У минской БСМП возрождается санитарная авиация

В этом году санитарная авиация должна отметить свой второй день рождения. После распада Советского Союза она, увы, исчезла из арсенала медиков, но в конце января Президент распорядился создать службу заново. И в самом скором будущем на места страшных аварий или к тяжелым пациентам в отдаленные районы опытнейших врачей станут доставлять на вертолетах либо транспортировать на них больных в крупные специализированные клиники. Да, мы возвращаемся к лучшим традициям советской экстренной помощи. Ведь санитарная авиация на территории Беларуси появилась еще в 1935 году, а с 1963–го ее отдали в ведение Минздраву, вплоть до того, что самолеты и вертолеты порой приписывались к больницам. Представьте себе, с 1981 по 1985 год из глубинки по небу было эвакуировано более 8.000 пациентов! В последнее десятилетие вертолеты вылетали только за донорскими органами для трансплантаций. Считалось, что страна компактная, дороги — хорошие и в санавиации нет нужды. Но все более ускоряющийся ритм времени, забота о здоровье и жизни каждого человека, когда счет идет на часы, а порой и минуты, диктуют необходимость «крылатой» помощи. Минские медики с городским управлением МЧС уже приступили к совместным тренировкам. За ними у больницы скорой медицинской помощи наблюдали корреспонденты «СБ».

Вчера был сложный сценарий учения. Возгорание на первом этаже крупного ТЦ, сильное задымление, часть посетителей отрезана пожаром от выхода. Их эвакуируют с крыш два вертолета, а особо пострадавшего срочно доставляют в БСМП. Вертолет еще не успел взлететь, а на площадке у приемного отделения врачи стоят уже наготове. Ждать долго не пришлось, всего пару минут — и пилот совершает посадку. Все настолько быстро, что под громкий шум и сильные порывы ветра от лопастей вертолета за происходящим не сразу успеваешь уследить. Но медиков сложно застать врасплох. Считаные секунды — и каталка с условным пострадавшим в сопровождении реанимационной бригады уже мчится по коридорам больницы.

 

— Это наше третье учение с использованием вертолета, — рассказывает заместитель главного врача БСМП Игорь Григорьев. — Учения проводим по разным сценариям, отыгрываем все возможные варианты, когда минутное промедление может стоить жизни. Тем легче будет работать в реальной ситуации.

 

Тренировки с использованием авиатехники в БСМП проходят не случайно: на территории больницы уже в этом году планируется построить вертолетную площадку. По словам главного врача Андрея Борисова, время доставки пострадавшего порой становится одним из решающих факторов в экстренных ситуациях:

— Санавиация помогает его еще больше выиграть, хотя у нас в стране сравнительно небольшие расстояния, хорошая сеть автомобильных дорог и оснащенные по последнему слову реанимобили.

Да, время экономится в разы. К примеру, из любой точки МКАД до приемного отделения больницы — 7 минут лета. А сколько бы до места происшествия и обратно добиралась карета скорой помощи, да еще и в час пик? А по зимнему гололеду?

Фото Павла ЧУЙКО.

Вертолетную площадку собираются оборудовать и у Минской областной клинической больницы в Боровлянах, у других крупных клиник. Но где–то вопрос решается иначе — скажем, санитарные борта для Могилевской областной больницы готов принять местный аэропорт, до которого всего 10 км, есть подходящая площадка и всего в трех километрах. Задачи санавиации будет выполнять подразделение МЧС — авиационное аварийно–спасательное учреждение «Авиация». Минздраву же поручено в шестимесячный срок закупить оборудование — то есть оснастить вертолеты медицинскими модулями, прочими необходимыми элементами, чтобы пациент был в максимальной безопасности.

Честно говоря, врачи старой закалки давно ждали этого момента. В свое время они на бортах санавиации облетали чуть не весь СССР, знали в лицо каждого летчика и десятки раз убеждались: в медицине как нигде время — на вес золота. Теперь в преимуществах скорой «крылатой» помощи предстоит убедиться новому поколению врачей. И пациентам, к которым они поспешат на помощь.

 

Из истории санавиации



Исключительно велика была роль санитарной авиации в годы Великой Отечественной войны. Только на Западном фронте она перевезла 34.198 раненых и больных, более 27 тонн медицинского имущества, 10.102 литра крови, 29.921 дозу бакпрепаратов. И в мирное время санавиация использовалась в СССР очень широко, в том числе для борьбы с эпидемическими инфекциями: в зоны вспышек, рискуя жизнью, вылетали лучшие специалисты. К 1968 году в СССР насчитывалось 164 больницы, к которым были приписаны самолеты и вертолеты (Ан–2, Ан–28, Л–410, Ту–104, Ми–2). Самым резонансным случаем стала история спасения трехлетней литовской девочки Расы Прасцявичуте. Летом 1983–го ее отец–тракторист случайно косилкой отрезал ей обе ступни. Она в любой момент могла умереть от потери крови и болевого шока. Самолет подняли по тревоге ночью, расчистив воздушный коридор до самой Москвы. И через 12 часов после происшествия Раса уже лежала на операционном столе в Москве. Хирург Рамаз Датиашвили впервые в мире пришил ребенку обе ноги. Когда девочка сделала свои первые шаги, он заплакал. Сейчас Раса ведет обычную жизнь.

Ольга САВИЦКАЯ

Беларусь сегодня

Теги записи: ,

ПАРТНЕРЫ АВИ