Знакомьтесь, «Ансат» и Ми-171А2. Российские вертолеты произвели фурор в Юго-Восточной Азии

Почти 5000 км, пять государств Азиатско-Тихоокеанского региона, заявки более чем на 70 машин общей стоимостью свыше $500 млн — таковы итоги масштабного демонстрационного тура вертолетов Ми-171А2 и «Ансат» производства холдинга «Вертолеты России» (входит в госкорпорацию «Ростех») по странам Юго-Восточной Азии. Они отправились в тур после китайского авиасалона Airshow China 2018, где принимали участие в летной программе. С возможностями машин ознакомились специалисты и потенциальные заказчики из Вьетнама, Камбоджи, Таиланда и Малайзии. Такая натурная демонстрация позволила достичь конкретных договоренностей и сформировать обширный портфель заказов на российские винтокрылые машины.

«Полученные за месяц демотура заявки — наглядное подтверждение конкурентоспособности и востребованности российской гражданской вертолетной техники за рубежом, логичный результат комплексных мер правительства по поддержке российского гражданского экспорта на мировые рынки», — отметил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. По словам главы «Вертолетов России» Андрея Богинского, речь идет как о «твердых», так и о «мягких» контрактах. «Так, например, только в Китае подписан контракт на поставку 20 вертолетов «Ансат» в интересах Ассоциации медицины катастроф КНР. Остальные 50 вертолетов планируется поставить во Вьетнам, Камбоджу, Таиланд и Малайзию», — сообщил он.

«Они видят, как это работает, наяву»

«В ходе этого тура заключено контрактов на более $500 тысяч — вот, что дал этот тур. Я думаю, что следующий демотур должен пройти по странам Южной Америки», — заявил ТАСС летчик-испытатель ОКБ Миля, Герой Советского Союза Гурген Карапетян. Он назвал этот демотур «значительным успехом российского вертолетостроения».

По словам Богинского, в ближайшие десять лет спрос на гражданские вертолеты в странах Юго-Восточной Азии может составить до 420 вертолетов. «Мы рассчитываем на существенную долю этого рынка, и итоги демотура говорят о том, что мы имеем для этого все основания», — подчеркнул глава вертолетного холдинга.

В свою очередь, индустриальный директор авиационного кластера Ростеха Анатолий Сердюков отметил, что Юго-Восточная Азия — «это один из самых быстроразвивающихся промышленных и финансовых регионов мира». «Для Ростеха стратегически важно укреплять здесь свои позиции в части вертолетостроения. Достигнутые в рамках демотура договоренности и соглашения — лучшее подтверждение потенциала наших машин», — сказал он.

«Безусловно, такие мероприятия являются не только рекламными акциями, но одновременно прогрессивным действием для того, чтобы на авиационных рынках как можно больше проводить таких встреч и тем самым давать толчок для того, чтобы знали о нашей технике лучше и продвигали ее в своем регионе,» — Владимир Попов, заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор.

«Важно особенно показать практические моменты эксплуатационных возможностей и соотношение цены и качества, — говорит летчик. — Они реально видят, сколько мы заправляем топлива, как тратим его на показательные полеты, как просто нам от одного полета перейти к другому. Дозаправил, контрольные проверки и снова в полет, а это занимает считанные минуты».

И опять же полеты проводятся при их метеоусловиях и в их зонах эксплуатации. «Они видят, как это работает, наяву. И это совсем не так, как мы где-то показываем в Дубае или Фарнборо, например. Вот чем хороши такие показы», — рассказывает Попов. «Результативность таких работ, как правило, достаточно высокая. Да, это, конечно, затратно в самом начале в плане доставки вертолетов «на показ» транспортными самолетами, но зато это престижно для того, чтобы мы завоевали свою нишу российского авиапрома по отношению к мировым лидерам вертолетостроения», — считает специалист.

С мнением Попова согласен и главный редактор Avia.ru Роман Гусаров, побывавший в начале ноября на авиасалоне Airshow China 2018, где Ми-171А2 и «Ансат» принимали участие в летной программе. «Этот тур уникален большим количеством стран. Эффективность подобных мероприятий очень высока. Можно много рассказывать, буклеты присылать, макеты выставлять, а когда есть живой вертолет (или самолет) и туда приглашаются для его посещения высокопоставленные чиновники, которые принимают решения в том числе, и есть возможность им рассказать, показать и полетать», — говорит авиационный эксперт.

«К примеру, вот недавно на выставке в Бахрейне наш пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100 посетил король страны. Мы понимаем, что там решение принимает король. Поэтому польза от таких демотуров большая — их смотрят и профессионалы и чиновники, и даже те люди, у которых нет возможности приехать в Россию, к примеру, представители маленьких авиакомпаний», — Роман Гусаров, главный редактор Avia.ru.

Гусаров вспоминает, что один раз даже стал свидетелем того, как на авиасалоне в Ле-Бурже на одной пресс-конференции мужчина из Латинской Америки вскочил и стал буквально кричать: «У меня контракт с нефтяной компанией на шельфе, мне нужны вертолеты Ка-32. Как быстро вы сможете их мне пять штук поставить? Я вот хочу, у меня контракт горит». «Даже вот такие случаи бывают… и вот самый лучший вертолет, который доставляет людей на платформы, им очень нужен, — поясняет эксперт. — Поэтому как раз для таких вот компаний и таких людей эти туры позволяют прийти и познакомиться. То есть не только госчиновники, но еще и частный бизнес».

Раньше точечно, теперь масштабно

В СССР подобные демотуры были не столь масштабными, как правило, «точечными, куда поставлялась техника». «Но тогда это называлось промышленными техническими выставками или техническим обменом информацией с конкретными образцами техники. Это делалось отдельными конструкторскими бюро достаточно редко, или же полностью авиапромом СССР», — говорит генерал Попов.

Поэтому, говоря о прошедшем туре по странам Юго-Восточной Азии, можно сказать, что он состоялся в таком масштабе впервые в истории Советского Союза и России.

«Обычно было так: торговые представительства и министерство внешней торговли заключали договора и демонстрировали. К примеру, вертолет Ми-8 в Тунисе и Алжире, Ми-6 в Норвегии, Ми-10 в Англии. Также были в Индии, но уже по тендерам. К примеру, был демотур Ми-6, Ми-8 в Японию. Мы прилетели из Москвы во Владивосток, потом на пароходе в Ниигату, а затем в Осаку. Но это лишь было участие в выставке,» — Гурген Карапетян, летчик-испытатель ОКБ Миля, Герой Советского Союза.

Финальной точкой демотура стала презентация в столице Малайзии — Куала-Лумпуре. Российские вертолеты выполнили демонстрационные полеты над трассой «Формулы-1» Sepang F1 International Circuit, а специалисты рассказали гостям мероприятия о ключевых конкурентных преимуществах Ми-171А2 и «Ансата», представили также программу их послепродажного обслуживания.

В общей сложности летные показы посетили более тысячи гостей из числа государственных и коммерческих эксплуатантов. Машины подтвердили заявленные летные характеристики и эффективность применения в условиях высоких температур и влажности близкой к 100%.

«Наш тур — это серьезное мероприятие, и в первую очередь — это отрыв от базы техобслуживания, — говорит авиационный эксперт Роман Гусаров. — Если вертолеты семейства Ми-8/17 в этих регионах еще присутствуют и при необходимости можно задействовать какие-то местные ремонтные базы, то для «Ансата» это довольно экстремальный тур и серьезное испытание. 5000 км пролететь для него — это очень достойно».

«С вертолетами семейства Ми-8/17 в мире хорошо знакомы, даже нет необходимости их рекламировать, однако Ми-171А2 — это уже новая машина и очень интересная, на ней множество новшеств, — рассказывает Гусаров. — Скажем так, крутая. Если Ми-8 — вообще крутой вертолет, то этот еще круче. Я очень детально изучил эту машину на авиасалоне в Чжухае в начале ноября, там много всего нового, а также множество доработок и переработок как мелких, так и крупных».

«И если эта серия «Ми» понятна и известная, то «Ансат» — новый вертолет, который конечно надо продвигать. Он уже давно созрел. На рынке много от других производителей альтернативы такого класса — вертолетов известных и понятных. «Ансат» еще пока не так известен,» — Роман Гусаров, главный редактор Avia.ru.
По мнению эксперта, этой машине «нужно доказывать свое право на существование, что она не хуже западных аналогов по ряду характеристик и достойный вертолет, который можно покупать». «Мне кажется, что для «Ансата» этот тур был особенно важен», — говорит главный редактор Avia.ru.

Кстати, еще во время тура заказчики смогли ознакомиться с возможностями созданного Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК) новейшего российского турбовального двигателя ВК-2500ПС-03, входившего в состав силовой установки вертолета Ми-171А2.

С 2017 года двигатели этого типа серийно производятся предприятием-разработчиком АО «ОДК-Климов». Это новейшая модификация двигателя ВК-2500 с улучшенными эксплуатационными характеристиками. В нем используется самая современная цифровая электронная система управления и контроля с обратной связью типа FADEC. Реализована противопомпажная защита, исключающая возможность отказа двигателя. Отмечается, что это даст вертолетам типа Ми-17 принципиально новые возможности при их эксплуатации в высокогорных и районах с жарким климатом.

Мировая практика

Необходимо подчеркнуть, что показ возможностей вертолетной техники в ходе демонстрационных туров по отдельной стране или региону в целом является общемировой практикой. В частности, американская компания Bell Helicopter в сентябре 2015 года провела демотур нового легкого вертолета Bell 505 Ranger X в Бразилии, в ходе которого винтокрылая машина посетила десять городов — от Куритибы до Рио-де-Жанейро. В июле 2016-го аналогичный тур прошел во Вьетнаме с целью наглядной презентации возможностей другой машины — многоцелевого вертолета Bell 412 EPI.

Еще один крупнейший американский производитель вертолетной техники — компания Sikorsky (входит в состав концерна Lockheed Martin) — в марте 2015 года устроила демотур в Юго-Восточной Азии своего нового транспортного вертолета S-76D.

«За рубежом подобные туры практикуют часто крупные самолетостроительные компании Boeing и Airbus. Бывают и мировые и региональные туры, но они иногда растянуты по времени. К примеру, в этом месяце летим в этот регион, в следующем — в этот. То есть с возвращением на базу, проведением техобслуживания. Такие большие рекламные мероприятия требуют длительного времени, длительных перелетов и так далее. И это превращается в серию туров, хотя для авиакомпании это проходит в рамках одного большого,» — Роман Гусаров, главный редактор Avia.ru.

Кстати, подобной практики придерживаются и европейские производители. Так, в июле 2017-го состоялся демонстрационный тур многоцелевого вертолета H215 производства концерна Airbus Helicopters в Китайской Народной Республике, а в мае этого года легкий вертолет H160 выполнил серию демонстрационных полетов в США.

«Организация таких туров с целью наглядной демонстрации возможностей вертолетной техники является общемировой практикой. Именно такие мероприятия приводят к росту заказов на вертолетную технику, что выражается в росте объема подписанных контрактов», — сообщил ТАСС представитель компании Sikorsky. Таким образом, тур российских винтокрылых машин Ми-171А2 и «Ансат» по странам Юго-Восточной Азии соответствует мировым стандартам презентации вертолетной техники.

ТАСС

Теги записи: ,

ПАРТНЕРЫ АВИ