Мониторинг СМИ 12 августа

Ростех создал высокоскоростные радиомодемы для дронов и роботов

Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех создал малогабаритные радиомодемы для гражданских беспилотников, роботизированных систем и авиации. Они обеспечивают высокоскоростную помехозащищенную радиосвязь на расстоянии до 300 км и могут передавать видео в формате до 4К в режиме реального времени. Устройства будут впервые представлены на форуме «Армия-2022», сообщили в пресс-службе ГК «Ростех».

Широкополосные радиомодемы позволяют организовать надежный радиоканал между подвижными и стационарными объектами для управления и обмена информацией. Благодаря этому операторы могут в реальном времени получать большие объемы данных, а также видео в высоком разрешении со средств наблюдения БПЛА и роботизированных комплексов.

«Новые радиомодемы могут работать в диапазоне от 50 МГц до 12 ГГц и отличаются повышенной помехозащищенностью. Их вес не превышает 400 г. Благодаря этому устройства можно использовать в беспилотниках и роботизированных устройствах с высокоскоростным каналом передачи данных, например, для телеметрии нефтегазовых объектов, передачи информации от различных датчиков на диспетчерские пункты, при топографической съемке или во время поисково-спасательных операций. Образцы будут впервые представлены на форуме «Армия-2022», — сказал исполнительный директор Ростеха Олег Евтушенко.

Оборудование имеет функцию когнитивного радио и использует метод псевдослучайной перестройки рабочей частоты (ППРЧ). Это позволяет устройствам выбирать оптимальные для работы частоты и избегать помех.

В составе «Росэлектроники» разработку ведет нижегородское НПП «Полет».

«Радиомодемы могут работать с различными типами антенн, а рабочий диапазон частот может варьироваться в зависимости от требований заказчика. В изделиях реализован ряд технологий, которые обеспечивают их конкурентные преимущества на рынке. В частности, применение помехоустойчивого кодирования и технологий на базе нейронных сетей позволяет устройствам работать ниже уровня шумов, обеспечивая высокую надежность радиосвязи», — рассказал генеральный директор НПП «Полет» Алексей Комяков.

Международный военно-технический форум «Армия-2022» пройдет 15-21 августа 2022 года в парке «Патриот».

https://www.aex.ru/news/2022/8/12/246664/

«ОДК-Климов» в центре внимания

Вертолетные двигатели западного производства стали продукцией запрещенной к поставкам российским вертолетостроителям уже по 2-му пакету антироссийских санкций. Неудивительно, что сразу после объявления этих рестрикций АО «ОДК-Климов» оказалось в эпицентре операции спасения отечественной вертолетной отрасли.

К счастью, у предприятия имелся серьезный задел по разработке семейства новых двигателей для российских вертолетов разных классов. Этим начинаниям предшествовал успех с двигателем ВК-2500 и его новейшими модификациями. Полное импортозамещение к моменту «Х» не поспело и теперь компании «ОДК-Климов» предстоит стать не только одним из флагманов этого всеотраслевого процесса, но и в самое ближайшее время занять место научно-исследовательского, кадрового и производственного кластера национального авиадвигателестроения. Сегодня эту задержку в разработке новых отечественных турбовальных двигателей легко объяснить, но тяжело оправдать — все эти проекты до последнего времени финансировались из собственных средств «ОДК-Климов».

Серийная продукция АО «ОДК-Климов» включает двигатели семейства ВК-2500, ТВ3-117 и ТВ7-117В, собранные полностью из российских комплектующих для вертолетов Миля и Камова. Предприятие также разрабатывает и производит автоматические системы управления (САУ) для своих двигателей. В 2024 году АО «ОДК-Климов» планировал сертифицировать новые вертолетные двигатели малой размерности — ВК-650В для вертолетов «Ансат», Ка-226 и ВК-1600В для Ка-62. Однако эти планы пришлось срочно перекраивать.

Предприятие стало одним из героев недавно завершившегося XXV Петербургского международного экономического форума. Администрация Санкт-Петербурга и промышленные предприятия города в ходе ПМЭФ-2022 подписали соглашения с целью развития производств на общую сумму 101 млрд рублей. Большинство заключенных соглашений было связано как раз с импортозамещением. Наиболее крупный из них — проект АО «ОДК-Климов» по развитию производства авиадвигателей на общую сумму 59 млрд рублей.

ОДК-Климов при поддержке корпорации и города реализует инвестиционные проекты по разработке, производству и обслуживанию перспективных авиадвигателей. В частности, к будущим инвестпроектам относится строительство нового топливного терминала для обеспечения работы испытательной стендовой базы АО «ОДК-Климов», создание комплекса испытательных стендов для перспективных газотурбинных двигателей. Будут созданы комплекс по сервисному обслуживанию и сопровождению эксплуатации авиационных двигателей, центр послепродажного обслуживания с авиационным учебным центром, производственно-конструкторский корпус и корпус разработки и производства систем автоматического управления.

В реализацию этих проектов будет инвестировано более 22 млрд рублей. В «ОДК-Климов» в течение семи лет будет создано 885 новых рабочих мест, в том числе 650 основных производственных. Город будет оказывать консультационную и информационную поддержку по вопросам, связанным с реализацией проекта.

Соглашение о сотрудничестве подписали губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, генеральный директор АО «ОДК», управляющей организации АО «ОДК-Климов», Александр Артюхов в присутствии исполнительного директора АО «ОДК-Климов» Александра Ватагина.

«ОДК-Климов имеет все предпосылки для дальнейшего роста. Крайне важно развивать компетенции создания авиационных двигателей и систем автоматического управления, серийного производства изделий, обеспечивая их финишную сборку, а также сервисное обслуживание. Работу необходимо форсировать как в части увеличения производства выпускаемой продукции, так и по созданию новых двигателей», — заявил Александр Ватагин.

Собственно, сегодня особые экономические зоны становятся приоритетными и наиболее перспективными при реализации инвестиционных проектов для создания современных высокотехнологичных производств. Учитывая значимость «ОДК-Климов» для существования и развития отрасли, такая мобилизация не кажется излишней.

«Рост спроса на воздушные суда российского производства ставит перед „ОДК-Климов“ задачу по увеличению количества выпускаемых двигателей. Предприятие серийно выпускает газотурбинные двигатели ТВ3-117 и ВК-2500 для российских вертолетов, ведет проекты по созданию новых двигателей для вертолетов „Ансат“, Ка-226, Ка-62, гибридной силовой установки и систем автоматического управления. Для наращивания темпов производства на территории ОЭЗ „Новоорловская“ к 2026 году будет построен производственно-конструкторский комплекс. Площадь застройки — 4,9 га. Реализация проекта позволит создать почти тысячу новых рабочих мест», — сообщил первый заместитель гендиректора госкорпорации «Ростех» Владимир Артяков.

Впрочем, первым вливанием стал кредит на 3 млрд рублей от Новикомбанка, предоставленный «ОДК-Климов» на выпуск серийной продукции. Это те деньги, которые были нужны предприятию еще вчера. Кстати, кредитный договор заключен с льготной процентной ставкой в рамках программы Минпромторга России по поддержке системообразующих предприятий. Этот документ также был подписан на площадке ПМЭФ-2022.

«Полученные средства будут направлены на обеспечение выпуска серийных двигателей: в ближайшее время мы планируем увеличить объем их производства в связи с увеличением спроса как со стороны государственного заказчика, так и со стороны коммерческих пользователей. Кредитные средства помогут „ОДК-Климов“ полностью выполнить свои обязательства», — прокомментировал событие исполнительный директор предприятия Александр Ватагин.

https://helicopter.su/odk-klimov-v-tsentre-vnimaniya/

Российские производители БПЛА просят господдержки

Большинство российских компаний, производящих беспилотные авиационные системы (БАС), зафиксировали ухудшение своего положения в текущей макроэкономической ситуации. Об этом, как сообщает ТАСС, говорят данные опроса, проведенного Центром стратегических разработок в рамках исследования «Состояние и тенденции развития рынка беспилотных авиационных систем в мире и России».

При этом 87% компаний заявили, что нуждаются в государственной поддержке, уточняет агентство.

В исследовании приняли участие 172 компании малого, среднего и крупного бизнеса — производители БАС и их элементов, композитных материалов, разработчики сервисов и платформ, а также научные и образовательные организации. Негативное влияние нынешней макроэкономической ситуации на своем бизнесе отметили 80% опрошенных.

Кроме того, 63% компаний, работающих на экспорт, заявили, что в настоящее время частично или полностью закрыли это направление своей деятельности. В то же время снижение импорта может негативно сказаться на производстве вплоть до его приостановки, отметили эксперты рынка.

В выводах опроса сказано, что снизить негативные эффекты поможет ускоренная замена импортной продукции на отечественные аналоги. Необходимо «найти альтернативные варианты приобретения сырья, материалов и комплектующих и оборудования, рассмотреть возможности выхода на иные рынки для сбыта своих продукции и услуг», — уточняется в исследовании.

В связи с текущей ситуацией на рынке беспилотников власти могут совместно с представителями отрасли создать условия для развития освобождаемых ниш и смежных отраслей, заключили эксперты центра.

https://www.rosbalt.ru/business/2022/08/11/1969806.html

Алексей Козлов: «Квалифицированные рабочие получают у нас 100 тысяч рублей»

Генеральный директор Улан-Удэнского авиационного завода холдинга «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех Алексей Козлов в большом интервью рассказал «Байкал-Daily» о том, как предприятие справляется с нехваткой кадров, о работе с учебными заведениями Бурятии и совместных проектах с правительством региона.

— Алексей Владимирович, вы руководитель уникального на Дальнем Востоке промышленного предприятия, существует ли потребность в кадрах на авиационном заводе и какие специалисты нужны?

— Вы знаете, что перед российским авиастроением поставлены амбициозные задачи. Для их решения фактически вся отрасль консолидирована под управлением Госкорпорации Ростех. В рамках этой работы мы наращиваем производственную программу, увеличиваем товарный выпуск продукции, плюс осваиваем производство новых вертолетов: Ми-171А3 и Ка-226Т, которые очень ждут на рынке. В связи с этим мы увеличили количество рабочих мест и активно набираем персонал. При этом рынок труда не предлагает нам готовых специалистов, и мы реализуем целый ряд программ подготовки кадров для авиастроительного производства.

В настоящее время продолжается набор основных производственных рабочих: слесарей механосборочных работ, токарей, фрезеровщиков, операторов станков с ЧПУ, инженеров-конструкторов и технологов.

— На ваш взгляд, каковы основные причины кадрового дефицита на промышленных предприятиях Бурятии? Ведь нехватка рабочих рук наблюдается практически у всех предприятий республики.

— Снижение количества технических специалистов — тенденция не только нашей республики. Молодые люди, к сожалению, чаще выбирают гуманитарные профессии. Те, кто рискует сдавать ЕГЭ по физике, математике, информатике, часто показывают слабые результаты. И наша общая задача — работать и над количеством школьников и студентов, готовых осваивать технические специальности, и над качеством их подготовки. Необходимо повышать заинтересованность в инженерных специальностях, показывать важность и красоту промышленного производства.

Сейчас вопрос повышения престижа инженерных и рабочих профессий начал системно решаться во всех регионах присутствия Ростеха. Сегодня особенно важно показывать подрастающему поколению, чьими руками, в прямом смысле слова, создается знаменитая во всем мире авиационная техника. Со своей стороны, мы проводим активную работу с министерством образования и школами республики, принимаем участие в формировании учебных классов, ведем активную профориентационную работу, показываем, что сегодняшняя промышленность — это современные условия труда и, по сути, цифровое производство.

Инженерный блок современной промышленности — это не просто люди, которые хорошо умеют чертить. Это люди, владеющие автоматизированными инженерными продуктами, практически «айтишники». При этом, конечно, есть специфика, у специалиста должен быть технический склад ума.

Похожая ситуация по рабочим на производстве. Современные слесари и фрезеровщики — это больше про управление станками. С универсального оборудования мы все больше переходим на цифровые обрабатывающие центры. И сегодня нам нужны операторы, которые могут правильно работать с программами обработки деталей.

— Как вы решаете проблему привлечения кадров? Какие условия предоставляете работникам?

— Мы разработали ряд программ, направленных на поддержку действующих и перспективных сотрудников. Они предусматривают как повышение заработной платы, так и новые мотивационные и компенсационные выплаты. Заработная плата квалифицированного персонала сегодня составляет от 50 до 100 тысяч рублей. Также для этой категории персонала с 1 января 2022 года предусмотрена единовременная выплата при приеме на работу.

Более того, потенциальным работникам, проживающим за пределами Улан-Удэ, мы предлагаем компенсацию затрат на релокацию и помощь в решении жилищной проблемы — место в общежитии или компенсация аренды.

Для молодых людей с профильным высшим образованием, но без опыта работы мы предлагаем аналогичный адаптационный пакет. Размер их заработной платы начинается от 45 тысяч рублей. При этом на первое время за новичками закрепляют наставника.

В некоторые подразделения отбор на вакансии может осуществляться на конкурентной основе, в рамках программы «Стажер». Стажировка продолжается от одного до трех месяцев, в это время заработная плата ее участников составляет 30 тысяч рублей. По итогам первого опыта работы на предприятии стажеры-лидеры могут претендовать на вакантные должности с уровнем заработной платы от 45 тысяч рублей.

Если у соискателя нет необходимой рабочей профессии, но есть желание работать на предприятии, мы приглашаем его к участию в нашей программе «Молодой рабочий». Получить актуальную профессию можно за четыре-шесть месяцев. В рамках данного проекта Улан-Удэнский авиационный завод проводит обучение монтажников электрооборудования летательных аппаратов, операторов станков с программным управлением, сборщиков-клепальщиков, слесарей, станочников широкого профиля, токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков. Ученикам выплачивается стипендия, первое время компенсируется стоимость питания в столовых.

— Взаимодействуете ли с учебными заведениями в Улан-Удэ для поиска потенциальных кадров?

— Завод активно взаимодействует с вузами и ссузами Бурятии. Например, в числе преподавателей кафедры «Самолето- и вертолетостроение» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (ВСГУТУ) есть действующие сотрудники нашего завода. Зная работу предприятия изнутри, коллеги помогают студентам лучше понимать производственные процессы, проводят практикоориентированное обучение. Также работа по подготовке рабочих для нашего предприятия ведется совместно с Улан-Удэнским авиационным техникумом.

Ребята также участвуют в федеральном образовательном проекте Госкорпорации «Крылья Ростеха». На этапе отбора в проект к абитуриентам предъявляются очень серьезные требования, они проходят конкурсные процедуры. В рамках проекта будущие авиастроители обучаются по индивидуальной образовательной траектории, получают дополнительные профессиональные компетенции, в том числе навыки рабочих профессий, от предприятия им выплачивается дополнительная стипендия. Более того, уже с первого курса студентам обеспечено трудоустройство на завод. Выпускники программы получают диплом московского вуза и возможность продолжения карьеры на предприятиях Ростеха.

Кроме того, благодаря вниманию главы республики был реализован проект по обучению студентов региона в МАИ, при этом образовательный процесс организован на базе ВСГУТУ по сетевой форме.

Очень важно, что решение кадровых вопросов проводится нашим предприятием, холдингом «Вертолеты России» и Госкорпорацией Ростех в тесном взаимодействии с правительством Республики Бурятия, такой подход существенно повышает эффективность профориентационных проектов. Глава республики очень внимательно относится к вопросам подготовки кадров и обеспечения промышленных предприятий профильными специалистами, системно подходит к разрешению таких задач, как увеличение контрольных цифр приема на востребованные в регионе инженерные и рабочие специальности, открытию новых направлений подготовки в вузах и ссузах, при необходимости выносит вопросы дефицита кадров на федеральный уровень.

По инициативе Улан-Удэнского регионального отделения Союза машиностроителей России и при поддержке главы региона реализуется целый ряд системных проектов по направлению: школа-вуз-предприятие.

Мы понимаем, что подготовка кадров — длительный процесс, и начинаем, по сути, сопровождать наших будущих работников еще со школьной скамьи, создаем профильные инженерные классы. Уже с пятого класса в них начинается углубленное изучение математики, физики, информатики и дополнительных предметов технической направленности.

Мы заключаем договоры о сотрудничестве со многими ведущими техническими вузами страны. Студенты, поступившие по целевому набору, проходят практику на заводе, перенимая опыт у лучших наставников, защищают курсовые и дипломные работы на предприятии, при этом годы их учебы в вузе включаются в трудовой стаж. Для студентов технических вузов страны, проходящих обучение не по целевому набору, холдинг «Вертолеты России» также ежегодно организует практику на предприятиях, безусловно, среди них есть и Улан-Удэнский авиационный завод.

https://rostec.ru/news/aleksey-kozlov-kvalifitsirovannye-rabochie-poluchayut-u-nas-100-tysyach-rubley/

Аэротакси BlackFly провело четыре демонстрационных полета

За тестированием eVTOL-аппарата компании #Opener на выставке EAA AirVenture 2022 в Ошкоше наблюдали сотни тысяч людей.

Уже вторая крупнейшая публичная демонстрация персональной технологии eVTOL состоялась по итогам 10-летних испытаний. Как подчеркивают инженеры BlackFly, этот путь позволил сделать полеты персональной электрической авиации плавными и безопасными.

Но главное, что для управления этим сверхлегким воздушным аппаратом не требуется лицензия пилота.

https://t.me/hianews/1482

Французы представили пилотируемый дрон с турбореактивными двигателями

Французская компания Zapata представила скоростной пилотируемый дрон с десятью турбореактивными двигателями. Также она показала запись летных испытаний, во время дрон не только летел по прямой, но и управляемо перевернулся. Расчетная максимальная скорость дрона составляет 250 километров в час, а грузоподъемность — 200 килограмм, отмечается на сайте Zapata.

В последние несколько лет десятки компаний в мире приступили к разработке аэротакси — мультикоптеров (как правило, электрических) рассчитанных на перевозку одного или более человек в автономном режиме в городе или недалеко от него. Не так давно стали появляться аппараты смежного класса, которые пока не получили отдельного названия, но условно их можно назвать пилотируемыми дронами. Это аппараты, рассчитанные на одного человека, в них используется открытый корпус и ручное управление, и чаще всего они предназначены не для спокойного передвижения, а для быстрых полетов и гонок. Среди таких проектов можно выделить разработки компаний Alauda Aeronautics, Jetson и Drone Champions AG, но последняя, судя по всему, свернула проект.

Zapata, известная своими реактивными ховербордами, представила похожий аппарат JetRacer с существенным отличием — в нем используются не винты, а турбореактивные двигатели. В целом дрон построен по похожей схеме: в центре располагается открытое кресло пилота с органами управления, а по четырем сторонам установлены блоки по два двигателя. Еще два двигателя расположены в центре по бокам, рядом с кабиной пилота.

Компания отмечает, что все двигатели имеют запасные блоки управления, а также что дрон сможет продолжить полет, даже если из строя вышло сразу два двигателя из десяти. Аппарат оснащен системой стабилизации и помощи при поворотах. Согласно расчетам, скорость JetRacer может достигать 250 километров в час, а максимальная высота составляет три километра.

Пока компания не достигала этих величин на практике, но уже испытала дрон пилотируемым полетом. Во время испытаний основатель компании Фрэнки Запата (Franky Zapata) показал как базовые маневры, такие как взлет, посадка горизонтальный полет и развороты, так и нетипичный для таких машин переворот на месте.

В качестве применений для дрона компания рассматривает как развлечения и демонстрационные полеты, так и военные применения, например, для перелета между кораблем и берегом.

Несмотря на то, что турбореактивные двигатели в дронах — редкость, это не первый аппарат с таким источником движения. В прошлом году мы рассказывали о сравнительно небольшом беспилотном дроне с четырьмя поворотными турбореактивными двигателями.

https://nplus1.ru/news/2022/08/11/zapata

Теги записи: , , , , , , , , , , , , , ,

ПАРТНЕРЫ АВИ