Межотраслевое взаимодействие – быть или не быть?
19.01.2024
Правительство рассматривает отчет о результатах совещания 5 декабря 2023 года, проведенного Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации по вопросам проектирования и строительства аэропортов, аэродромов, посадочных площадок.
Межотраслевое взаимодействие, без преувеличения, один из самых сложных аспектов для развития “узких” мест любой отрасли. Повышение качества такого взаимодействия Ассоциация Вертолетной Индустрии (АВИ) изначально поставила своей целью, объединяя конгломерат высокотехнологичных компаний — от предприятий, производящих материалы и вертолеты, до эксплуатантов. А поскольку конечная цель вертолетной индустрии — оказание авиауслуг для различных секторов экономики, то с 2019 года в АВИ вошли и компании, представляющие заказчиков авиаработ, что стало следующим существенным этапом повышения уровня консолидации межотраслевых позиций.
Есть масса вопросов в экономике, где голос профессиональных сообществ должен был услышан и проработан несколькими министерствами и ведомствами, однако, недостаточно отлаженных системных механизмов, обеспечивающих эффективное и оперативное взаимодействие между министерствами и ведомствами различных отраслей.
Яркий пример — СП 511.1325800.2022 — Свод правил «Посадочные площадки. Правила проектирования», относительно которого АВИ докладывала ситуацию на различных профессиональных площадках с декабря 2023 года, а на опубликованный 8 августа на сайте Росстандарта проекта изменений №1 в Минстрой был направлен Аналитический обзор противоречий существующим национальным и международным авиационным требованиям и стандартам.
Свод правил проектирования посадочных площадок, однозначно, необходимый документ. Однако, действуя без изменений с 10 февраля 2022 года и до сегодняшнего дня, СП 511.1325800.2022 транслирует грубейшие ошибки проектировщикам и строителям, а это значит “на ветер” улетают деньги различных проектов и программ развития авиационной инфраструктуры и формируются дополнительные риски безопасности полетов вертолетов на создаваемые по этому документу посадочные площадки. На фото ниже — показаны примеры “белой” разметки на грунте в Чукотском АО, выполненной согласно СП 511.1325800.2022.
Участники совещания 5 декабря на площадке Аналитического центра при Правительстве поддержали предложения АВИ о необходимости:
Во-первых, пересмотра СП 511.1325800.2022 применительно к расположенным на поверхности и приподнятым над поверхностью земли посадочным площадкам.
Во-вторых, исключения из этого документа требований к посадочным площадкам для вертолетов (вертопалубам) на морских и речных судах или на плавучих платформах, поскольку их разработка требует более глубокой, чем для наземных посадочных площадок, консолидации межведомственных позиций от проектирования судов и МБУ и до организации эксплуатации.
Помимо проблематики по СП 511.1325800.2022, эксперты комитета АВИ по посадочным площадкам и наземному обеспечению А.М. Дубовик, В.Е. Петров, К.Э. Моисеев и А.Н.Синильников доложили состояние дел по следующим вопросам:
- Проблемные аспекты выделения земельных участков под посадочные площадки;
- Отсутствие документа, регламентирующего правила эксплуатации посадочных площадок — подготовка к полётам, текущее содержание, ремонт и т.д.;
- Риски для безопасности полетов, в связи с отсутствием документа, регламентирующего порядок авиатопливообеспечения посадочных площадок;
- Не определен статус и обязательность сертификации/аккредитации лабораторий, проводящих анализы авиационного топлива;
- Избыточные требования к транспортной безопасности посадочных площадок;
- “Хаос” в наименованиях должностей персонала посадочных площадок и отсутствие единого стандарта или рекомендованной программы подготовки специалистов для посадочных площадок различного назначения;
- Необходимость поправок в ВК РФ и ФАП по требованиям к посадочным площадкам для ДПАС И БАС (дронопортам/вертипортам) с учетом перспектив технологического развития гражданской авиации в сфере применения дистанционно-пилотируемых авиасистем, беспилотных авиасистем и новых типов винтокрылых летательных аппаратов.
Участники совещания также обсудили различные вопросы и решения в проектировании, строительстве и реконструкции аэропортов регионального и местного значения с малой интенсивностью полетов, актуальные задачи и технологические инновации инфраструктурного развития, а также специфику решения этих задач в районах Сибири, Дальнего Востока и Арктической зоне РФ.
Максимум сил и внимания авиационной отрасли страны обращено сегодня на производственный сектор для решения задач импортозамещения, но без своевременной проработки проблем инфраструктурного развития и учета региональной специфики, невозможно будет обеспечить решение задачи повышения транспортной мобильности населения, а также задачи повышения экономической эффективности и безопасности выполнения авиационных работ для самых различных секторов экономики — здравоохранения, строительства, лесозаготовительного хозяйства, пожаротушения, топливно-энергетического сектора и других.
Уверены, что обязательным шагом к преодолению хронически возникающего дисбаланса правового поля авиаотрасли, должна стать консолидация внутриотраслевых и межотраслевых позиций до выпуска в действие нормативно-правовых актов, а помочь в этом могут активизация и обязательность диалога структур госуправления с профессиональными объединениями. АВИ всегда открыта такому сотрудничеству и продолжает работу для консолидации мнений по всем названным на совещании вопросам.
Надеемся, поручения Правительства по итогам совещания 5 декабря станут твердым шагом авиаотрасли к успешному межотраслевому взаимодействию в области инфраструктурного развития гражданской авиации.
Ассоциация Вертолетной Индустрии — некоммерческая организация, с 2006 года вносящая весомый вклад в развитие вертолетной индустрии России, повышение ее экономической эффективности, профессионализма и безопасности полетов посредством различных проектов и программ, направленных на расширение внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия, распространение передового опыта и решение возникающих проблем.