам полетов по приборам, он пошел в серию. В уходящем году «семьдесятшестой» отмечает свое 30-летие. Труд конструкторов был не напрасным. Вертолет оказался настолько удачным (было выпущено около 300 машин серии «А»), что послужил прародителем целого семейства «семьдесятшестых».

Так, уже спустя три года, с 1 марта 1982-го, серийное производство переключилось на улучшенный вариант S-76 Mk II. Этот аппарат отличался от «первенца» усовершенствованной системой кондиционирования, улучшенной динамической системой, более простыми с точки зрения технического обслуживания панелями и улучшенным вариантом турбовального двигателя Allison 250, который позволял увеличить гарантированную выходную мощность. Но и его решили модернизировать, а точнее сказать, упростить, выпустив S-76 Utility со сдвижными люками и неубирающимся шасси.

Еще через год, в 1983-м, фирма Сикорского подняла в воздух первый вертолет S-76B. Оснащенный двумя двигателями Pratt & Whitney PT6B-36A мощностью 771 кВт (1033 л.с.), он имел аэродинамические усовершенствования, разработанные для военного вертолета UH-60, и полностью отвечал правилам полетов по приборам категории «А». Машина также сразу полюбилась эксплуатантам – всего было закуплено более ста экземпляров.

И S-76A, и S-76B славно трудились на нефтяных вышках, в корпорациях и частном бизнесе вплоть до конца 80-х годов, когда авиационной публике в 1989 году был представлен новый двенадцатиместный вариант S-76C с двигателями Turbomeca Arriel 1S1. В воздух он поднялся в мае 1990-го, и первые же годы эксплуатации показали, что эта машина пользуется большим спросом на рынке, поэтому почти сразу началась работа над ее усовершенствованием. Обновленная версия S-76C+ прошла сертификацию в 1996 году, и в этом же году были поставлены первые семь вертолетов.

Модель S-76C+ была оборудована полностью автономной электронной системой управления двигателем (FADEC), которая облегчила контроль за мотором, снизила расход топлива и увеличила мощность, одновременно упростив процесс пилотирования. Эти усовершенствования позволили S-76C+, сертифицированному для полетов по приборам с одним пилотом, работать в плохих погодных условиях днем и ночью. Подогреваемые стекла кабины и двойные стеклоочистители даже в непогоду обеспечивали пилоту S-76C+ хорошую видимость. На вертолете были установлены два двигателя Turbomeca Arriel 2S1, благодаря которым его крейсерская скорость составила 286 км/ч, а практическая дальность – более 640 км.

С января 2006-го начала выпускаться уже шестая гражданская модификация «семьдесятшестого» S-76C++. Наряду с новой двигательной установкой (два Turbomeca Arriel 2S2) в конструкции S-76C++ стали щедро применяться композиционные материалы, которые не только снизили общий вес машины, но и увеличили ресурс аппарата (композиционные материалы не подвержены старению и коррозии). Особое внимание конструкторы уделили снижению шума – были спроектированы заново трансмиссия, лопасти, а также роторные механизмы. Кроме того, обновились электронное оборудование и системы авионики. Это касается и четырехосного автопилота, и двухканальной цифровой системы управления двигателем с тройным резервированием, и системы автоматического управления полетом.

Помимо технологических новинок S-76C++ весьма полюбился бизнесменам и частным корпорациям. Его просторный салон с легкостью можно превратить и в рабочий кабинет, и в роскошную зону отдыха, причем с очень хорошей шумоизоляцией. Недаром именно эту машину часто называют бизнес-вертолетом,

что, впрочем, наверняка будет применимо и для самой последней разработки компании. А она уже существует! В начале 2009 года компания Sikorsky Aircraft успешно провела первый полет нового варианта вертолета S-76D. Самая свежая модель «семьдесятшестого» прежде всего отличается от предшественников более мощными двигателями PW210S. Ее также оснастили новыми лопастями из композиционных материалов, устойчивыми к повреждениям и оснащенными противообледенительной системой (для полетов в любых погодных условиях), модернизированным комплексом авионики Thales, более усовершенствованным автопилотом, а также системой управления уровнем вибраций. Кроме того, у новой модели по сравнению с предыдущими S-76C+ и C++ увеличена масса полезной нагрузки и характеристики дальности. Первые поставки S-76D планируется начать в 2010 году, однако, вероятно, никто не удивится, если уже через пару лет мы снова услышим о еще одной модификации – ну, скажем, S-76E… 

Sikorsky S-76 по праву считается одним из лучших гражданских вертолетов. Начиная с 1979 года Sikorsky произвел более 725 вертолетов модели S-76, которые налетали в общей сложности больше 5,1 млн ч в 59 странах мира. И это еще не предел, ведь для столь удачной машины начало четвертого десятка если уже не рассвет, то точно разгар зрелого полдня.

Теги записи: ,

ПАРТНЕРЫ АВИ