50 лет назад поднялся в небо первый серийный вертолет Ка-25
07.05.2015
25 апреля 1965 года на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ) впервые поднялся в небо серийный вертолет Ка-25ПЛ. Отличительной особенностью первого в стране боевого вертолета стало наличие сложных комплексов бортового радиоэлектронного оборудования, позволявших работать круглосуточно и в сложных погодных условиях.
К исследованиям в области создания корабельного вертолета нового поколения, способного решать задачи противолодочной обороны, разведки и целеуказания, конструкторы ОКБ Н.И. Камова приступили в 1956 году. 26 апреля 1961 года летчик-испытатель Д.К. Ефремов впервые поднял опытный вертолет Ка-25 (в документах он значился как изделие «Д»).
Поскольку альтернативы вертолету «Д» в начале 60-х годов не существовало, решение о его серийном производстве было принято еще на ранних этапах испытаний. Во исполнение постановления Совета Министров СССР от 30 мая 1960 года и приказа Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике от 17 июня 1961 года коллектив Улан-Удэнского авиационного завода приступил к освоению опытного образца вертолета Ка-25. Почти через четыре года серийный вертолет под управлением летчика-испытателя В.С. Ларюшина совершил 30-минутный полет.
Серийный выпуск вертолета Ка-25 на У-УАЗ стал логичным продолжением вертолетного производства — ранее предприятие выпускало Ка-15 и Ка-18, предназначенные для авиации ВМФ. Сложная механика колонки несущих винтов, клеевые соединения в лопастях, антикоррозийная защита всех узлов, применение стеклопластиков, большое количество радиоэлектроники требовали качественно нового технологического уровня и серьезного подготовительного периода. Были созданы новые лаборатории, радиотехнический комплекс, серийно-конструкторский отдел. В период освоения спроектировано и изготовлено 2 731 наименование различной оснастки. Тогда же было освоено производство цельнометаллических лопастей несущего винта по оригинальной технологии, остающейся в производстве до сих пор.
Ка-25 выпускали до середины 70-х годов. В процессе эксплуатации вертолет неоднократно модернизировался. С 1965 по 1974 год завод изготовил и передал в войсковые части авиации Военно-морского флота 250 вертолетов Ка-25ПЛ, Ка-25Ц, Ка-25ПС, Ка-25БТ. Большое количество модификаций способствовало повышению эффективности ударных и оборонных функций боевых группировок кораблей на морских и океанских просторах. Всего в интересах Военно-морского флота было построено 16 различных модификаций Ка-25. Машины экспортировались в Болгарию, Вьетнам, Индию, Югославию.
В зимнюю навигацию 1978-1979 годов впервые в истории освоения Арктики вертолет Ка-25, оборудованный обзорным радиолокатором и авиагоризонтом АГК-47Б, принимал участие в проводке судов по Северному морскому пути в условиях полярной ночи. Группа из 12 человек обеспечивала круглосуточную навигацию в морях Ледовитого океана, осуществляя на Ка-25ПЛ разведку морских льдов. Вертолет базировался на атомном ледоколе «Сибирь». В экстремальных погодных условиях полярной ночи, когда сила ветра достигала 35 м/с, а температура воздуха опускалась до минус 50 градусов по шкале Цельсия, вертолет летал по 5-6 часов в сутки на высоте 15-20 метров. По словам Героя Советского Союза заслуженного летчика-испытателя СССР Николая Бездетного, налетав более 200 часов, вертолет показал «полную всепогодную автономность» (способность в любых погодных условиях самостоятельно находить место и производить посадку без какой-либо помощи).
За техническое обеспечение и участие в экспедиционном переходе по Северному морскому пути на атомоходе «Сибирь» приказом по Министерству авиационной промышленности были также отмечены Ю.М. Зверев и Ю.А. Горбунов, работавшие в Службе эксплуатации У-УАЗ.
После распада СССР 30 вертолетов Ка-25 достались Украине. После появления в 1981 году более совершенных Ка-27ПЛ вертолеты Ка-25ПЛ начали постепенно списывать. До середины 90-х годов на флоте прослужили только Ка-25Ц. В настоящее время по одному Ка-25 экспонируется в музеях в подмосковном Монино и Ханое (Вьетнам).
Ка-25 — вертолет с соосной схемой расположения несущих винтов. Несущие винты трехлопастные, противоположного вращения, с электрогидравлической системой складывания на стоянке. Фюзеляж цельнометаллический (Д16Т), балочно-стрингерного типа. Для обеспечения продольной и путевой устойчивости установлено хвостовое оперение с верхним и нижним килями и 2 шайбами с рулями поворота. Шайбы установлены под углом 15° к продольной оси вертолета. Шасси четырехопорное, неубирающееся. Для аварийной посадки на воду на стойках шасси устанавливались надувные баллонеты (демонтированы в середине 70-х годов). Силовая установка состоит из 2 турбовальных двигателей ГТД-3Ф и четырехступенчатого планетарного редуктора РВ-3Ф (с 1974 года — ГТД-3М и РВ-3М), расположенных в общей гондоле в верхней части фюзеляжа. Впервые в отечественном вертолетостроении силовая установка была снабжена автоматической системой, поддерживающей постоянную частоту вращения винтов, и указателем режимов двигателя. Запас топлива размещался в 8 мягких топливных баках. Предусмотрена возможность установки 2 дополнительных топливных баков снаружи по бортам. В носовой части фюзеляжа расположена двухместная кабина экипажа. В главном отсеке мог размещаться оператор противолодочного оборудования или 12 пассажиров на откидных сиденьях.
ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» — одно из производственных предприятий холдинга «Вертолеты России». Современный производственный и технологический потенциал завода позволяет быстро организовать изготовление новых типов летательных аппаратов, совмещать создание опытных образцов с серийным выпуском техники. За 75 лет существования на заводе построили более 8000 летательных аппаратов. Сегодня завод специализируется на производстве вертолетов Ми-8АМТ (Ми-171) и Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).
АО «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) — один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России. Холдинг образован в 2007 году. Головной офис расположен в Москве. В состав холдинга входят пять вертолетных заводов, два конструкторских бюро, а также предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий, авиаремонтные заводы и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами. Покупатели продукции холдинга — Министерство обороны России, МВД России, МЧС России, другие государственные заказчики, авиакомпании «Газпром авиа» и UTair, крупные российские и иностранные компании. В 2014 году выручка «Вертолетов России» по МСФО выросла на 22,8% и составила 169,8 млрд рублей, объем поставок составил 271 вертолет.
Госкорпорация Ростех — российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входит более 700 организаций, из которых в настоящее время сформировано 9 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 5 — в гражданских отраслях промышленности, а также 22 организации прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, «Вертолеты России», ВСМПО-АВИСМА и т.д. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2013 году составила 1,04 трлн рублей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 138 млрд рублей.
Теги записи: АГК-47Б, ГТД-3Ф, Ка-25, Ка-25БТ., Ка-25ПЛ, Ка-25ПС, Ка-25Ц, У-УАЗ