Новый российский Hind мог стать лучшим вертолётом в мире

ВВС около 50 стран мира имеют на вооружении различные модификации знаменитого ударного вертолёта Ми-24 (Hind, или «Лань»), разработанного ОКБ Миля. Рынок модификаций этого типа огромен, и здесь царит жесточайшая конкуренция.

Наиболее известные модификации Ми-24 предлагают различные российские и чешские компании, а также концерн «Авиационная промышленность Израиля» (Israeli Aircraft Industries), польская компания WZL и французская SAGEM.

 

Однако самая полная и наиболее удачная модернизация Mи-24 из всех существующих, хоть и не столь популярная, была создана южноафриканской компанией Advanced Technologies and Engineering. Модификация Super Hind представляет собой кардинально изменённую версию оригинальной конструкции.

Но небольшие размеры компании и, следовательно, её незначительное влияние на рынке, а также обязательства заключать с клиентами договор о конфиденциальности и жёсткая конкуренция со стороны Европы и России привели к тому, что этот проект едва не погубил компанию. 

Первоначально ATE представляла собой группу небольших частных предприятий, расположенных в г. Мидранд, ЮАР. Они принимали участие в управлении оборонными программами. Особый упор при этом делался на установку систем авионики и вооружения на военные летательные аппараты.

За двадцать лет существования ATE участвовала в разработке нескольких программ, включая интеграцию систем авионики и вооружения в состав испанских истребителей-бомбардировщиков Mirage F.1 и южноафриканских учебно-тренировочных турбовинтовых самолётов PC-7 Mk.II, а также в разработке систем для южноафриканского ударного вертолёта Rooivalk («Пустельга»).

 

Успешно завершив работу над Rooivalk, в 1996 году компания ATE впервые заинтересовалась Ми-24. В то время для ВВС Африки, Азии и Латинской Америки приобретались десятки Ми-24.

ATE купила два вертолёта, присвоив им регистрационные номера ZU-BOI и ZU-GAL, и начала исследовать область их полётных режимов и эксплуатационные характеристики. Постепенно компания приступила к работе над модификациями, предлагая всё более совершенные модели — от Super Hind Mk.II до Mk.III, Mk.IV и Mk.V.

В отличие от других компаний, предлагающих аналогичные доработки, ATE не стала устанавливать дополнительное оборудование, оставляя оригинальную навигационную аппаратуру и систему управления вооружением. Вместо этого она сосредоточилась на недостатках этой модели, изучив возможности вести ночные бои, огневую мощь, надёжность, а также отметив сложную и дорогостоящую логистику.

Кроме того, во время лётных испытаний в 1999 году специалисты из ЮАР обнаружили, что Ми-24 слишком тяжёлый, в результате чего снижается его маневренность. В результате инженеры ATE пришли к следующему выводу: дальнейшая работа над Super Hind должна быть малозатратной, включать незначительные риски разработки проекта или вообще обойтись без них, и вестись в ускоренном темпе.

Их идеи привлекли внимание ВВС Алжира. В 1999 году они разместили заказ на модернизацию 34 вертолётов Ми-24 по стандарту Super Hind Mk.II. В этой бюджетной версии сохранялась система вооружения советского производства, однако системы прицеливания были заменены новейшими южноафриканскими технологиями.

В ходе переговоров и дальнейших испытаний внимание алжирских специалистов привлекла гораздо более совершенная модель Super Hind Mk.III. С неё была снята большая часть устаревшей бортовой электроники советского производства. Оставили лишь систему воздушных сигналов, гиродатчики угловой скорости и радар-высотомер. В результате масса вертолёта снизилась более чем на 1800 килограммов.

Вместо этого южноафриканские специалисты установили цифровой компьютерный процессор, новый доплеровский радар, систему GPS-навигации, шину данных ARINC MIL-STD-1553, гидростабилизированный прицел Argos 410-Z с оптроникой Carl Zeiss, 20-мм пушку GIAT для подачи двух видов боеприпасов, установленную на турели Vektor F2 с гидравлическим приводом, и противотанковые управляемые ракеты ZT-3 Ingwe производства ЮАР.

В конце концов компания ATE помогла алжирцам решить проблему с поставками запасных частей, после чего занялась вопросами логистики и упростила обслуживание. Super Hind Mk.III стал весьма удобным в эксплуатации и пригодным для ремонта даже в самых примитивных условиях. Алжирские специалисты получили возможность осуществлять полный ремонт и техобслуживание вертолёта Super Hind на родине.

Результат полностью удовлетворил алжирцев, и они повторно заказали модернизацию всех 34-х вертолётов Ми-24, теперь по стандарту Mk.III. Часть работ проводилась в ЮАР, но большая часть модернизации была выполнена в Алжире.

Вертолёты Super Hind поступили на вооружение в 2001 году. Хотя один вертолет пришлось списать после аварии на раннем этапе испытаний, проект оказался невероятно удачным. Большинство участников даже не ожидали такого успеха. Несколько алжирских пилотов отметили удобство управления модернизированным вертолётом. По их мнению, успех проекта был вызван беспроблемной интеграцией новых компонентов в оригинальный вертолёт.

Кроме того, они подчеркнули, что снижение массы значительно улучшило характеристики Super Hind в условиях большой высоты и высоких температур. Этот тип вертолётов был использован в боях с исламистскими экстремистами на юге Алжира, и оказался идеальной «машиной для убийства», особенно в ночных боях.

Неудивительно, что Super Hind Mk.III привлёк большое внимание иностранной общественности. Воодушевившись, ATE предложила вертолёт ряду восточно-европейских ВВС, которые готовились вступить в НАТО. Одновременно компания активизировала разработку более совершенных моделей и запланировала аналогичные модернизации Ми-8 и Ми-17, разработанных ОКБ Миля.

Именно в тот момент на ATE обрушились неприятности. Россия выступила с нападками на АТЕ. По мнению отдельных современных российских наблюдателей, Super Hind Mk.III оказался «опасным для полётов». Южноафриканские разработки «подвергают жизнь алжирских экипажей большому риску».

 

Как ни парадоксально, заявляя, что южноафриканская модификация Ми-24 — это «пара деталей Rooivalk, установленных на Super Hind», русские в то же время стали пытаться завладеть доступной информацией о разработках ATE.

 

Неудачные переговоры с Болгарией и расходы на дальнейшую модернизацию Super Hind привели ATE на грань банкротства. Затем компания начала сотрудничество с украинским заводом «АВИАКОН», но заказов от Украины не поступало. Только Азербайджан заказал модернизацию своих Ми-24 до стандарта Super Hind Mk. III в Украине, где до этого приобрёл 10 Ми-24.

Но в попытке сэкономить Азербайджан предпочёл оснастить вертолёты украинскими системами вооружения, а не южноафриканскими. Несколько других потенциальных клиентов передумали делать заказы. Некоторые из них (в том числе Нигерия) решили разместить заказы в Европе, несмотря на дороговизну и гораздо меньшую эффективность исполнения.

В результате компанию ATE приобрела Paramount. Впоследствии эта компания начала сотрудничать с ОКБ им. Яковлева. Как и следовало ожидать, русские не проявили интереса к дальнейшей работе над проектом.

Сегодня только Алжир и Азербайджан имеют на вооружении Super Hind — безусловно, наиболее успешную и блистательную модификацию легендарного Ми-24.

 

Том Купер

Публикация сайта https://warisboring.com/

Теги записи:

ПАРТНЕРЫ АВИ