Поддержание летной годности через «облако»
25.02.2016
Обслуживание современных вертолетных парков предполагает управление огромными объемами информации. Сегодня это предоставляет неплохую возможность заработка для производителей программного обеспечения, поскольку авиация уверенно приняла компьютерную революцию. На повестке дня очередная революция с участием постоянно подключенных мобильных устройств, облачных сервисов и программного обеспечения как услуги (SaaS), которые обещает операторам более глубокий взгляд на суть вопроса и больший контроль над вертолетами и технической документацией. Картинка, когда у каждого механика в ангаре будет подключенный к сети гаджет, который он сможет использовать для внесения данных об агрегатах воздушного судна, не выглядит такой уж фантастичной.
Большинство операторов вертолетов относится к небольшим организациям, ориентированным на операции день в день. Для установки программного обеспечения им обычно не хватает ни времени, ни средств. Тем не менее, с ростом конкуренции среди поставщиков, эти компании все больше осознают, что могут рассчитывать на большее за меньшие деньги. Еще пару лет назад это было недоступной роскошью для них, но сегодня все меняется. Они становятся все более и более открытыми для новых технологий.
Более крупные операторы, производители и организации техобслуживания располагают достаточными финансовыми возможностями для инвестиций в ИТ и обычно уже имеют собственные программы управления ресурсами предприятия (ERP). Для таких компаний, вопрос заключается в более тонкой настройке своих систем, в частности, получении дополнительных пакетов услуг.
Мобильное решение
С момента запуска ориентированной на вертолеты версии системы Aviation on Cloud в марте 2013, индийский разработчик ПО, компания Ramco Systems, заполучила несколько ключевых клиентов, в том числе крупнейших операторов, таких как Air Methods, Columbia Helicopters, DanCopter, Gulf Helicopters и PHI, а также гигантов Airbus Helicopters и Turbomeca. Система обеспечивает доступ через смартфоны и планшеты к централизованно управляемой и синхронизированной базе операционных и технических данных.
Последний пакет, анонсированный на Heli-Expo в феврале этого года, представляет собой мобильное решение для механиков вертолетов. Реакция рынка на него была ошеломляющей. Пробные реализации начались сразу с некоторых крупных клиентов, которые пока не разглашаются индийским разработчиком, но чьи имена прозвучат, когда процесс будет завершен. Разработчики получили хорошие отзывы от механиков, отмечавших простоту использования, возможность эффективного одновременного решения множества задач и составления большого количества отчетов в режиме реального времени, что приводило к повышению производительности и сокращению времени процесса.
Используя устройства на базе ОС Apple iOS или Google Android, механики могут вводить данные непосредственно в ходе работы на воздушных судах. Это делает процесс быстрее и точнее, чем было раньше, когда они ждали конца смены, чтобы добраться до рабочего стола. Ramco утверждает, что их система способна повысить общую эффективность труда авиамеханика более чем на четверть.
С Ramco по жизни
Columbia Helicopters (СНС), специализирующаяся на тушении лесных пожаров и транспортировке особо тяжелых грузов, является официальным пользователем ПО Ramco Aviation. Недавно компания приступила к использованию версии 5,6 (последняя версия 5.7), заявив на Heli-Expo 2014, что «намерена идти по жизни рука об руку с Ramco».
Пакет, выбранный СНС, включает обслуживание, инжиниринг, цепочку поставок, техническое обслуживание оборудования сторонних производителей и некоторые финансовые возможности. С внедрением Aviation 5.6 Columbia также стала одним из первых пользователей системы внебазового обслуживания Offline Field Maintenance System (OFMS), которая может справляться с типичными для удаленной местности проблемами подключения. Благодаря своей способности продолжать работу в автономном режиме в течение неограниченного времени. В настоящее время Columbia Helicopters, к примеру, использует OFMS для учета технического обслуживания и инвентаризации, проводимых в Папуа-Новой Гвинее и на лесных базах в Перу.
Синхронный цикл обновления данных OFMS позволяет командам в отдаленных районах вести учет налета, замены компонентов, плановых проверок и другой информации с помощью мобильных устройств. Когда подключение становится доступным, система отправляет обновленные данные на главную базу пакетом и синхронизирует их с единой базой. Установленных временных ограничений системы по автономности работы нет. Частота синхронизации определяется на базах и для разных удаленных баз может быть различной.
Помимо операторов, Ramco предлагает собственные решения для производителей и в ходе Heli-Expo объявила о сделке с Turbomeca. Для французского двигателестроителя будет разработан специальный веб-интерфейс для сопряжения ПО Ramco и программы управления обслуживание силовых установок BOOST. Это позволит упростить обмен информацией между сервисными центрами и эксплуатантами воздушных судов и производителем.
Идея возникла после того, как Airbus Helicopters совместно с Ramco в июне 2013 года сделали облачные технологии на мобильных устройствах доступными для небольших операторов, которые не хотели нести расходы, связанные с обслуживанием собственного программного обеспечения. Ramco создала сильную клиентскую базу операторов вертолетов Airbus и теперь постепенно вводит их в облачные сервисы. Так, недавно подписано соответствующее соглашение с DanCopter на реализацию предложения, которое находится на стадии внедрения, а еще несколько клиентов ждут своей очереди.
Теперь и в СНГ
Менее чем через два месяца после того, как Eurocopter Malaysia сделала свой решающий шаг, Eurocopter Kazakhstan Engineering (EKE) стала вторым оператором вертолетов Airbus, избравшим комбинацию 2MoRO Aero One и SAP Business One для обеспечения управления ресурсами предприятия.
Программа SAP Business One способна помочь малым и средним предприятиям в управлении всеми аспектами бизнеса, начиная от складских запасов и продаж и заканчивая финансами и операциями.
Разработанное 2MoRO и сертифицированное немецкой компанией SAP AG приложение Aero One, привносит чисто авиационные аспекты в программу SAP Business One, например, управление ТОиР Part M CAM, Part 145 MRO и справочными данными. Aero One предназначено для авиакомпаний, эксплуатантов воздушных судов, ремонтных центров и производителей и помогает завершить создание системы ИТ для управления бизнесом в соответствии с требованиями Part 145. Казахстанская EKE намерена применять Aero One для управления процессом сборки и проведения ТОиР, благодаря его совместимости с программным обеспечением 1С и использованию на русском и английском языках.
Что касается организации ТОиР, то Aero One позволяет менеджерам отслеживать все самолеты и поставляемое оборудование, а также собирать соответствующие документы и требования, относящиеся к обслуживанию каждого конкретного типа ВС.
Согласно специалистам 2MoRO, они могут управлять любым аспектом такой деятельности. С «помощью нескольких кликов» может быть проведена комплексная работа, выбранная из списка задач. Можно отслеживать расход материалов и использование рабочей силы, общий ход работ и расходов, а также обновления конфигурации оборудования. Для просмотра доступны выводы проверяющих инспекций, данные дефектаций и корректирующих действий. Кроме этого, с помощью программы могут создаваться документы, подтверждающие продажи, такие как предложения цен и счет-фактуры.
Функции Aero One для поддержания летной годности (CAM) представлены обзором текущей конфигурации и оперативных данных о воздушных судах и оборудовании компании, а также легко доступной истории изменений. Менеджеры могут планировать ТО, в том числе модернизацию и устранение дефектов и осуществлять прогнозирование и оптимизацию закупок необходимых запасных частей, расходных материалов и инструментов. Моделирование плана ТО учитывает предельные значения счётчиков, календарные пределы и созданный вручную график технических работ.
Сознавая важность мобильных устройств, компания 2MoRO работает над пакетом сопутствующих приложений CAM, способных информировать операторов о директивах летной годности, остатках ресурса комплектующих и предстоящих плановых технических ремонтах. Такие приложения появятся в 3-м квартале текущего года.
Соблюдение соответствий
Норвежский оператор Airlift для управления парком Airbus Helicopters использует пакет приложений Gannet, разработанный румынской компанией Lundin Software. В настоящее время Airlift располагает 11 AS350 B3, тремя B2s плюс несколькими единичными экземплярами AS365 N2, AS332 L1 и AS332 C. Интуитивно понятное приложение легко изучается, настраивается и относительно дешево.
Gannet использует адаптированные пакеты, собранные из комбинации различных модулей. Сюда относятся бортовые журналы, планы технического обслуживания, карты учета проведения работ, летной годности, инвентаризации, надежности, комплектующих, инструментов, прогнозирования, повреждений воздушного судна и проведения тренировок.
В Lundin подчеркивают, что система имеет функции, соответствующие всем требований, изложенным в EASA Part M CAM и Part 145, включая требования к персоналу Part 66. Это обеспечивает соответствие без необходимости контроля с использованием электронных таблиц.
Компания также подчеркивает доступность, ссылаясь на относительно низкие лицензионные и ежегодные сборы и быстроту обучения персонала. Сервисы, основанные на ИТ, обеспечивают связывание различных программных пакетов бизнес-процессов, что облегчает эффективную работу совместных предприятий. Rusada, например, сделала это для AgustaWestland Aviation Services (AWAS), совместного предприятия AW и Abu Dhabi Aviation (ADA), сосредоточенного на техническом обслуживании, модификации, ремонте компонентов и деталей, закупок и продаж. Программное обеспечение SAP ERP и его эквивалент Rusada Envision теперь работают вместе. Решение, продемонстрированное в июле прошлого года, представляет собой набор веб-сервисов, которые подключаются к любым системам ERP и выступают в качестве механизма передачи данных.
Компания проиллюстрировала, как работает система на примере оформления заказа в Envision на поставку запчасти, отраженной в SAP, через веб-службу. После подачи заявки SAP передала обратно номер заказа, статус и предполагаемую дату поставки.
Автоматические заказы
Bristow Group, располагающая флотом из более чем 400 вертолетов и порядка 20 тысячами поставщиков комплектующих, обратилась к Cooper Software (Великобритания) с вопросом автоматизации процесса закупок и минимизации ручного вмешательства. Используя специально разработанное ПО TRAX, Cooper Software интегрировала давние стандарты электронного обмена данными в программное обеспечение ERP шведской компании Industrial and Financial Systems (IFS), которое уже использовалось Bristow с веб-интерфейсом.
Подход Cooper предполагал оценку ключевых систем поставок и разработку общего интерфейса для пользователей, позволяющего получение непосредственного доступа к базам поставщиков из любого приложения и отправку стандартной формы заказа. Заказ при помощи одного клика вместо привычных 8-15 шагов эквивалентен пятикратному увеличению эффективности и экономии £2 млн. благодаря возможности получения больших скидок, вытекающих из способности Bristow удовлетворять договорным обязательствам поставщиков запчастей.
Обновление и распространение технических руководств для крупных и разнотиповых парков представляется довольно сложной задачей, которая все чаще решается облачными технологиями. Британская компания AviIT, ранее специализировавшаяся в сфере ИТ-консалтинга, сегодня стала поставщиком программного обеспечения eMan/eManWeb и в своей базе имеет таких клиентов, как ERA Helicopters, Blue Hawaiian Helicopters, Metro Aviation и Royal Canadian Mounted Police (RCMP). Кстати, в Королевской горной полиции Канады, помимо восьми AS350 и двух EC120, имеется 31 самолет четырех различных производителей, которые структурно объединены в 19 отрядов. По условиям сделки, объявленной в августе прошлого года, AviIT централизованно управляет техническими руководствами RCMP с помощью приложения eMan, предоставляя специалистам круглосуточный доступ к технической библиотеке. Размещенная в региональном информационном центре AviIT база данных, практически исключает необходимость использования многих документов, ранее доступных только по подписке. Программа создана с расчетом управления поправками, аудитом, отслеживанием соответствий и управления версиями. Дейл Алвен, вице-президент AviIT по техническим решениям для стран Америки, отмечает, что система eMan функционирует в RCMP с 1 января, и организация успела обкатать его на всех своих базах и операционных единицах.
Туроператор Blue Hawaiian (США) выбрал eManWeb для своей технической библиотеки, поддерживающей флот из 22 самолетов, эксплуатируемый на четырех базах. В то время как eMan продается и устанавливается на серверах клиентов, eManWeb является системой на основе облачных компьютерных технологий.
eManWeb представляет собой модель программного обеспечения как услуги, позволяющего размещать клиентские данные при помощи двух имеющихся в компании провайдеров хостинга (в США и Великобритании). Такое решение позволяет управлять данными технической библиотеки и осуществлять техническую поддержку первого уровня. Клиенты отправляют свои заявки AviIT, которая после выработки оптимального решения занимается организацией всего остального. Как сообщают в AviIT, установки системы могут быть довольно гибкими. Компания может предложить различные комбинации в зависимости от требований заказчика.
Облачные приложения и сервисы в вертолетной отрасли — это следующий шаг в развитии авиационных информационных технологий, который вскоре станет неизбежной реальностью для самых консервативных и удаленных от технологических центров участников рынка, как в свое время всеобщим и неизбежным стала сотовая телефонная связь. Существуют некоторые виды революций, которые нельзя избежать.
Теги записи: IT, software as a service, интернет