Bell летят в Россию мимо санкций
25.05.2015
Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) предпринимает очередную попытку наладить в РФ выпуск легких вертолетов, традиционно отсутствующих в линейке отечественного авиапрома. УЗГА, 48,6% акций которого принадлежит Объединенной двигателестроительной корпорации находящегося под санкциями «Ростеха», подписал соглашение с американской Bell Helicopter о сборке в России. До сих пор все подобные проекты заканчивались на этапе обсуждений, на этот раз, отмечают эксперты, могла бы помочь господдержка сбыта вертолетов.
Американская Bell Helicopter подписала с УЗГА соглашение о лицензионной сборке новейшей модификации легкого однодвигательного вертолета Bell 407GXP. Bell впервые передает сборку своего вертолета за рубеж. Как рассказал «Ъ» гендиректор УЗГА Вадим Бадеха, первые три вертолета планируется собрать в Екатеринбурге уже в этом году, их используют для сертификации производства, а затем может купить Росавиация для одного из летных училищ.
При полной локализации, уточнил топ-менеджер, в производство может быть вложено 500-600 млн руб., в соглашении нет ограничений по объемам выпуска. Основной интерес к вертолетам ожидается со стороны структур МВД, частного бизнеса и летных училищ. Дополнительная сертификация этого типа вертолета не потребуется: его американская версия уже эксплуатируется в РФ. Сейчас вертолет оценивается в сумму от $5 млн, но локализация может удешевить его стоимость на 17% — на пошлину на импорт вертолетов, считает Вадим Бадеха. Пошлина на комплектующие составляет 0-10%.
УЗГА на своем сайте заявляет, что входит в «Оборонпром» — холдинг находящегося под санкциями США «Ростеха». Но в другой структуре последнего, Объединенной двигательной корпорации, уточнили, что владеют лишь 48,6% акций УЗГА, остальное — у частных инвесторов (в основном, по данным базы СПАРК, у НК-банка). Вадим Бадеха уверяет, что риск применения санкций к проекту отсутствует, поскольку «предварительные согласования с американской стороны» получены.
Это не первый проект локализации производства авиатехники на УЗГА: в 2013 году началась сборка учебно-тренировочных однодвигательных четырехместных самолетов DA40 NG из комплектов австрийской Diamond Aircraft. Первые 49 машин были представлены в конце года. Планировалось, что в 2015 году произведут 60 самолетов, в 2016-м — 70.
В РФ производство вертолетов сконцентрировано в холдинге «Вертолеты России» «Ростеха», но это более тяжелые модели, в основном военные. По данным Минпромторга, в 2014 году было поставлено 257 военных и лишь 14 гражданских вертолетов. Эксперт портала Aviation Explorer Владимир Карнозов отмечает, что в России уже было несколько попыток создать легкий вертолет. Дальше других продвинулось ОКБ им. М. Л. Миля с Ми-34С, выпущенным малой серией. В последние годы рассматривались возможность сборки в Ленинградской области легких вертолетов AS350 Ecureuil разработки Airbus Helicopters и совместная разработка с итальянской AgustaWestland вертолета, который бы выпускался СП «Хеливерт» в подмосковном Томилино. Но эти и другие попытки не дошли до практической реализации. Сейчас российский парк легких вертолетов насчитывает сотни экземпляров разных моделей от Robinson, Bell и Airbus Helicopters. По мнению Владимира Карнозова, выпуск вертолетов Bell может быть коммерчески успешным только в случае «государственного воздействия на рынок» с целью обеспечения сбыта.